Цели и принципы регулирования внешнеэкономической деятельности. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ: Субъекты ВЭД

Тема: «Цели и принципы государственного

регулирования ВЭД».

Выполнила студентка

6 курса заочного отделения

35 группы

Калининград 2010г.

Введение

1. Цели и принципы государственного регулирования ВЭД;

2. Особенности принципов государственного регулирования

внешнеэкономической деятельности:

2.1. Обеспечение выполнения обязательств Российской Федерации по международным договорам Российской Федерации и осуществление возникающих из этих договоров прав Российской Федерации;
2.2. Единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

2.3. Обеспечение обороны страны и безопасности государства;

2.4. Единство таможенной территории Российской Федерации;

2.5. Выбор мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

2.6. Равенство и недискриминация участников внешнеторговой деятельности, если иное не предусмотрено федеральным законом;

2.7. Защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности, а также прав и законных интересов российских производителей и потребителей товаров и услуг;

2.8. Исключение неоправданного вмешательства государства или его органов во внешнеторговую деятельность и нанесения ущерба участникам внешнеторговой деятельности и экономике Российской Федерации;

Заключение

Библиографический список

Введение

По мере интеграции России в мировое хозяйство внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) становится все более важным и результирующим фактором ее экономической жизни.
Формируется принципиально новая сфера предпринимательства, направленная на самостоятельное освоение внешнего рынка и подчиняющаяся в своей деятельности законам мировой экономики. Если раньше сфера внешнеэкономических связей была, по существу, уделом лишь десятков специализированных внешнеторговых организаций, то теперь внешнеторговыми операциями занимаются многие тысячи производственных и торговых структур. Появление на внешних рынках российских деловых людей, часто профессионально слабо подготовленных, мало знакомых с государственным регулированием ВЭД, нередко приводит к непредвиденным результатам. Поэтому так важно знать физическим и юридическим лицам все тонкости государственного регулирования этого вида бизнеса. Задачей настоящей работы является знакомство с государственным регулированием внешнеэкономической деятельности и самое важное с принципами государственного регулирования ВЭД, раскрытием их методов и особенностей.
Как известно, квалифицированный участник ВЭД должен не только видеть текущее состояние дел, но и понимать, в каком направлении идут процессы, чтобы правильно решать стратегические задачи. Рассматривается роль государства, его органов и структур в развитии организационной системы регулирования и стимулирования ВЭД.

1. Цели и принципы государственного регулирования ВЭД.

Основные цели госрегулирования ВЭД состоят в следующем:

Использование внешнеэкономических связей для ускорения создания в

России рыночной экономики;

Содействие повышению производительности труда и качества национальной продукции путем приобретения лицензий и патентов, закупок новых технологий, качественных комплектующих, сырья и материалов, включения российских предприятий в мировую конкуренцию;

Создание условий доступа российских предпринимателей на мировые

рынки посредством оказания государственного, организационного, финансового, информационного содействия;

Защита национальных внешнеэкономических интересов, защита

внутреннего рынка;

Создание и поддержание благоприятного международного режима во

взаимоотношениях с различными государствами и международными организациями.

Основными принципами государственного регулирования внешнеторговой деятельности являются:
1) защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности, а также прав и законных интересов российских производителей и потребителей товаров и услуг;
2) равенство и недискриминация участников внешнеторговой деятельности, если иное не предусмотрено федеральным законом;
3) единство таможенной территории Российской Федерации;
4) взаимность в отношении другого государства (группы государств);
5) обеспечение выполнения обязательств Российской Федерации по международным договорам Российской Федерации и осуществление возникающих из этих договоров прав Российской Федерации;
6) выбор мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, являющихся не более обременительными для участников внешнеторговой деятельности, чем необходимо для обеспечения эффективного достижения целей, для осуществления которых предполагается применить меры государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
7) гласность в разработке, принятии и применении мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
8) обоснованность и объективность применения мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
9) исключение неоправданного вмешательства государства или его органов во внешнеторговую деятельность и нанесения ущерба участникам внешнеторговой деятельности и экономике Российской Федерации;
10) обеспечение обороны страны и безопасности государства;
11) обеспечение права на обжалование в судебном или ином установленном законом порядке незаконных действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц, а также права на оспаривание нормативных правовых актов Российской Федерации, ущемляющих право участника внешнеторговой деятельности на осуществление внешнеторговой деятельности;
12) единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
13) единство применения методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности на всей территории Российской Федерации.

2. Особенности принципов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.

Принципы представляют собой исходные начала в механизме государственного регулирования. Они гарантируют непрерывность и последовательность нормотворческого процесса, обеспечивают взаимосвязь внешнеторгового законодательства и внешнеторговой политики. Особую роль принципы играют в формировании судебной и административной практики. Они также содействуют отмене устаревших и принятию новых юридических норм, толкованию правовых актов и устранению пробелов в законодательстве и т.д. Среди принципов государственного регулирования внешнеторговой деятельности выделяют общие (уважения прав и основных свобод человека, законности, федерализма, юридического равенства и судебной защиты субъективных прав и др.) и специальные. Последние нашли свое закрепление в статье 4 Федерального закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».

2.1. Обеспечение выполнения обязательств Российской Федерации по международным договорам Российской Федерации и осуществление возникающих из этих договоров прав Российской Федерации;

Внешнеторговая политика является частью внешней политики - общего курса государства в международных делах. Внешнеторговая политика подчинена целям и требованиям внешней политики государства и не может им противоречить. Это предполагает необходимость согласования конкретных решений в сфере внешней торговли с общими установками внешней политики. Внешнеполитические интересы могут оттеснить на второй план аргументы экономической эффективности конкретной внешнеторговой сделки. Например, присоединение Российской Федерации к международным санкциям в отношении какого-либо государства влечет за собой немедленное прекращение внешнеторговых операций с данной страной, какими бы выгодными они ни являлись.

2.2. Единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности .

Единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности обусловлено рядом факторов, среди которых прежде всего следует упомянуть:
- единство цели внешнеторгового регулирования: защита экономического суверенитета, обеспечение экономической безопасности Российской Федерации, стимулирование развития национальной экономики при осуществлении внешнеторговой деятельности и обеспечение условий эффективной интеграции экономики Российской Федерации в мировую экономику;
- единство внешнеторговой политики Российской Федерации ;
- отнесение к ведению Российской Федерации следующих сфер деятельности: установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки, и т.д. ;
- единство таможенной территории Российской Федерации .
Комментируемый принцип законодатель дополняет требованием установления единой системы контроля за механизмом государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Согласно статье 35 контроль за осуществлением внешнеторговой деятельности ведется соответствующими органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах их компетенции в целях обеспечения соблюдения положений Федерального закона "Об основах государственном регулировании внешнеторговой деятельности", других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о внешнеторговой деятельности, обеспечения и защиты экономических и политических интересов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также защиты экономических интересов муниципальных образований и российских лиц.

2.3. Обеспечение обороны страны и безопасности государства.

Система экспортного контроля представляет собой совокупность мер по реализации федеральными органами исполнительной власти установленного российским законодательством порядка вывоза за пределы Российской Федерации вооружений и военной техники, а также отдельных видов сырья, материалов, оборудования, технологий и научно-технической информации, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники (так называемые товары двойного назначения), по недопущению вывоза оружия массового уничтожения и иных наиболее опасных видов оружия и технологий их создания, а также мер по выявлению, предупреждению и пресечению нарушений этого порядка.
Политика экспортного контроля осуществляется в целях реализации государственных задач обеспечения национальной безопасности, политических, экономических и военных интересов, а также выполнения международных обязательств Российской Федерации по недопущению вывоза оружия массового уничтожения и иных наиболее опасных видов оружия. Одним из необходимых условий достижения поставленных задач является обеспечение единства политики экспортного контроля.
Гарантом единства политики экспортного контроля является Президент РФ, который регулирует сотрудничество в военно-технической области (ст. 12 комментируемого Закона), утверждает перечни товаров, подлежащих экспортному контролю (ст. 16 комментируемого Закона). Порядок вывоза товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, подпадающих под действие системы экспортного контроля, определяется Правительством РФ.
В 1999 году был принят Федеральный закон "Об экспортном контроле", который установил принципы осуществления государственной политики, правовые основы деятельности органов государственной власти Российской Федерации в области экспортного контроля, а также определил права, обязанности и ответственность участников внешнеэкономической деятельности. В соответствии со статьей 3 упомянутого Закона вопросы обеспечения экспортного контроля находятся в исключительном ведении Российской Федерации.

2.4. Единство таможенной территории Российской Федерации.

Понятием "таможенная территория" обозначают территорию, на которой в полном объеме действует таможенное законодательство данной страны.
В соответствии со статьей 5 Закона РФ "О таможенном тарифе" таможенная территория Российской Федерации - территория, над которой Российская Федерация обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела.
Для определения пространственных пределов таможенной территории используют понятие "таможенная граница". Под таможенной границей понимается линия, ограничивающая таможенную территорию: "Таможенная граница - граница таможенной территории Российской Федерации" . Таможенная граница очерчивает пространственные пределы действия таможенного законодательства данного государства и разделяет таможенные территории сопредельных стран. Иными словами, таможенная граница устанавливает область действия таможенного суверенитета государства.
Принцип единства таможенной территории нацелен на предотвращение появления внешнеторгового и таможенного партикуляризма. Он исключает возможность появления внутренних таможенных границ.
Принцип единства таможенной территории производен от правовых норм, содержащихся в статьях 8 и 74 Конституции РФ, где закрепляется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции и свобода экономической деятельности; содержится запрет на установление внутренних таможенных границ, а также в статье 71 (п. "ж"), в которой установление правовых основ единого рынка и таможенное регулирование отнесены к ведению Российской Федерации.
Принципу единства таможенной территории не противоречат нормы таможенного законодательства, допускающие исключение отдельных территорий из состава таможенной территории Российской Федерации: "На территории Российской Федерации могут находиться свободные таможенные зоны и свободные склады. Территории свободных таможенных зон и свободных складов рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории Российской Федерации, за исключением случаев, определяемых настоящим Кодексом и иными законодательными актами Российской Федерации по таможенному делу". Не противоречит этому принципу и создание на отдельных территориях Российской Федерации так называемых особых экономических зон с установлением для этих территорий особых моделей таможенного регулирования .

2.5. Выбор мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, являющихся не более обременительными для участников внешнеторговой деятельности, чем необходимо для обеспечения эффективного достижения целей, для осуществления которых предполагается применить меры государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

Государственная внешнеторговая политика осуществляется посредством применения экономического и административного методов регулирования внешнеторговой деятельности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Тот или иной метод регулирования предполагает использование конкретных инструментов государственного регулирования внешнеторговой деятельности, которые условно могут быть объединены в следующие группы:
1) таможенно-тарифные инструменты (импортный и экспортный тарифы);
2) паратарифные (или квазитарифные) инструменты, использование которых формально не связано с таможенно-тарифным регулированием, но фактически оказывает на внешнеторговую деятельность похожее воздействие (таможенные сборы и иные таможенные платежи неналогового характера, акцизы, НДС, взимаемые таможенными органами);
3) валютно-финансовое регулирование (порядок совершения валютных операций, валютные ограничения, валютный контроль за внешнеторговой деятельностью и т.д.);
4) антидемпинговые и компенсационные пошлины, с помощью которых осуществляется защита интересов национальных производителей, борьба с занижением цен экспортируемых товаров и использованием экспортных субсидий;
5) государственная монополия на внешнюю торговлю отдельными товарами;
6) установление технических барьеров, позволяющих контролировать импортные поставки на предмет их соответствия национальным стандартам безопасности и качества;
7) контингентирование (квотирование) внешнеторговых операций, означающее ограничение экспортных и/или импортных поставок определенным количеством товаров или их суммарной стоимостью на установленный период времени;
8) лицензирование, предполагающее выдачу уполномоченными на то органами исполнительной власти разрешений (лицензий) на совершение экспортных и/или импортных операций.
На современном этапе развития государство стремится регулировать внешнеторговую деятельность не административными запретами и ограничениями, а через создание благоприятных экономических условий для осуществления тех внешнеторговых операций, которые способствуют повышению эффективности российской экономики, реализации конкретных задач социально-экономического развития Российской Федерации. И наоборот, для операций, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на экономику страны, создаются менее благоприятные экономические условия. В этих целях используются экономические инструменты внешнеторгового регулирования - понижение или повышение ставок импортного таможенного тарифа, изменения в порядке совершения валютных операций и т.п.
Административные меры могут использоваться только в том случае, если с помощью экономических мер невозможно достигнуть поставленных целей. Так, в соответствии со статьей 15 ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» количественные ограничения экспорта и импорта, являющиеся разновидностью административных ограничений внешнеторговой деятельности, могут вводиться только в исключительных целях (для обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, выполнения международных обязательств Российской Федерации и др.).

2.6. Равенство и недискриминация участников внешнеторговой деятельности, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Этот принцип тесно связан с конституционным принципом юридического равенства (ст. 19 Конституции РФ), признания и защиты равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности (ст. 8 Конституции РФ).
Следует заметить, что конституционный принцип равенства прав и свобод человека и гражданина не исключает наличия специальных прав, льгот и преимуществ для отдельных категорий лиц. В данном случае налицо сочетание принципов равенства и справедливости на основе учета в законодательстве естественных и социальных различий отдельных категорий лиц. Важно, чтобы соответствующие льготы были законодательно оформлены .
Государство не должно дискриминировать участников внешнеторговой деятельности, то есть предоставлять одним субъектам условия для внешнеторговой деятельности худшие, чем те, которые были предоставлены другим субъектам.

Внешнеэкономическая деятельность: учебный курс Маховикова Галина Афанасьевна

2.1. Цели и принципы регулирования внешнеэкономической деятельности

Проводимые с начала 90-х гг. в России экономические реформы непосредственно распространялись на внешнеэкономическую сферу, где осуществлялась последовательная либерализация ВЭД. В 1992–1995 гг. в целом была сформирована система государственного регулирования внешнеэкономических связей, использующая методы и инструменты, присущие странам с рыночной экономикой. Накопленный опыт в реализации общегосударственной внешнеэкономической политики, обеспечивающий переход от административных в основном к экономическим методам регулирования, дал возможность подготовить с использованием мировой практики Закон РФ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», вступивший в силу 1 июня 1996 г. В нем изложены основные принципы регулирования внешнеторговой деятельности, проведено разграничение компетенции Российской Федерации и ее субъектов в данной области, перечислены основные функции федеральных исполнительных и законодательных органов, ответственных за регулирование ВЭД, определены основы таможенно-тарифного и административного регулирования, экспортно-импортного валютного контроля, важнейшие формы содействия развитию внешнеторговой деятельности.

Основными принципами регулирования внешней торговли являются:

1) единство внешнеторговой политики как составной части внешней политики Российской Федерации;

2) единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности и контроля за ее осуществлением;

3) единство политики экспортного контроля, осуществляемой в целях реализации государственных задач обеспечения национальной безопасности;

4) единство таможенной территории Российской Федерации;

5) приоритет экономических мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

6) равенство участников внешнеторговой деятельности и их недискриминация;

7) защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности;

8) исключение неоправданного вмешательства государства и его органов во внешнеторговую деятельность, нанесения ущерба ее участникам и экономике Российской Федерации в целом.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Деньги. Кредит. Банки [Ответы на экзаменационные билеты] автора Варламова Татьяна Петровна

26. Необходимость учета государственного денежно-кредитного регулирования в коммерческой деятельности Коммерческие предприятия, осуществляя свою деятельность, не могут не обращать внимания на меры, предпринимаемые государством в целях регулирования денежной массы в

автора

Глава 6 ПРИНЦИПЫ ФИНАНСОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6.1. Цели и задачи финансирования инновационной деятельности 6.2. Источники финансирования инновационной деятельности 6.3. Развитие венчурного финансирования 6.4. Зарубежный опыт инновационного

Из книги Инновационный менеджмент автора Маховикова Галина Афанасьевна

7.8. Зарубежный опыт государственного регулирования инновационной деятельности Инновационная и научно-техническая политика ориентируется на цели, которые государство считает приоритетными для каждого конкретного исторического периода. Поэтому закономерно, что смена

автора Коллектив авторов

Раздел V Анализ внешнеэкономической деятельности коммерческих

Из книги Комплексный экономический анализ предприятия. Краткий курс автора Коллектив авторов

Глава 12 Анализ внешнеэкономической деятельности коммерческих организаций 12.1. Внешнеэкономическая деятельность, ее определение и содержание В нормативных документах определение внешнеэкономической деятельности (далее – ВЭД) приводится в ст. 1 Федерального закона «Об

Из книги Мировая экономика. Шпаргалки автора Смирнов Павел Юрьевич

4. Факторы, определяющие участие во внешнеэкономической деятельности Для предприятий, занимающихся внешнеэкономической деятельностью, важным является учет следующих факторов.При принятии решения о целесообразности выхода на внешний рынок необходимо определить

Из книги Ценообразование автора Шевчук Денис Александрович

7.1. Цели, значение и методы государственного регулирования цен Экономика страны тесно связана с государственной политикой. Переход России к построению рыночной системы хозяйствования предполагает разработку новой экономической политики, в основе которой должно лежать

автора Маховикова Галина Афанасьевна

Глава 1 Организация внешнеэкономической

Из книги Внешнеэкономическая деятельность: учебный курс автора Маховикова Галина Афанасьевна

Глава 2 Регулирование внешнеэкономической

Из книги Внешнеэкономическая деятельность: учебный курс автора Маховикова Галина Афанасьевна

2.7. Валютно-кредитное регулирование внешнеэкономической деятельности Возросшая роль кредита во ВЭД в современных условиях обусловлена следующими причинами: ростом доли науко– и техникоемких товаров и услуг в мировом экспорте, требующих крупных финансовых ресурсов и

Из книги Внешнеэкономическая деятельность: учебный курс автора Маховикова Галина Афанасьевна

9.4. Маркетинг во внешнеэкономической деятельности предприятия Международный маркетинг можно определить, как философию и инструментарий международного предпринимательства и как процесс разработки и принятия решений в сети взаимоотношений (коммуникаций) между

Из книги Внешнеэкономическая деятельность: учебный курс автора Маховикова Галина Афанасьевна

Глава 11 Страхование во внешнеэкономической

автора Альбова Татьяна Николаевна

77. Понятие и особенности государственного регулирования страховой деятельности Страховая деятельность обусловлена определенными социально-экономическими потребностями общества. Страхование создает необходимые условия для проведения предупредительных мероприятий

Из книги Страхование. Шпаргалки автора Альбова Татьяна Николаевна

116. Страхование рисков внешнеэкономической деятельности Законом РФ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» были заложены основы государственной политики в сфере поддержки внешнеторговой деятельности:1) участие исполнительной власти в

Из книги Нет мотива - нет работы. Мотивация у нас и у них автора Снежинская Марина

10.1. Цели, принципы, функции и методы управления Менеджмент – это целостная управленческая система, направленная на обеспечение оптимальной согласованности действий членов коллектива для достижения стоящих перед ними целей . Управление имеет особое общественное

Из книги Путь Caterpillar [Уроки лидерства, роста и борьбы за стоимость] автора Бушар Крейг

Закон о борьбе с коррупцией во внешнеэкономической деятельности Закон о борьбе с коррупцией во внешнеэкономической деятельности в частности запрещает подкуп местных компаний и государственных чиновников независимо от местных традиций и норм деловой этики. В

3. Цели и задачи государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в РФ.

Международный опыт государственного регулирования внешнеэкономической деятельности используется в настоящее время в России. Новое в государственном регулировании внеш­неэкономической деятельности состоит в самом подходе к роли государства. Этот новый подход принципиально меняет содер­жание роли государства, принципов, на которых оно основыва­ется, содержание функций регулирования ВЭД и их соотноше­ние; появляются новые задачи и методы их решения. Главной задачей государственного регулирования ВЭД является форми­рование ее законодательной базы, создание благоприятных эко­номических и организационных условий для развития всех ви­дов и форм ВЭД и повышения ее эффективности. Одновременно усиливается функция контроля со стороны государства за испол­нением субъектами ВЭД действующего законодательства, обес­печения национальной безопасности.

В условиях либерализации ВЭД, необходимости соблюдения международных норм и правил регулирующая роль государства основывается на иных, чем в условиях административно-команд­ной экономики, принципах. Эти принципы государственного регу­лирования внешнеторговой деятельности сформулированы в ст. 4 Закона. Среди них:

Равенство участников ВЭД и их недискриминация;

Защита государством прав и интересов участников ВЭД;

Исключение неоправданного вмешательства государства и его органов во

внешнеторговую деятельность предприятий.

Государственное регулирование ВЭД включает ее финансовое, валютное, кредитное, таможенно-тарифное и нетарифное регули­рование, обеспечение экспортного контроля; определение полити­ки в области сертификации товаров в связи с их ввозом и вывозом. Все эти направления регулирования базируются на действующем законодательстве.

Одной из важнейших функций государства является разработ­ка концепции внешнеэкономической деятельности и внешнеэконо­мической политики, на основе которой строится сотрудничество с другими странами. Долгие годы в России господствовала государ­ственная монополия внешней торговли, при которой выбор стран-партнеров определялся прежде всего политическими и идеологичес­кими интересами. Переход к рыночной экономике означал призна­ние во внешней торговле эквивалентности обмена, необходимости учитывать конкурентные преимущества России, анализировать со­стояние внешнеэкономического комплекса, разрабатывать страте­гию развития ВЭД.

В ряде федеральных программ Правительства, начиная с 1993 г., а также в указах Президента была разработана новая концепция, ко­торая предполагала:

Рациональное использование сложившейся сырьевой специа­лизации России в МРТ;

Повышение валютной эффективности сырьевого экспорта;

Расширение рынков сбыта и изменение их географии;

Развитие экспортного потенциала и улучшение структуры эк­спорта;

Развитие инфраструктуры ВЭД.

Этой концепции соответствует новая модель сотрудничества с другими странами, в экономической литературе ее называют "тор­говой" или "конъюнктурной". Она основывается на приближении национальных цен к мировым, предоставлении всем юридическим и физическим лицам права самостоятельного выхода на внешний рынок. Все это - подготовка к решению стратегической цели ре­формы: интеграции в мировую экономику.

Новая концепция внешнеэкономической политики заключа­ется в том, что в современных условиях недостаточно использо­вать сложившуюся специализацию России в МРТ, необходимо осуществлять целенаправленную интеграцию в мировую эконо­мику. Эта концепция и соответствующая ей внешнеэкономичес­кая политика представлены в Федеральной программе развития экспорта. Центральное место в последней занимает совершен­ствование структуры российского экспорта, повышение в нем доли товаров высокой степени обработки, развитие прогрессив­ных форм международной производственной и научно-техничес­кой кооперации, инвестиционного сотрудничества, совместной реализации инновационных проектов. Такой концепции соответ­ствует и новая модель - производственно-инвестиционная, или стратегическая.

Главными признаками этой модели являются:

Охват всего процесса воспроизводства (инвестиционное со­трудничество может начинаться еще на стадии подготовки проекта, а производственное и инвестиционное - на стадии добычи полезных ископаемых и т. д.):

Расширение партнерских отношений со всеми странами толь­ко на основе взаимных экономических интересов;

Совпадение с мирохозяйственной сферой.

Таким образом, при производственно-инвестиционной модели эк­спортно-импортные операции дополняются другими видами ВЭД - производственным кооперированием, инвестиционным сотрудни­чеством. Зарубежный капитал, новые технологии, оборудование по лизингу и т. д. начинают использоваться на всех стадиях воспроиз­водственного процесса - при добыче нефти и ее переработке, при заготовках леса и его обработке, при добыче алмазов и т. п. И тог­да вывозятся не только природные ресурсы, но и продукты их пере­работки.

Международная кооперация способствует повышению эффек­тивности как добычи, так и производства и экспорта, поскольку вывозится не только сырье, но и готовая продукция. Например, эф­фективность экспорта круглого леса составляет 79%, бруса из него - 129, столярных плит -143, а пиломатериалов - 169%.

Производственно-инвестиционная модель может быть сформи­рована при помощи использования отработанных мировой прак­тикой приемов и средств государственного регулирования. Важней­ший шаг в этом направлении сделан в Федеральной программе раз­вития экспорта, которая определила, во-первых, предпосылки со­здания модели - производственные, инвестиционные, научно-тех­нические, а также необходимость увеличения объемов капитальных вложений; во-вторых, последовательность в становлении и разви­тии модели; в-третьих, направления создания модели:

Расширение иностранного инвестирования;

Установление прямых производственных связей между пред­приятиями;

Совместное предпринимательство;

Интеграция отраслей;

Налаживание сотрудничества между территориально - произ­водственными структурами;

Совершенствование структуры внешнеэкономического комп­лекса.

Целью государственного регулирования является создание правовых, экономических и организационных условий, обеспе­чивающих эффективную внешнеэкономическую деятельность на всех ее уровнях. На данном этапе государство должно создавать условия реализации стратегической цели, определенной в Феде­ральной программе развития экспорта: "совершенствование структуры российского экспорта, понимаемое как длительный эволюционный процесс повышения эффективности и масштабов экспортной деятельности на основе расширения ассортимента и улучшения качества экспортируемой продукции, совершенство­вания товарной и географической структуры экспорта, использования прогрессивных форм международного торгово-экономического сотрудничества". Для реализации этой цели необходи­мо решение комплекса задач не только во внешнеэкономической сфере, но и в законодательстве, во внешней политике, организа­ции управления, подготовке кадров и т. д. При решении задач в названных сферах любое государство, в том числе и наше, долж­но учитывать следующие сложившиеся в международной прак­тике принципы:

1. Учет требований международных организаций, например:

ГАТТ/ВТО в отношении таможенно-тарифного регулиро­вания;

Всемирной таможенной организации в отношении таможен­ных процедур и их унификации:

Европейского Союза в отношении соблюдения квот экспор­та отдельных видов товаров, например, текстильных;

Специализированных организаций ООН;

МАГАТЭ - международного агентства по атомной энергии - по особому требованию к экспорту особых товаров - ядер­ных материалов и оборудования, которые могут быть ис­пользованы как в мирных, так и в военных целях.

2. Либерализация внешней торговли.

3. Торговля по мировым ценам.

4. Введение реального валютного рынка.

5. Сбалансирование платежного и торгового баланса со стра­нами-партнерами.

В соответствии с международной практикой РФ необходимо решать задачи в области внешней политики, которые будут спо­собствовать реализации стратегической цели. Прежде всего, речь идет о вступлении России во Всемирную торговую организацию, при котором двусторонняя внешнеторговая политика России с лю­бым государством превращается в многостороннюю с возможнос­тью рассмотрения торговых споров в структурах ВТО, с усложне­нием процедуры введения количественных ограничений на ввоз российских товаров, с согласованием встречных требований и мно­гим другим.

Во-вторых, это подписание соглашений с зарубежными стра­нами, предусматривающих либерализацию взаимной торговли, ре­шение на уровне межправительственных комиссий по торгово-экономическому сотрудничеству проблем структуры и динамики тор­говых потоков между заинтересованными странами. Подписанное между РФ и ЕС соглашение о сотрудничестве способствует продви­жению российских товаров на рынки стран - членов ЕС, на его базе подписано соглашение между РФ и Европейским объединением угля и стали о согласовании условий доступа российских изделий из стали на территорию ФРГ.

В-третьих, задачей в области внешней политики является фор­мирование торгово-политических союзов, дающих возможность противостоять коллективному протекционизму стран - участниц региональных группировок.

Большое значение имеет подписание соглашений по вопросу исключения двойного налогообложения и защиты капиталовло­жений, расширение функций российских торговых представи­тельств за рубежом по консультированию и информированию уча­стников ВЭД, а также государственных органов и общественных объединений.

Особо следует выделить направления внешней политики по отношению к государствам - членам СНГ. Экономические инте­ресы России во многом определяются сложившейся в предшеству­ющие десятилетия глубокой взаимосвязью государств - бывших республик СССР. Экономическая политика России в отношении стран СНГ, как указано в Программе Правительства РФ "Рефор­мы и развитие российской экономики в 1995-1997 годах", будет направлена на:

Развитие и рационализацию кооперативных хозяйственных связей в масштабах, обеспечивающих поддержание российс­кого производства, снабжение (прежде всего продовольствен­ное) населения;

Сохранение ведущего положения на рынках СНГ, особенно в сфере сбыта российской готовой продукции;

Обеспечение доступа к сырьевым ресурсам, которыми распо­лагают бывшие союзные республики;

Гарантированное и безопасное использование транзитных коммуникаций, обслуживающих экспортно-импортные товаро-потоки России в третьи страны;

Кооперацию и согласованность усилий стран СНГ в струк­турных преобразованиях производства, в оптимизации раз­мещения производственных сил.

Активная экономическая политика в отношении стран ближ­него зарубежья рассматривается правительством как один из рыча­гов оздоровления российской экономики и создания условий ее подъема в перспективе, достижения полноправного членства Рос­сии в мировом сообществе. В этой связи предметом первостепенной важности в двусторонних отношениях России со странами СНГ должны стать:

Выполнение обязательств по взаимным поставкам;

Ликвидация задолженности по товарным поставкам;

Возврат ранее предоставленных кредитов;

Недискриминационный режим транзита российских товаров

по территориям этих стран.

В сфере торгово-экономических отношений реформирование будет осуществляться в процессе формирования зоны свободной торговли и создания Таможенного союза. Большое значение имеет соглашение "Об общих условиях и механизме поддержки производ­ственной кооперации предприятий и отраслей государств - членов СНГ", подписанное в Ашхабаде в декабре 1993 г. В соответствии с ним к поставке товаров и услуг в рамках производственной коопе­рации и специализации производства не применяются:

Ввозные и вывозные пошлины;

Количественные ограничения.

Каждое из государств, подписавших названное соглашение, определяет перечень предприятия, включенных в кооперационные поставки, и они заключают контракты с предприятиями- партне­рами других государств.

В марте 1996 г. был подписан Договор между Республиками Бе­ларусь, Казахстан, Киргизской Республикой и Российской Федера­цией "Об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях". Одна из целей интеграции - формирование единого эко­номического пространства.

Регулирование ВЭД государством означает не только поддер­жку и стимулирование, но и контроль за соблюдением нацио­нальных интересов, обеспечение экономической безопасности. В этих целях в числе других мер следует отметить необходимость усиления контроля за соблюдением российскими экспортерами правил международной торговли, например, связанных с ценооб­разованием. Так, Постановлением Правительства РФ от 2 декаб­ря 1993 г. № 1248 предусмотрены санкции к российским предприя­тиям, прибегающим к методам недобросовестной конкуренции и, прежде всего, к демпингу. Участники ВЭД должны получать ква­лифицированные консультации по мировым ценам на продукцию, предлагаемую ими к экспорту. В прил. 15 дан перечень организа­ций, предоставляющих услуги по информационному обеспечению расчетов цен.

Распоряжением Европейской экономической комиссии от 27 мая 1997 г. с 1 июля были временно введены антидемпинговые пошли­ны на ввоз бесшовных труб из железа и стали в страны-члены ЕС. Размер пошлины очень высок - 32,9% от таможенной стоимости. Пострадают Первоуралъский, Северский и другие уральские заво­ды, а также Таганрогский металлургический завод, который постав­лял в Италию в больших количествах некачественную продукцию по ценам ниже мировых. Итальянские производители труб в ноябре 1966 г. обратились в ЕЭК с требованием начать процедуру анти­демпингового расследования, так как из-за экспансии на итальянс­кий рынок бесшовных труб Таганрогского металлургического за­вода "Тагмет" в 1995-1996 гг. разорились четыре компании, произ­водившие трубную продукцию, число сокращенных рабочих мест составило 13 тыс.

Валютное регулирование - одна из форм государственного воз­действия на участников ВЭД в целях защиты национальных инте­ресов. Это воздействие осуществляется на основе закона РФ "О ва­лютном регулировании и валютном контроле". Наиболее распрос­траненный метод валютного регулирования внешней торговли - обязательная продажа части валютной выручки за национальную валюту.

Методом валютного регулирования являются так называемые "валютные ограничения": государственный контроль за валютны­ми операциями, сосредоточение валютных операций в уполномо­ченных банках, ограничения на вывоз капитала и др.

Усиление контроля со стороны государства проявилось во вве­дении паспортов сделок: экспортных - для контроля возврата ва­люты, импортных - для контроля за обоснованностью перечисле­ния валюты и паспортов бартерных сделок".

Государственное регулирование ВЭД во всех странах направле­но на обеспечение, в первую очередь, национальной экономической безопасности, под которой понимается защищенность экономики от внутренних и внешних неблагоприятных факторов, которые на­рушают нормальное функционирование процесса внутреннего вос­производства, снижают жизненный уровень, порождая неблагоп­риятные социальные последствия. В Законе экономическая безопас­ность определена как состояние экономики, обеспечивающее доста­точный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития РФ. неуязвимость и независимость ее экономических интересов по отношению к возможным вне­шним и внутренним угрозам и воздействиям.

Регулирующая роль государства реализуется посредством при­менения экономического и административного методов. Оба эти ме­тода, их инструментарий, а также институциональные структуры, проводящие в жизнь эти методы, определены в Законе и довольно подробно описаны в Федеральной программе развития экспорта.

К экономическому методу относятся меры, связанные с исполь­зованием стоимостных категорий - кредитов, налогов, таможенных пошлин, системы гарантий и страхования экспортных кредитов. Одно из важнейших направлений поддержки экспорта, особенно товаров высокой степени обработки, связано с использованием мер налогового регулирования, с возвратом НДС экспортерам. Эконо­мический метод используется и при регулировании импорта посред­ством таможенных тарифов и ввозных пошлин и путем использо­вания различных видов пошлин.


Внешнеэкономической деятельности. Государственное воздействие на осуществление внешнеэкономической деятельности Государство с целью защиты своих национальных интересов, интересов всего общества осуществляет регулирование внешнеэкономической деятельности, а также воздействует тем или иным способом на участников возникающих при этом отношений, оказывая им поддержку или создавая неблагоприятные...

Внешнем рынках. Это необходимо как для защиты внутреннего рынка, так и для осуществления контроля со стороны государства за внешнеэкономической деятельностью (ВЭД) субъектов хозяйствования в рамках правового поля. Специальные санкции в качестве регулирования внешнеэкономической деятельности без дополнительного вмешательства Верховная Рада Украины еще в 1991 году, принимая один из самых "мягких" ...

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Система правового регулирования международных экономических отношений. Особенности модернизации российского права. Участие Российской Федерации в Таможенном союзе. Лицензирование как способ государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.

    дипломная работа , добавлен 06.11.2014

    Особенности государственного регулирования внешней торговли. Характеристика квотирования и лицензирования как нетарифных методов регулирования внешнеэкономической деятельности. Описание специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных пошлин.

    курсовая работа , добавлен 11.10.2011

    Методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности и их классификация. Цели и задачи введения нетарифных мер. Меры прямого ограничения, квотирование, лицензирование, таможенные и административные формальности, иные нетарифные методы.

    презентация , добавлен 18.05.2010

    Квотирование как нетарифный метод ограничения внешнеэкономической деятельности. Порядок лимитирования экспорта-импорта товаров и распределения импортных квот. Проблемы, связанные с квотированием импорта товаров в условиях деятельности Таможенного союза.

    курсовая работа , добавлен 19.12.2014

    Методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности: таможенный режим, квотирование, валютное регулирование. Таможенное регулирование в России. Понятие валютного регулирования и валютного контроля. Транзитный и текущий валютный счет.

    шпаргалка , добавлен 28.10.2013

    Понятие, сущность и содержание государственного регулирования внешнеэкономической (внешнеторговой) деятельности в Российской Федерации. Совершенствование структуры экспорта и импорта страны. Целевые индикаторы внешнеэкономической политики до 2020 года.

    курсовая работа , добавлен 12.01.2015

    Понятие государственного регулирования. Направления, формы, методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Методы и инструменты государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Влияние этих методов на рынок России.

    курсовая работа , добавлен 27.09.2011

Основные принципы государственного регулирования ВЭД закреплены в ст. 4 ФЗ от 08.12.2003 N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»

Принципы представляют собой исходные начала в механизме государственного регулирования. Они гарантируют непрерывность и последовательность нормотворческого процесса, обеспечивают взаимосвязь внешнеторгового законодательства и торговой политики. Особую роль принципы играют в формировании судебной и административной практики. Они также содействуют отмене устаревших и принятию новых юридических норм, толкованию правовых актов и устранению пробелов в законодательстве и т.д.

1. Принцип защиты государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности, а также прав и законных интересов российских производителей и потребителей товаров и услуг.

Государство обеспечивает защиту прав и законных интересов юридических и физических лиц, участвующих во внешнеторговой деятельности. Это является одной из целей Федерального закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».

Закон предусматривает возможность применения различных инструментов государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Так, например, если иностранное государство предпринимает меры, которые нарушают экономические интересы российских лиц, в том числе меры, которые необоснованно закрывают российским лицам доступ на рынок иностранного государства или иным образом необоснованно дискриминируют российских лиц, Правительство РФ может вводить ответные меры - меры ограничения внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью.

Наряду с защитой участников внешнеторговой деятельности государственное регулирование внешнеторговой деятельности нацелено также на защиту прав и законных интересов российских производителей и потребителей товаров и услуг. Для этого в арсенале инструментов торговой политики содержатся, например, специальные защитные меры, антидемпинговые меры и компенсационные меры, которые могут вводиться при импорте товаров для защиты экономических интересов российских производителей товаров (Федеральный закон от 8 декабря 2003 года N 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров»). На защиту прав и законных интересов российских потребителей товаров и услуг нацелены многие меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и услугами и вводимые исходя из национальных интересов (ст. ст. 32 и 35 Федерального закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»).

2. Принцип равенства участников внешнеторговой деятельности и их недискриминация, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Данный принцип тесно связан с конституционным принципом юридического равенства (ст. 19 Конституции РФ), признания и защиты равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности (ст. 8 Конституции РФ).

Следует заметить, что конституционный принцип равенства прав и свобод человека и гражданина не исключает наличия специальных прав, льгот и преимуществ для отдельных категорий лиц. В данном случае налицо сочетание принципов равенства и справедливости на основе учета в законодательстве естественных и социальных различий отдельных категорий лиц. Важно, чтобы соответствующие льготы были законодательно оформлены (см., например, раздел VI Закона РФ «О таможенном тарифе» (ст. ст. 34 - 37), посвященный тарифным льготам).

Одновременно с закреплением принципа равенства участников внешнеторговой деятельности законодатель устанавливает запрет их дискриминации. Государство не должно дискриминировать участников внешнеторговой деятельности, то есть предоставлять одним субъектам условия для внешнеторговой деятельности худшие, чем те, которые были предоставлены другим субъектам. Так, ст. 22 Федерального закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» посвящена недискриминационному применению количественных ограничений; в ст. 23 предусматривается, что распределение квот основывается на равноправии участников внешнеторговой деятельности в отношении получения квоты и их недискриминации по признакам формы собственности, места регистрации или положения на рынке; ст. 26 предписывает организациям, которым предоставлено исключительное право на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров, совершать сделки по экспорту и (или) импорту отдельных видов товаров, основываясь на принципе недискриминации и руководствуясь только коммерческими соображениями.

Запрет дискриминации не является абсолютным: в случаях, предусмотренных федеральным законом, использование дискриминационных мер может быть признано правомерным (например, в качестве ответных мер и т.д.).

3. Принцип единства таможенной территории Российской Федерации.

Понятием «таможенная территория» обозначают территорию, на которой в полном объеме действует таможенное законодательство данной страны.

В соответствии со статьей 5 Закона РФ «О таможенном тарифе» таможенная территория Российской Федерации - территория, над которой Российская Федерация обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела.

Таможенный кодекс РФ 2003 г. (ст. 2) определяет таможенную территорию Российской Федерации следующим образом:

Территория Российской Федерации составляет единую таможенную территорию Российской Федерации (п. 1);

Таможенная территория Российской Федерации также включает в себя находящиеся в исключительной экономической зоне Российской Федерации и на континентальном шельфе Российской Федерации искусственные острова, установки и сооружения, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 2);

На территории Российской Федерации могут находиться создаваемые в соответствии с федеральными законами особые экономические зоны, являющиеся частью таможенной территории Российской Федерации (п. 3).

Для определения пространственных пределов таможенной территории используют понятие «таможенная граница». Под таможенной границей понимается линия, ограничивающая таможенную территорию: «Таможенная граница - граница таможенной территории Российской Федерации» (п. 2 ст. 5 Закона РФ «О таможенном тарифе»). Таможенная граница очерчивает пространственные пределы действия таможенного законодательства данного государства и разделяет таможенные территории сопредельных стран. Иными словами, таможенная граница устанавливает область действия таможенного суверенитета государства.

Принцип единства таможенной территории нацелен на предотвращение появления внешнеторгового и таможенного партикуляризма. Он исключает возможность появления внутренних таможенных границ.

Принцип единства таможенной территории производен от правовых норм, содержащихся в статьях 8 и 74 Конституции РФ, где закрепляется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции и свобода экономической деятельности; содержится запрет на установление внутренних таможенных границ, а также в статье 71 (п. «ж»), в которой установление правовых основ единого рынка и таможенное регулирование отнесены к ведению Российской Федерации.

Принципу единства таможенной территории не противоречат нормы таможенного законодательства, допускающие исключение отдельных территорий из состава таможенной территории Российской Федерации: «На территории Российской Федерации могут находиться свободные таможенные зоны и свободные склады. Территории свободных таможенных зон и свободных складов рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории Российской Федерации, за исключением случаев, определяемых настоящим Кодексом и иными законодательными актами Российской Федерации по таможенному делу» (ч. 3 ст. 3 Таможенного кодекса РФ 1993 г.). Не противоречит этому принципу и создание на отдельных территориях Российской Федерации так называемых особых экономических зон с установлением для этих территорий особых моделей таможенного регулирования (ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области», ФЗ «Об Особой экономической зоне в Магаданской области»).

4. Принцип взаимности в отношении другого государства (группы государств).

Взаимность - общепризнанный принцип межгосударственных отношений, в соответствии с которым государства должны строить отношения друг с другом, в том числе в торговой сфере, на взаимовыгодной, равноправной основе, с учетом законных интересов другой стороны.

В комментируемом Законе под взаимностью понимается предоставление одним государством другому государству определенного режима международной торговли взамен предоставления вторым государством первому государству такого же режима (ст. 2 Федерального закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»). Тот или иной режим международной торговли (например, режим наибольшего благоприятствования) может быть представлен как отдельному государству, так и группе государств (например, Европейскому Союзу).

5. Принцип обеспечения выполнения обязательств Российской Федерации по международным договорам Российской Федерации и осуществления возникающих из этих договоров прав Российской Федерации.

Государственное регулирование внешнеторговой деятельности должно быть нацелено на обеспечение принципа добросовестного выполнения обязательств по международному праву. Данный принцип международного права представляет собой основополагающую норму, юридически обязывающую субъектов добросовестно осуществлять свои права и обязанности, вытекающие из принципов и норм международного права.

Принцип добросовестного выполнения обязательств - один из старейших принципов международного права (он восходит к древнеримской максиме: Pacta sunt servanda! - Договоры должны исполняться!). Он необходим для существования международного права в любую эпоху, поскольку отказ от него означал бы лишение международного права его юридически обязательной силы.

Этот принцип нашел свое закрепление во многих важнейших международно-правовых актах. Так, например, в Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. он был сформулирован следующим образом: «Каждый действующий договор обязателен для его участников и должен ими добросовестно выполняться» (ст. 26).

Международное право при характеристике данного принципа исходит из того, что при осуществлении своих суверенных прав, включая право устанавливать свои законы и административные правила, государства должны обеспечить, чтобы их законы, административные правила, практика и политика сообразовывались с их обязательствами по международному праву.

В комментируемом Законе законодатель неоднократно упоминает о необходимости выполнения Российской Федерацией международных обязательств в связи с применением того или иного инструмента государственного регулирования внешнеторговой деятельности: например, в ст. 24 предусматривается установление лицензирования для выполнения Российской Федерацией международных обязательств, в ст. ст. 32, 35 и 36 в этих целях допускается введение мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами, услугами и интеллектуальной собственностью.

6. Принцип выбора мер государственного регулирования ВЭД, являющихся не более обременительными для участников внешнеторговой деятельности, чем необходимо для обеспечения эффективного достижения целей, для осуществления которых предполагается применить меры государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

Предполагается, что при выборе конкретного инструмента воздействия на внешнеторговую деятельность государство будет отдавать предпочтение инструменту, который, с одной стороны, обеспечит эффективность торговой политики и государственного регулирования в этой сфере, а с другой стороны, не будет излишне обременителен для участников внешнеторговой деятельности. Данный принцип самым тесным образом связан с другими принципами государственного регулирования внешнеторговой деятельности, закрепленными в комментируемой статье: принципом обоснованного и объективного применения мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, а также исключения неоправданного вмешательства государства или его органов во внешнеторговую деятельность и нанесения ущерба участникам внешнеторговой деятельности. Ограничение предпринимательской свободы участника внешнеторговой деятельности с использованием методов тарифного и нетарифного регулирования возможно настолько, насколько оно служит достижению основной цели - обеспечения благоприятных условий для ВЭД, а также защиты экономических и политических интересов Российской Федерации.

7. Принцип гласности в разработке, принятии и применении мер государственного регулирования ВЭД.

Гласность означает обязательную открытость (прозрачность) для общества и средств массовой информации процедур разработки, принятия и применения мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, обязательное опубликование в открытой печати принятых по данному вопросу решений государственных органов. Принцип гласности позволяет обеспечить реализацию других принципов государственного регулирования ВЭД - равенства и недискриминации участников, обеспечения права на обжалование в судебном или ином установленном законом порядке незаконных действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц, а также права на оспаривание нормативных правовых актов Российской Федерации, ущемляющих право участника внешнеторговой деятельности на осуществление внешнеторговой деятельности, и др.

Принцип гласности неоднократно упоминается в Федеральном законе «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»: так, например, ст. 15 посвящена вопросам гласности в разработке мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности; в ст. 28 предусматривается, что предотгрузочная инспекция должна проводиться при соблюдении принципа гласности и открытости.

Гласность не должна нарушать установленного в отдельных случаях режима конфиденциальности информации. Органы государственной власти Российской Федерации и должностные лица органов государственной власти Российской Федерации, осуществляющие деятельность, связанную с государственным регулированием ВЭД, должны обеспечивать конфиденциальность информации, составляющей государственную, коммерческую и другую охраняемую законом тайну, и использовать ее только в целях, для которых такая информация предоставлена (ст. 17).

8. Принцип обоснованности и объективности применения мер государственного регулирования ВЭД.

Меры государственного регулирования ВЭД должны приниматься на основе тщательного научного анализа всех обстоятельств и факторов, позволяющих точно и объективно оценить необходимость принятия соответствующих мер, просчитать их эффективность, возможные экономические, социальные и политические последствия их принятия. Реализации этого принципа на практике содействует деятельность различных научно-исследовательских институтов, экспертных советов, групп консультантов, участвующих в разработке мер государственного регулирования ВЭД.

9. Принцип исключения неоправданного вмешательства государства или его органов в ВЭД и нанесения ущерба ее участникам и экономике Российской Федерации.

Конституция РФ (ст. 34) закрепила: «Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности». Применительно к ВЭД этот принцип означает, что в рамках правил, установленных законами и подзаконными актами Российской Федерации, ее участники пользуются полной свободой деятельности.

Для регулирования отношений, возникающих во внешнеторговой сфере, в полной мере применяются принципы, закрепленные в статье 1 Гражданского кодекса РФ: равенство сторон гражданских отношений, неприкосновенность собственности, свобода договора, недопустимость постороннего вмешательства в отношения сторон (в том числе со стороны государственных органов), необходимость беспрепятственного осуществления прав, обеспечение восстановления нарушенных прав, их судебная защита.

Очевидно, что указанным принципом не исключается возможность государственного вмешательства во внешнеторговую деятельность как таковая. В Законе речь идет об исключении случаев неоправданного вмешательства. В определенных же ситуациях государство не только может, но и обязано вмешаться во внешнеторговую деятельность, осуществляя тем самым защиту основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства (ст. 55 Конституции РФ).

10. Принцип обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Государственное регулирование ВЭД должно быть нацелено на обеспечение:

Обороны, под которой понимается система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории (ст. 1 Федерального закона от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ «Об обороне»);

Безопасности, которая определяется законодателем как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз (ст. 1 Закона РФ от 5 марта 1992 года N 2446-1 «О безопасности»).

С принципом обеспечения обороны и безопасности непосредственно связаны, например, такие институты внешнеторгового законодательства, как военно-техническое сотрудничество, экспортный контроль. В этих целях могут устанавливаться специальные меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами, услугами и интеллектуальной собственностью (ст. ст. 32, 35 и 36 Федерального закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»).

11. Принцип обеспечения права на обжалование в судебном или ином установленном законом порядке незаконных действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц, а также права на оспаривание нормативных правовых актов Российской Федерации, ущемляющих право участника ВЭД.

Данный принцип обеспечивает защиту прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности от посягательств и злоупотреблений со стороны государственных органов и их должностных лиц, участвующих в регулировании внешнеторговой деятельности.

Участник внешнеторговой деятельности вправе обжаловать решение, действие (бездействие) государственного органа или его должностного лица, если таким решением, действием (бездействием), по мнению участника внешнеторговой деятельности, нарушены его права, свободы или законные интересы, ему созданы препятствия к их реализации либо незаконно возложена на него какая-либо обязанность (ст. 18 комментируемого Закона).

Решение, действие (бездействие) государственного органа или его должностного лица может быть обжаловано в суд, арбитражный суд и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, в вышестоящий государственный орган.

Участники внешнеторговой деятельности наделяются также правом на оспаривание нормативных правовых актов, ущемляющих их право на осуществление внешнеторговой деятельности.

12. Принцип единства системы государственного регулирования ВЭД.

Такое единство обусловлено рядом факторов, среди которых прежде всего следует упомянуть:

Единство цели государственного регулирования ВЭД: обеспечение благоприятных условий для внешнеторговой деятельности, защита экономических и политических интересов Российской Федерации;

Единство торговой политики Российской Федерации;

Отнесение к ведению Российской Федерации следующих сфер деятельности: установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки, и т.д. (ст. 71 Конституции РФ);

Единство таможенной территории Российской Федерации.

Данный принцип предполагает установление единой системы контроля за механизмом государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

13. Принцип единства применения методов государственного регулирования ВЭД на всей территории Российской Федерации.

Данный принцип тесно связан с предыдущим принципом - единства самой системы государственного регулирования ВЭД.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» государственное регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется посредством следующих методов:

1) таможенно-тарифного регулирования;

2) нетарифного регулирования;

4) мер экономического и административного характера, способствующих развитию внешнеторговой деятельности и предусмотренных Федеральным законом "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности".

При этом законодатель запрещает применение иных, не предусмотренных в ст. 12 методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

Единство применения методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности обеспечивается единством соответствующей нормативно-правовой базы: применение упомянутых методов осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации, Федеральным законом «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, составляющими нормативную основу государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

Принцип единства применения методов означает также, что эти методы применяются единообразно на всей территории Российской Федерации.