Дневник юного исследователя. Пособие для учащихся занимающихся исследовательской деятельностью

История школьного дневника Выполнила: учащаяся 2 «Б» класса МАОУ лицей № 17 г.о. Химки Седова Дарья Руководитель: Максимова Н.А.

Цель работы: изучить историю школьного дневника,

сформулировать его статус.

Объект исследования: школьный дневник.

Предмет исследования: история дневника, роль дневника в

в школьной жизни ученика.

Задачи исследования:

Изучить историю школьного дневника;

Посмотреть как видоизменялся школьный дневник;

Узнать чем являлся дневник для школьников прошлых лет;

Сформулировать современный статус школьного дневника.

Методы исследования:

Изучение справочной литературы и документальных

материалов, информации из Интернет ресурсов;

Проведение опросов и анализ их результатов;

Обобщение полученной информации и выводы.

Гипотеза. Имея свою историю и видоизменяясь, в век электронных дневников, бумажный дневник постепенно утратит свой статус обязательного атрибута школьной жизни.

Что означает слово «дневник»?

Школьные дневники дореволюционной России содержали страницы запретов,

где указывалось:

До какого времени можно находиться на катке;

В каком платье (форме) приходить в школу;

Какие места занимать в театре;

Что нельзя посещать рестораны, клубы, танцевальные вечера;

Что нельзя собираться и ходить по улицам группами.

Бланк свидетельства отпечатан в бланкоиздательстве Д.Плоткина в г. Одессе. На свидетельстве хорошо видны гербовая печать царской России, подписи председателя и членов Крапивенского уездного отделения Тульского епархиального училищного совета. Также можно прочитать, что председатель имел церковный сан протоирея. Бланк свидетельства отпечатан на старорусском языке с употреблением букв «ять» (ъ) и «и с точкой» (i).

Бланк свидетельства отпечатан в бланкоиздательстве Д. Плоткина в г. Одессе. На свидетельстве хорошо видны гербовая печать царской России, подписи председателя и членов Крапивенского уездного отделения Тульского епархиального училищного совета. Председатель имел церковный сан протоирея. Бланк свидетельства отпечатан на старорусском языке с употреблением букв «ять» (ъ) и «и с точкой» (i).

Предметы, преподававшиеся ученикам 1-х классов в 50-х годах:

чтение, письмо, чистописание, развитие речи, арифметика и т.д.

Кроме поведения оценивалось еще и прилежание к учебе!

Успешное окончание учебного года было отмечено благодарностью, которая объявлялась приказом по мужской средней школе № 20

Ученики 20 и 21 веков

Так выглядели ученики 1 «В» класса мужской средней школы № 20 г. Тула, 1953 г.

Прошло более

Ученики 2 «Б» класса

Лицея № 17 г.о. Химки,

В 1954 г. в Советском Союзе повсеместно было введено совместное обучение

Немного видоизменятся итоговый документ оценки знаний и поведения учеников. Он называется

«Ведомость оценки знаний и поведения»

Предмет «Русский язык» делился

на письменный и устный. Математика

называлась арифметикой. Присутствовал предмет «чистописание», а «окружающий мир» (природоведение) отсутствовал.

Ученик 3 «А» класса внимательно слушает педагога

Ведомость печатается в типографии,

на бланке появилось место для печати.

Современные школьные дневники

сильно видоизменились. Существует

большое разнообразие школьных

дневников, отпечатанных на

высококачественной бумаге

Так выглядела обложка дневника

в 70-80 годы. Она была из сероватого,

реже белого картона

На первой странице дневника

помещались указания по ведению

дневника.

Первая страница дневника содержит

сведения об ученике, даже есть

место для его фотографии

В конце дневника шли страницы «Для замечаний классного

руководителя», «Учебно-производственная практика и

общественно полезный труд.

  • Дневники отражают время. Изучая историю дневника,
  • можно многое узнать об истории нашей страны и образования

    в ней. Во времена царской России дневники играли роль

    правового акта, регулирующего поведение школьника.

    2. В советское время дневники выглядели однообразно, но

    отношение к ним было как к документу.

    3. Современные дневники яркие и многоцветные, содержат

    много информации, но отношение школьников к ним изменилось.

    4. Возможно, бумажные дневники отживают свое время, но

    именно они могут «рассказать много интересного» .

    В некоторых семьях дневники являются семейными реликвиями.

    Ведь так интересно узнать, как учились твои родители,

    бабушки, дедушки, а если повезет, то можно узнать о

    школьной жизни более старших поколений.

Сегодня я нашла случайно среди альбомов, карт и книг

Сюда положенный нечаянно мой ученический дневник.

Его обложка пожелтела, и надпись стерлась кое-где.

Но я с трудом прочесть сумела: седьмая школа…5-й Д…

Листаю…Каждая страница – не просто запись, а рассказ.

Здесь детства моего частицы, здесь каждый день и час.

И в первый раз обидно стало, что детство с ленточкой в косе

Так незаметно убежало и убежало насовсем!

В стихотворении Е. Нестеровой раскрывается «душа» дневника

Рекомендации и рецензия руководителя
исследования:

___
________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
Выводы:___________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
Тема исследования:_____________________________
______________________________________________
Работу выполнил:
Ученик ________ класса
______________________________________________
(фамилия, имя автора исследования)
Руководитель исследования:
______________________________________________
______________________________________________
(фамилия, имя, отчество руководителя исследования, должность)
20____Год
1

Полученный в исследовании материал будет лучше воспринят
другими, если будут приведены примеры, сделаны сравнения и
сопоставления.
1. Выработать суждения и сделать умозаключения
Суждение – это высказывание о предметах или явлениях,
представляющее собой утверждение или отрицание чего­либо.
Мыслить – значит формировать суждения. На основе проведённого
исследования тебе надо высказать собственные суждения о том, что
исследовалось.
2. Сделать выводы
Исследование теряет смысл, если исследователь не сделал выводов и
не подвёл итогов.
3. Указать возможные пути дальнейшего изучения явления,
которое ты исследовал
Для настоящего творца завершение одной работы – это не просто
окончание исследования, это начало следующей работы. Поэтому
обязательно надо отметить, что и как в этом направлении можно и
нужно исследовать дальше.
9. .Подготовить текст доклада и подготовиться к ответам на
вопросы по результатам исследования
Для того чтобы лучше и полнее довести свои идеи до тех, кто будет
рассматривать результаты исследовательской работы,
надо
подготовить текст доклада. Он должен быть кратким и его лучше
всего составить по такой схеме:
1) почему избрана эта тема;
2) какой была цель исследования;
3) какие ставились задачи;
4) какие гипотезы проверялись;
5) какие использовались методы и средства исследования;
6) каким был план исследования;
7) какие результаты были получены;
8) какие выводы сделаны по итогам исследования;
9) что можно исследовать в дальнейшем в этом направлении.
В научном мире принято, что защита исследовательской работы –
мероприятие открытое и на нём может присутствовать каждый
желающий. Все присутствующие могут задавать вопросы автору
III.
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ.
Задачи исследования уточняют цель. Цель указывает общее
направление движения, а задачи описывают основные шаги.
Запиши задачи собственного исследования.
IV. ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ.
Гипотеза – это предложение, догадка ещё не доказанная логически и
не подтверждённая опытом. Слово «гипотеза» происходит от
древнегреческого hypothesis – основание, предположение, суждение о
закономерной связи явлений. Обычно гипотезы начинаются со слов
«предположим», «допустим», «возможно».
Для решения проблемы тебе потребуется гипотеза или несколько
гипотез – предположений о том, как проблема может быть решена.
Запиши свою гипотезу. Если гипотез несколько, то их надо
пронумеровать. Самую главную надо поставить на первое место,
остальные расположить по степени важности.
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
2

___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
V. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ.
Как поставить план исследовательской работы?
Для того чтобы составить план, надо ответить на вопрос: «Как ты
можешь узнать что­то новое о том, что исследуешь?» Поэтому надо
определить, какие инструменты и методы ты можешь использовать, а
затем выстроить их по порядку.
Предлагаем список доступных методов исследования:
 Подумать самостоятельно;
 Прочитать книги о том, что исследуешь;
 Познакомиться с кино­ и телефильмами по этой проблеме;
 Найти информацию в глобальных компьютерных сетях,
например в сети Интернет;
 Спросить у других людей;
 Понаблюдать;
 Провести эксперимент.
1. Подумать самостоятельно
С этого лучше всего начинать любую исследовательскую работу.
Можно задать себе вопросы:
 Что я знаю по теме исследования?
 Какие суждения я могу высказать по поводу темы
исследования?
 Какие я могу сделать выводы из того, что мне уже
известно по теме исследования?
Запиши всё здесь.
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________


объекты?







нефть, газ и т. п.





4. Классифицировать основные предметы, процессы, явления и
события.

Классификация разбивает


5. Выявить и обозначить все замеченные тобой парадоксы.



3

6. Ранжировать основные идеи





особенность ума.
7. Предложить сравнения и метафоры




Существуют

в твоём исследовании.


предметов.
VI.



Для этого потребуется:


дать определения основным понятиям;
классифицировать основные предметы, процессы, явления и
события;
выявить и обозначить все замеченные тобой парадоксы;
ранжировать основные идеи;
предложить метафоры и сравнения (сопоставления, схемы и др.);
выработать суждения и умозаключения;
сделать выводы;
указать возможные пути дальнейшего изучения явления, которое
ты исследовал;
подготовить текст выступления и подготовиться к ответам на

приготовить тексты, макеты, схемы, чертежи для иллюстрации
результатов исследования.








Как это сделать?
1. Дать определения основным понятиям.


2. Прочитать книги о том, что исследуешь
Если то, что ты исследуешь, подробно описано в известных тебе
книгах, их надо обязательно прочитать. Ведь совсем не обязательно
открывать то, что до тебя уже открыто.
Начать можно со справочников и энциклопедий. Они обычно дают
точную и краткую информацию. Если этого недостаточно, надо
читать книги с подробным описанием.
Запиши всё, что ты узнал из книг о том, что исследуешь:
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
4

Познакомиться с кино­ и телефильмами пот этой проблеме
Научные, научно­популярные и художественные фильмы –
настоящий клад для исследователя. Не забудь об этом источнике!
Укажи фильмы, которые ты посмотрел по теме своего исследования.
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
Запиши всё, что ты узнал нового из фильмов о предмете своего
исследования
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
3. Найти информацию в глобальных компьютерных сетях,
например, в сети Интернет
Ни один учёный не работает без компьютера – верного помощника
современного исследователя. Попробуй поискать нужную тебе
информацию в сети Интернет.
Запиши всё, что тебе помог узнать компьютер.
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
4. Спроси у других людей (анкетирование, беседа, интервью).
Людей, с которыми следует побеседовать о предмете исследования,
можно условно поделить на две группы: специалисты и
неспециалисты.
Провести эксперимент.




Запиши план эксперимента.

___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
5

___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
Этапы выполнения
исследовательской работы
НПК
защитаа
­

Сбор и обработка
материала, проведение эксперимента
Подготовительный период
(выбор темы, постановка цели, задачи)
Общие требования к оформлению исследовательской работы.
 Выполняется на листах формата А4.
 Представляется в компьютерном или машинописном варианте
(шрифт: обычный 12) с одной стороны листа.
 Объем доклада, включая формулы и список литературы не
более 10 страниц, для иллюстраций может быть отведено
дополнительно не более 10 страниц.
 Основной текст нумеруется арабскими цифрами в правом
верхнем углу без учета титульного листа, страницы
иллюстраций, приложений – римскими цифрами.
 Параметры страниц: левое – 3,0 см, правое – 1,5 см, верхнее –
2,0 см, нижнее – 2,0 см.
6

1. К специалистам мы отнесём всех, кто профессионально
занимается тем, что ты исследуешь.
2. Неспециалистами будут все остальные люди, но их тоже надо
расспросить. Вполне возможно, что кто­то из них знает что­то
очень важное о том, что ты изучаешь.
Запиши всё, что ты узнал от других людей:
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
5. Понаблюдать.
Интересный и доступный способ добычи новых знаний – наблюдение.
Для наблюдений человек создал множество приспособлений: лупы,
бинокли, подзорные трубы, телескопы, микроскопы, перископы, приборы
ночного видения. Есть приборы и аппараты, усиливающие нашу
способность различать звуки и даже электромагнитные волны. Об этом
надо помнить, когда проводишь исследование.
Методы наблюдения:
Теоретические методы:
 логический
 исторический
моделирование)
(т.е.
анализ,
аналогия,
абстрагирование,
Эмпирические – изучение литературных документов, наблюдение, опрос
(устной, письменный), тестирование.
Наблюдение ­ дает много знаний как с точки зрения теоретических и
практических. Наблюдение как дополнение к эксперименту.
ФОРМЫ НАБЛЮДЕНИЯ:
 самонаблюдения
 наблюдения за другим объектом
наблюдения за другим объектом (субъектом):
включенное (изнутри т.е. исследователь становится членом организации)
невключенное (со стороны):
 открытое
 инкогнито
Запиши свои наблюдения:
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
7

Оформление результатов исследования
заключение ­ выводы
1. название темы
2. введение
3. дата и места проведения
4. цель работы, задачи
5. методика работы
6. основная часть ­ описание работы
7.
8. используемая литература
9. приложения.
Введение – это вступительная часть исследовательской работы. В
небольшом по объему разделе показать актуальность темы, раскрыть
практическую значимость ее, определить цели и задачи эксперимента.
Основная часть – раскрывается содержание работы, как правило,
состоит из теоретического и практического разделов.
Теоретический раздел – теория и история исследуемой проблемы,
дается критический анализ литературы, и показываются позиции
автора.
Практический – изложение методы, результаты самостоятельно
проведенного эксперимента или его фрагмента.
В основной части могут быть представлены схемы, диаграммы,
таблицы, рисунки и т.д.
Заключение – содержатся итоги работы, выводы, к которым пришел
автор, и рекомендации. Заключение должно быть кратким,
обстоятельным и соответствовать поставленным задачам.
Приложения к исследовательской работе оформляются на
отдельных листах, причем каждое должно иметь свой тематический
заголовок и номер, который пишется в правом верхнем углу,
например: « Приложение I».
Провести эксперимент.
Слово «эксперимент» происходит от латинского «проба, опыт». Это
самый главный метод познания в большинстве наук. С его помощью в
строго контролируемых и управляемых условиях исследуются самые
разнообразные явления. Перед тем как провести эксперимент, надо
составить его план. После этого стоит посоветоваться с учителем или
с кем­то из взрослых, которые могут дать тебе полезные советы по
поводу проведения эксперимента.
Запиши план эксперимента.
Проведи свой эксперимент, а затем опиши его результаты.
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
I.
ПОДГОТОВКА К ЗАЩИТЕ ИССЛЕДОВАНИЯ.
8

Собраны все сведения, сделаны все необходимые расчёты и
наблюдения, проведены эксперименты. Теперь нужно кратко
изложить на бумаге самое главное и рассказать об этом людям.
Для этого потребуется:
2. дать определения основным понятиям;
3. классифицировать основные предметы, процессы, явления и
события;
4. выявить и обозначить все замеченные тобой парадоксы;
5. ранжировать основные идеи;
6. предложить метафоры и сравнения (сопоставления, схемы и др.);
7. выработать суждения и умозаключения;
8. сделать выводы;
9. указать возможные пути дальнейшего изучения явления, которое
ты исследовал;
10. подготовить текст выступления и подготовиться к ответам на
вопросы по результатам исследования;
11. приготовить тексты, макеты, схемы, чертежи для иллюстрации
результатов исследования.
Как это сделать?
8. Дать определения основным понятиям.
Понятия – это краткие и точные характеристики предметов. В них
фиксируются самые важные, устойчивые свойства и признаки
предметов и явлений. Готовясь, защитить свою исследовательскую
работу обязательно подумай, как можно кратко выразить основные
понятия, которые использовались в твоём исследовании.
Существуют
Как научиться давать определения понятиям.
приёмы, которые помогут тебе определить понятия, использованные
в твоём исследовании.
Описание – это простое перечисление внешних черт предмета с
целью определить его нестрогие отличия от сходных с ним
предметов.
Описать объект – означает ответить на вопросы: что это такое? Чем
это отличается от других объектов? Чем это похоже на другие
объекты?
Характеристика предмета или явления предполагает перечисление
лишь некоторых внутренних, существенных свойств предмета, а не
только его внешнего вида, как это делается с помощью описания.
Разъяснение посредством примера используется тогда, когда легче
привести пример или примеры, иллюстрирующие данное понятие, чем
дать его строгое определение. Например, игрушки – это куклы,
машинки, кубики, мячи и т.п.; полезные ископаемые – это уголь,
нефть, газ и т. п.
Сравнение позволяет выявить сходство и различие предметов.
Различие позволяет установить отличие данного предмета от
сходных с ним предметов. Например, яблоко и помидор очень
похожи, но яблоко – фрукт, а помидор – овощ, яблоко имеет один
вкус, а помидор – другой и др.
9. Классифицировать основные предметы, процессы, явления и
события.
Классификацией называют деление предметов и явлений на основе
общих существенных признаков.
Классификация разбивает
рассматриваемые объекты на группы, чтобы их упорядочить и
придаёт нашему мышлению строгость и точность.
10. Выявить и обозначить все замеченные тобой парадоксы.
Парадоксом называют утверждение, резко расходящееся с
общепринятыми мнениями или наблюдениями. Слово «парадокс»
возникло от греческого «неожиданный, странный, невероятный».
11. Ранжировать основные идеи
Слово «ранжирование» происходит от слова «ранг». В переводе с
немецкого языка оно означает звание, чин, разряд. Ранжировать идеи
означает выстраивать их по степени важности, то есть определять,
какая идея самая главная, какая занимает по значимости второе
место, какая – третье и т. д.
Умение отделять главные идеи от второстепенных – важнейшая
особенность ума.
9

12. Предложить сравнения и метафоры
 экспериментальные – предполагающие проведение
собственных наблюдений и экспериментов;
 теоретические – предусматривают изучение и обобщение
сведений, фактов, материалов, содержащихся в различных
теоретических источниках (книгах, кинофильмах и т. д.)
Тема:_______________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
I. КАК ВЫБРАТЬ ТЕМУ ИССЛЕДОВАНИЯ.
Выбрать тему несложно, если точно знаешь, что тебя интересует в
данный момент, какая проблема волнует тебя больше других. Если не
можешь сразу понять, о чём хотелось бы узнать больше, попробуй
задать себе следующие вопросы:
1. Что мне интересно больше всего?
2. Чем я хочу заниматься в первую очередь (математикой или
поэзией, астрономией, историей или чем­то другим).
3. Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?
4. Что позволяет мне получать лучшие отметки в школе?
5. Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко?
6.
Если эти вопросы не помогли, обратись к учителям, спроси
родителей, поговори об этом с одноклассниками. Может быть, кто­то
подскажет тебе интересную идею.
Есть ли что­то такое, чем я особенно горжусь?
Какими могут быть темы исследования?
Все возможные темы можно условно объединить в три группы:
 фантастические – о несуществующих, фантастических
объектах и явлениях;
II. ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ.
Определить цель исследования – значит ответить на вопрос о том,
зачем мы его проводим?
Запиши цель своего исследования.
К ответам на них следует подготовиться. Для того чтобы это
сделать, надо предугадать, какие вопросы могут быть заданы. Конечно,
все вопросы никогда не предугадаешь, но можно не сомневаться, что
будут спрашивать об основных понятиях и требовать их ясные
формулировки. Также обычно спрашивают о том, как получена та или
иная информация и на каком основании сделан тот или иной вывод.
чертежи для
схемы,
10.
иллюстрирования результатов исследования.
Например,
ты
исследовал маршруты движения муравьёв в соседнем парке,
проектировал жилой дом будущего, космический корабль для
туристических поездок или новую суперсовременную подводную лодку.
Твой доклад будет воспринят лучше, если сделать макет, чертёж или
рисунок, иллюстрирующий сказанное тобой.
Приготовить тексты,
макеты,
А если ты изучал, как влияет место расположения ученика в
классе (т.е. за какой партой он сидит) на его успехи в учебе, и
предлагаешь новые способы расстановки парт в классной комнате, то
10

обязательно начерти схему. Как, по твоему мнению, следует размещать
учеников на уроке, чтобы они все учились хорошо?
Сделай схемы, чертежи, эскизы макетов и др.
VII. ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ УСПЕХ ИССЛЕДОВАНИЯ
2. Не ограничивай собственных исследований, дай себе волю понять
реальность, которая тебя окружает.
3. Внимательно анализируй факты и не делай поспешных выводов
(они часто бывают неверными).
4. Будь достаточно смел, чтобы принять решение.
5. Приняв решение, действуй уверенно и без сомнений.
6. Сосредоточься и вложи в исследование всю свою энергию и силу.
7. Действуя, не бойся совершить ошибку.
11

ТЕМА: «ДНЕВНИК ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ».

Давыденко Наталья Станиславовна

учитель начальных классов

г. Норильск

ДНЕВНИК ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Главной задачей учителя является развитие ученика, формирование у него творческих умений и навыков. С этой целью необходимо привлекать учащихся к исследовательской деятельности.

Чтобы создать условия для самостоятельной творческой проектной и исследовательской деятельности, необходимо проводить подготовительную работу. Учащийся должен владеть специальными умениями и навыками для самостоятельной работы. Помочь в этом может работа с «Дневником исследовательской деятельности»

«Дневник исследовательской деятельности» предназначен для организации работы учащихся над исследовательскими работами и охватывает все этапы: от замысла до оформления результатов. Позволяет понять последовательность действий, организовать поиск и обработку информации, подготовиться к консультациям; а также предоставляет учителю материал для детальной оценки продвижения каждого ученика.

Лучше если ребенок тему выбирает самостоятельно. Если ребенок не можешь сразу понять, о чем хотелось бы узнать побольше, попробуй задать себе следующие вопросы:

    Чем я хочу заниматься в первую очередь (математикой или поэзией, астрономией, историей или чем-то другим).

    Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?

    Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко?

    Есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь?

Если эти вопросы не помогли, тогда учитель может предложить интересную идею.

На страницах «Консультация» (их в «Дневнике» - 10) ребенок фиксирует вопросы, заметки которые потом разбираются на консультациях с учителем.

На 3 странице дается информация о том, в какие группы можно объединить темы исследования, так же ставится цель и задачи исследования.

Работа идет поэтапно:

1. Подумать самостоятельно

Ученик работает с энциклопедиями, справочной литературой, с научной литературой и фиксирует интересную информацию по теме исследования.

Научные, научно-популярные и художественные фильмы - настоящий клад для исследователя.

Попробуй поискать нужную тебе информацию в сети Интернет. Запиши или сохрани найденную информацию в папке.

5. Спросить у людей

Запиши информацию, полученную от специалистов которые профессионально занимается тем, что ты исследуешь

6 . Понаблюдать

7. Провести эксперимент

Если в ходе исследования необходимо провести эксперимент, то на этой странице записывается план проведения эксперимента и его результаты.

Когда собраны все сведения, сделаны все необходимые расчеты и наблюдения, проведены эксперименты, начинается следующий этап: написание работы.

Кроме вопросов о научном исследовании так же предусмотрено ознакомление с элементами речевой компетенции учащихся, психологического настроя, взаимодействия с аудиторией.

Как подготовиться к выступления

От чего зависит успех

Последняя страница посвящена Общим требованиям к оформлению работы

В результате работы над «Дневником исследовательской деятельности» учащиеся приобретут навыки исследовательской работы, освоят алгоритм научного поиска, методы исследования, методы поиска литературы; будут знать требования, предъявляемые к содержанию работы, иметь представление о видах исследовательских работ и научатся их оформлять.

«Дневник исследовательской деятельности» может быть адаптирован для учащихся любого возраста, необходимо лишь расширение границ разделов в соответствии с возрастом ученика.

Просмотр содержимого презентации
«Дневник исследовательской деятельности»

ДНЕВНИК исследовательской деятельности

учени ____ ___ класса «___»

МБОУ «Лицей № 3»

_______________________

________________

Выбрать тему несложно, если точно знаешь, что тебя интересует в данный момент, какая проблема волнует тебя больше других. Если не можешь сразу понять, о чем хотелось бы узнать побольше, попробуй задать себе следующие вопросы:

  • Что мне интересно больше всего?

_______________________________________________________

2. Чем я хочу заниматься в первую очередь (математикой или поэзией, астрономией, историей или чем-то другим).

3. Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Что позволяет мне получать лучшие отметки в школе?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Если эти вопросы не помогли, обратись к учителям, спроси родителей, поговори об этом с одноклассниками. Может быть, кто-то подскажет тебе интересную идею.

Выбор темы исследования.

КОНСУЛЬТАЦИЯ

МОИ ВОПРОСЫ:

  • ___________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • ___________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • ___________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

МОИ ЗАМЕТКИ:

Важно!

Подумать

Обсудить

Какими могут быть темы исследования?

Все возможные темы можно условно объединить в три группы:

  • фантастические о несуществующих, фантастических объектах и явлениях;
  • экспериментальные предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов;
  • теоретические предусматривают изучение и обобщение сведений, фактов, материалов, содержащихся в различных теоретических источниках (книгах, кинофильмах и т. д.).

Постановка цели

ЦЕЛЬ:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ЗАДАЧИ:

1. Подумать самостоятельно

С этого лучше всего начинать любую исследовательскую работу. Можно задать себе вопросы:

Что я знаю по теме исследования?

Какие суждения я могу высказать по поводу темы исследования?

Какие я могу сделать выводы из того, что мне уже известно по теме исследования?

КОНСУЛЬТАЦИЯ

Дата ____________________________________

МОИ ВОПРОСЫ:

  • ___________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • ___________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • ___________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

МОИ ЗАМЕТКИ:

Важно!

Подумать

Обсудить

Составление плана исследовательской работы?

Если то, что ты исследуешь, подробно описано в известных тебе книгах, их надо обязательно прочитать. Ведь совсем не обязательно открывать то, что до тебя уже открыто.

Начать можно со справочников и энциклопедий. Они обычно дают точную и краткую информацию. Если этого недостаточно, надо читать книги с подробным описанием.

Запиши все, что ты узнал из книг о том, что исследуешь

Составление плана исследовательской работы?

3. Познакомиться с кино- и телефильмами по этой проблеме

Научные, научно-популярные и художественные фильмы - настоящий клад для исследователя. Не забудь об этом источнике!

Укажи фильмы, которые ты посмотрел по теме своего исследования.

Запиши все, что ты узнал нового из фильмов о предмете своего исследования.

КОНСУЛЬТАЦИЯ

Дата ____________________________________

МОИ ВОПРОСЫ:

  • ___________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • ___________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • ___________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

МОИ ЗАМЕТКИ:

Важно!

Подумать

Обсудить

Составление плана исследовательской работы?

4. Найти информацию в глобальных компьютерных сетях, например, в сети Интернет

Ни один ученый не работает без компьютера – верного помощника современного исследователя. Попробуй поискать нужную тебе информацию в сети Интернет. Запиши или сохрани найденную информацию в папке.

Составление плана исследовательской работы?

5. Спросить у других людей

Людей, с которыми следует побеседовать о предмете исследования, можно условно поделить на две группы: специалисты и неспециалисты.

  • К специалистам мы отнесем всех, кто профессионально занимается тем, что ты исследуешь.
  • Неспециалистами будут все остальные люди, но их тоже надо расспросить.

Вполне возможно, что кто-то из них знает что-то очень важное о том, что ты изучаешь.

Запиши информацию, полученную от других людей, на бумаге или на цифровом носителе.

КОНСУЛЬТАЦИЯ

Дата ____________________________________

МОИ ВОПРОСЫ:

  • ___________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • ___________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • ___________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

МОИ ЗАМЕТКИ:

Важно!

Подумать

Обсудить

Составление плана исследовательской работы?

6. Понаблюдать

Интересный и доступный способ добычи новых знаний – наблюдение. Для наблюдений человек создал множество приспособлений: лупы, бинокли, подзорные трубы, телескопы, микроскопы, перископы, приборы ночного видения. Есть приборы и аппараты, усиливающие нашу способность различать звуки и даже электромагнитные волны. Об этом надо помнить, когда проводишь исследование.

Зафиксируй результаты наблюдений.

Составление плана исследовательской работы?

7. Провести эксперимент

Слово «эксперимент» происходит от латинского experimentum – «проба, опыт». Это самый главный метод познания в большинстве наук. С его помощью в строго контролируемых и управляемых условиях исследуются самые разные явления. Перед тем как провести эксперимент, надо составить его план. После этого стоит посоветоваться с учителем или кем-то из взрослых, которые могут дать тебе полезные советы по поводу проведения эксперимента.

Запиши план проведения своего эксперимента и опиши его результаты.

КОНСУЛЬТАЦИЯ

Дата ____________________________________

МОИ ВОПРОСЫ:

  • ___________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • ___________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • ___________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

МОИ ЗАМЕТКИ:

Важно!

Подумать

Обсудить

Собраны все сведения, сделаны все необходимые расчеты и наблюдения, проведены эксперименты. Теперь нужно кратко изложить на бумаге самое главное и рассказать об этом людям.

Для этого потребуется:

  • дать определения основным понятиям;
  • классифицировать основные предметы, процессы, явления и события;
  • выявить и обозначить все замеченные тобой парадоксы;
  • ранжировать основные идеи;
  • предложить метафоры и сравнения (сопоставления, схемы и др.);
  • выработать суждения и умозаключения;
  • сделать выводы;
  • указать возможные пути дальнейшего изучения явления, которое ты исследовал;
  • подготовить текст выступления и подготовиться к ответам на вопросы по результатам исследования;
  • приготовить тексты, фото, макеты, схемы, чертежи для иллюстрации результатов исследования.

Как это сделать?

  • Анализ полученных данных, обобщение, выявление закономерностей.

Дать определения основным понятиям

Понятия – это краткие и точные характеристики предметов. В них фиксируются самые важные, устойчивые свойства и признаки предметов и явлений. Готовясь защитить свою исследовательскую работу, обязательно подумай, как можно кратко выразить основные понятия, которые использовались в твоем исследовании.

Как научиться давать определения понятиям. Существуют приемы, которые помогут тебе определить понятия, использованные в твоем исследовании.

Описание – это простое перечисление внешних черт предмета с целью определить его нестрогие отличия от сходных с ним предметов.

Описать объект – означает ответить на вопросы: что это такое? чем это отличается от других объектов? чем это похоже на другие объекты?

Характеристика предмета или явления предполагает перечисление лишь некоторых внутренних, существенных свойств предмета, а не только его внешнего вида, как это делается с помощью описания.

Разъяснение посредством примера используется тогда, когда легче привести пример или примеры, иллюстрирующие данное понятие, чем дать его строгое определение. Например, игрушки – это куклы, машинки, кубики, мячи и т. п.; полезные ископаемые – это уголь, нефть, газ и т. п.

Сравнение позволяет выявить сходство и различие предметов.

Различение позволяет установить отличие данного предмета от сходных с ним предметов. Например, яблоко и помидор очень похожи, но яблоко – фрукт, а помидор – овощ, яблоко имеет один вкус, а помидор – другой и др.

Подготовка к защите исследования

Классифицировать основные предметы, процессы, явления и события

Классификацией называют деление предметов и явлений на основе общих существенных признаков. Классификация разбивает рассматриваемые объекты на группы, чтобы их упорядочить и придает нашему мышлению строгость и точность.

ПРЕДМЕТЫ

ПРОЦЕССЫ

СОБЫТИЯ

Выявить и обозначить все замеченные тобой парадоксы

Парадоксом называют утверждение, резко расходящееся с общепринятыми мнениями или наблюдениями. Слово «парадокс» возникло от греческого paradoxos – «неожиданный, странный, невероятный».

ПАРАДОКСЫ:

КОНСУЛЬТАЦИЯ

Дата ____________________________________

МОИ ВОПРОСЫ:

  • ___________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • ___________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • ___________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

МОИ ЗАМЕТКИ:

Важно!

Подумать

Обсудить

Ранжировать основные идеи

Слово «ранжирование» происходит от слова «ранг». В переводе с немецкого языка оно означает звание, чин, разряд. Ранжировать идеи означает выстраивать их по степени важности, то есть определять, какая идея самая главная, какая занимает по значимости второе место, какая – третье и т. д.

Умение отделять главные идеи от второстепенных – важнейшая особенность ума.

ГЛАВНЫЕ

ВТОРОСТЕПЕННЫЕ

Предложить сравнения и метафоры

Полученный в исследовании материал будет лучше воспринят другими, если будут приведены примеры, сделаны сравнения и сопоставления.

ПРИМЕРЫ

СРАВНЕНИЯ

МЕТАФОРЫ

Выработать суждения и сделать умозаключения

Суждение – это высказывание о предметах или явлениях, представляющее собой утверждение или отрицание чего-либо. Мыслить – значит формировать суждения. На основе проведенного исследования тебе надо высказать собственные суждения о том, что исследовалось.

СУЖДЕНИЯ:

2. Сделать выводы

Исследование теряет смысл, если исследователь не сделал выводов и не подвел итогов.

ВЫВОДЫ:

3. Указать возможные пути дальнейшего изучения явления, которое ты исследовал

Для настоящего творца завершение одной работы – это не просто окончание исследования, это начало следующей работы. Поэтому обязательно надо отметить, что и как в этом направлении можно и нужно исследовать дальше.

НАД ЧЕМ НАДО ПОРАБОТАТЬ:

КОНСУЛЬТАЦИЯ

Дата ____________________________________

МОИ ВОПРОСЫ:

  • ___________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • ___________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • ___________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

МОИ ЗАМЕТКИ:

Важно!

Подумать

Обсудить

4. Подготовить текст доклада и подготовиться к ответам на вопросы по результатам исследования

Для того чтобы лучше и полнее донести свои идеи до тех, кто будет рассматривать результаты исследовательской работы, надо подготовить текст доклада. Он должен быть кратким и его лучше всего составить по такой схеме:

1) почему избрана эта тема;

2) какой была цель исследования;

3) какие ставились задачи;

4) какие гипотезы проверялись;

5) какие использовались методы и средства исследования;

6) каким был план исследования;

7) какие результаты были получены;

8) какие выводы сделаны по итогам исследования;

9) что можно исследовать в дальнейшем в этом направлении.

В научном мире принято, что защита исследовательской работы – мероприятие открытое и на нем может присутствовать каждый желающий. Все присутствующие могут задавать вопросы автору.

К ответам на них следует подготовиться. Для того чтобы это сделать, надо предугадать, какие вопросы могут быть заданы. Конечно, все вопросы никогда не предугадаешь, но можно не сомневаться, что будут спрашивать об основных понятиях и требовать их ясные формулировки. Также обычно спрашивают о том, как получена та или иная информация и на каком основании сделан тот или иной вывод.

5. Написание тезисов.

ТЕЗИС

6. Приготовить фото, макеты, схемы, чертежи для иллюстрации результатов исследования

Представление работы. Подготовка к конференции.

Как подготовится к выступлению?

  • Заранее прорепетируйте дома, произнося текст доклада мысленно либо вслух, лучше перед зеркалом.
  • Во время репетиции засекайте время. Помните, что на все выступление отводится 5-7 минут. Опыт показывает, что на каждую минуту выступления приходится 20-25 минут подготовки.
  • Найдите такую позу, в которой вы чувствуете себя легко и удобно, и постарайтесь запомнить ее. Лучшей является поза, при которой вес тела равномерно распределен на обе ступни.
  • Продумайте жесты. Определите с помощью зеркала, как лучше держать руки, чтобы выглядеть естественно. Умеренная жестикуляция способствует лучшему восприятию.
  • Заранее подготовьте наглядный материал (человек запоминает в среднем 10% того, что слышит, и 50% того, что видит).
  • Наденьте одежду, к которой вы привыкли, так как новая и чересчур изысканная одежда сковывает.
  • Пить успокоительное и таблетки не рекомендуется. Они делают выступление бесцветным, а реакцию докладчика – заторможенной.
  • Если присутствует волнение, то перед выступлением совершите пешую прогулку. Старайтесь идти не торопясь, делая глубокие вдохи.
  • Во время выступления важно установить зрительный контакт. Рекомендуется скользить взглядом по всей аудитории, так вы сможете создать впечатление у каждого слушателя, что обращаетесь лично к нему.

От чего зависит успех исследования

  • Не ограничивай собственных исследований, дай себе волю понять реальность, которая тебя окружает.
  • Внимательно анализируй факты и не делай поспешных выводов (они часто бывают неверными).
  • Будь достаточно смел, чтобы принять решение.
  • Приняв решение, действуй уверенно и без сомнений.
  • Сосредоточься и вложи в исследование всю свою энергию и силу.
  • Действуя, не бойся совершить ошибку

КОНСУЛЬТАЦИЯ

Дата ____________________________________

МОИ ВОПРОСЫ:

  • ___________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • ___________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • ___________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

МОИ ЗАМЕТКИ:

Важно!

Подумать

Обсудить

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ РАБОТ.

Исследовательская работа должна быть выполнена на белых стандартных листах писчей бумаги формата А4. Текст печатается ярким нежирным шрифтом (12), с межстрочным интервалом 1 только с одной стороны листа.

Заголовки располагают в середине строки без точки в конце; печатают прописными буквами, не подчеркивают; переносы слов в заголовках не допускаются. Опечатки, описки и графические неточности исправляют нанесением на место исправленного текста.

Размеры полей: верхнее и нижнее – 20 мм; правое – 10 мм; левое – 30 мм.

Страницы нумеруют арабскими цифрами.

Начинается работа с «Введения» - с. 3 (титульный лист и содержание включается в общую нумерацию страниц работы, но номер страницы на титульном листе и содержании не проставляется). Номера ставятся в правом верхнем углу без точки в конце.

СТРУКТУРА РАБОТЫ.

Конкурсная работа обычно состоит из следующих структурных элементов, каждый из которых начинается с новой страницы:

  • Титульный лист.
  • Содержание.
  • Введение.
  • Основная часть:
  • Обзор литературы;
  • Методика проведения исследования;
  • Организация исследования;
  • Результаты.
  • Выводы (заключение).
  • Список литературы.
  • Приложения.

Проект - это долгосрочное исследование, имеющее практическую часть, которая включает в себя:

Дневник работы над проектом - письменная часть проекта, где учащиеся фиксируют все этапы работы над проектом.

Проектный продукт – результат работы над проектом.

Презентация (защита проекта), в ходе которой учащиеся знакомят со своей работой и своим проектом продуктом.

Дневник работы над проектом должен содержать отчет о работе.Примерная форма отчета:

Введение

Тема моего проекта…

Я выбрал эту тему, потому что…

Цель моей работы…

Проектным продуктом будет - …

Этот продукт поможет достичь цели проекта, так как…

План моей работы (указать время выполнения и перечислить все промежуточные этапы)…

Выбор темы и уточнение названия…

Сбор информации (где и как делал)…

Изготовление продукта (что и как делать)…

Написание письменной части проекта (как это делал)…

Основная часть

Я начал свою работу с того, что…

Потом я приступил к…

Я завершил работу те, что…

В ходе работы я столкнулся с такими проблемами…

Чтобы справится с возникшими проблемами, я…

Заключение

Закончив свой проект, я могу сказать, что не все из того, что было задумано, получилось, например…

Это произошло, потому, что…

Если бы я начал работу заново, я бы…

Я думаю, что решил проблему своего проекта, так как…

Работа над проектом показала мне, что…

Знакомство с различными проектами учащихся из опыта работы.

Проекты могут быть как групповыми, так и индивидуальными. В ходе работы может корректироваться и тема проекта, и сам проектный продукт. Например, темами проектов учащихся 11 классов стали: «Маркетинговое исследование торговых центров города Воронежа», «Как выбрать экономический факультет вуза», «Как провести лето в Воронеже», «Территория закона острова детства» и т.д. Также разнообразны проектные продукты: путеводитель по вузам города; кластер с рекомендациями по защите прав ребенка; игра для проверки сплоченности коллектива; статья о классном коллективе; видеофильм и многое другое. Учащиеся придумываю абсолютно гениальные названия для своей работы: «Это страшное образование» или «Как нам жить вместе?» и «поднимают» только те темы, которые их действительно волнуют.



Учащиеся, которые занимаются проектированием, приобретают вкус к исследованию вообще, становятся более самостоятельными и ответственными. Они могут выбрать тему исследования, свободно подобрать информацию, блестяще защищают свою работу, легко контактируют с аудиторией. Они занимаются действительно теми вопросами, которые их интересуют, отстаивая свою точку зрения. Это особенно важно для выпускников, которым придется каждый день принимать решение, о том, как построить свою дальнейшую жизнь и как добиться поставленных целей. При создании проекта максимально важны фантазия и воображение, так необходимые и для творческого мышления, так как в готовом виде свой проект уже не «скачаешь», как привыкли наши дети, работая над рефератом или докладом.

Практикум «Организация и содержание проектной деятельности учащихся»

Задание 1.

Назовите главные отличия метода проектов от других видов исследовательской деятельности учащихся:

Задание 2.

Охарактеризуйте этапы работы над проектом:

Задание 4.

Назовите основные виды проектов, соответствующие им проектные продукты, подумайте над темами проектов:

Задание 5.

Подумайте, в чем положительные и отрицательные стороны данной исследовательской технологии:

Литература

1. Бухаркина М.Ю . Разработка учебного проекта // М.: 2003.

2. Леонтович А.В. Основные рабочие понятия исследовательской деятельности учащихся. Проектно-исследовательская деятельность: организация, сопровождение, опыт // М.: 2005.

3. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении // М.: 2003.

4. Ступницкая М.А . Организация и содержание проектной деятельности учащихся основного и старшего звеньев школы «Премьер». Проектно-исследовательская деятельность: организация, сопровождение, опыт. Сборник статей // Под общей редакцией Н.Г. Минько// М.: Учебно-методический центр-ЮАУО, 2005.

5. Ступницкая М.А . Творческий потенциал проектной деятельности школьников // Развитие творческих способностей школьников и формирование различных моделей учета их индивидуальных достижений// М.: Центр «Школьная книга», 2006.

6. Современные педагогические и образовательные технологии в системе образования. Учебное пособие // Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина/ / М.: Издательский центр «Академия», 2007.

Студентки КРАСИКОВА ДАРЬЯ ВАСИЛЬЕВНА

Направление подготовки: «Социальная работа» Курс _2_

Профиль подготовки: «Социальная работа в системе социальных служб»

Страницы

Вводная часть

Индивидуальный план работы студента на период практики

Дневник прохождения практики

Отчет о практике

Задание 1. Эссе

Задание 2. Методологический аппарат исследования

Задание 3. Библиография

Задание 4. Анализ научной статьи

Задание 5. Методика наблюдения

Задание 6. Опросный лист

Задание 7. Реферат

Задание 8. Глоссарий

Задание 9. Эмпирическое исследование

Задание 10. Аналитический отчет

Характеристика-отзыв с базы практики

УТВЕРЖДАЮ

Руководитель практики от университета

________________________ А.Ю. Гольцов

Руководитель практики от организации

________________________ Д.Красикова

Индивидуальный план работы студента 2 курса заочного отделения направления подготовки «Социальная работа»

Красиковой Дарьи Васильевной на период учебной практики: 10.03.2014 – 23.03.2014

Организация: Республиканское общественное объединение «Белорусская Ассоциация клубов ЮНЕСКО»

день недели

понедельник

Ознакомление с задачами и организацией производственной практики, с правилами внутреннего трудового распорядка. Знакомство с коллегами по работе, формирование взаимоотношений с ними и руководителем практики. Определение направлений и места прохождения производственной практики

В ходе участия в общей планерке организации я познакомилась с руководством организации и другими сотрудниками, которые работают по проектам и т.д. руководителем практики был проведен инструктаж по правилам внутреннего распорядка, ТБ, ознакомлена с инструкциями организации

Знакомство с типом организации. Изучение нормативно-правовой документации организации

Вместе с другими студентами, которые проходят практику, ознакомилась с основными документами организации (Устав, положения), в ходе презентации ролика организации ознакомилась с основными направлениями БелАЮ

Участие в подготовке мероприятия по подведению итогов конкурса проектных работ «ЮНЕСКО: Образование. Наука. Культура»

Участвовала в подготовке мероприятия по подведению итогов конкурса проектных работ

Изучение опыта реабилитационной деятельности по программе «Исцеляющая магия». Беседа с руководителем программы о специфике «Исцеляющей магии», контингенте обслуживаемых, специфике услуг, условиях их предоставления, взаимоотношениях, которые складываются между волонтером и клиентом

Изучала опытареабилитационной деятельности

Работа над научно-исследовательской работой

Работаа над научно-исследовательской работой

понедельник

Изучение специфики и деятельности проекта «Профилактика и лечение ВИЧ/СПИДа в Республике Беларусь - 3». Беседа с административным персоналом проекта, контингенте обслуживаемых, специфике услуг, условиях их предоставления, взаимоотношениях, которые складываются между социальным работником и клиентом

Изучала специфики и деятельности проектов

Участие в подготовке тренинга для социальных работников по формированию компетенций в рамках проекта «Профилактика и лечение ВИЧ/СПИДа в Республике Беларусь - 3»

Участвовала в подготовке тренинга для социальных работников по формированию компетенций в рамках проекта «Профилактика и лечение ВИЧ/СПИДа в Республике Беларусь - 3»

Изучение специфики проекта «Доступное и качественное консультирование и тестирование на ВИЧ подростков групп риска». Беседа с административным персоналом проекта, контингенте обслуживаемых, специфике услуг, условиях их предоставления, взаимоотношениях, которые складываются между социальным работником и клиентом

Изучала специфики проекта «Доступное и качественное консультирование и тестирование на ВИЧ подростков групп риска».

Изучение специфики проекта «Возраст в действии». Беседа с административным персоналом проекта, контингенте участников проекта, специфике услуг, условиях их предоставления

Изучала специфики проекта «Возраст в действии».

Работа над научно-исследовательской работой.

Анализ и обработка изученного материала, подготовка отчета, оформление дневниковых записей.

Работала над научно-исследовательской работой