Общение как социально психологическое явление. Деловое общение, как социально-психологический феномен

Общение – процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов (личностей, групп), характеризующийся обменом деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности, что является одним из необходимых и всеобщих условий формирования и развития общества и личности.

Общение – социальное взаимодействие между людьми посредством знаковых систем в целях трансляции (передачи) общественного опыта, культурного наследия и организации совместной деятельности.

"Человек – это узел связи", – писал Экзюпери. Роскошь общения одухотворяет жизнедеятельность человека, обеспечивает его вхождение в социум. В социальном общении происходят психическое развитие и самореализация индивида. Все психические качества человека и формируются и проявляются в его общении с другими людьми. Эффективное общение связано с соответствующими умениями и навыками, с культурой общения.

При всех групповых действиях участники выступают одновременно в двух качествах: как исполнители конвенциальных ролей и как неповторимые человеческие личности.

Когда играются конвенциальные роли, люди действуют как единицы социальной структуры.

Существует согласие относительно вклада, который должен внести каждый исполнитель роли. Поведение каждого участника ограничено экспектациями, обусловленными культурными нормами. Включаясь в такие предприятия, люди остаются уникальными живыми существами. Реакции каждого из них оказываются зависимыми от определенных качеств тех, с кем они вступают в контакт. Характер взаимного притяжения или отталкивания в каждом случае различен.

Шаблон межличностных отношений, развивающихся между людьми, включенными в совместное действие, создает еще одну матрицу, которая накладывает дальнейшие ограничения на то, что каждый человек может или не может делать. Даже в самых мимолетных взаимодействиях имеют место межличностные реакции. В большинстве происходящих контактов такие реакции не имеют большого значения и скоро забываются.

Когда люди продолжают общаться друг с другом, возникают более устойчивые ориентации. Характер этих взаимоотношений в каждом случае будет зависеть от личностных черт, включенных во взаимодействие индивидов.

Поскольку человек ожидает особого внимания от своих ближайших друзей и не склонен ждать хорошего отношения от тех, кого он не любит, каждая сторона в системе межличностных отношений связана рядом особых прав и обязанностей.

Конвенциальные роли стандартизованы и безличны.

Но права и обязанности, которые устанавливаются в межличностных ролях, целиком зависят от индивидуальных особенностей участников, их предпочтений.

В отличие от конвенциальных ролей, большинству межличностных ролей не обучаются специально.

Каждый развивает свой собственный тип обращения.

Хотя нет совершенно одинаковых систем межличностных отношений, бывают повторяющиеся ситуации, и сходные личности реагируют одинаково на один и тот же вид обращения.

Наблюдаются типичные шаблоны межличностных взаимоотношений и могут быть названы типичные межличностные роли.

Среди межличностных ролей, возникающих, когда люди конкурируют из-за сходных интересов, могут быть соперник, враг, заговорщик и союзник. В каждой организованной группе существует общее понимание того, какие чувства участникам полагается испытывать друг к другу. В семье, например, конвенциально определены отношения между матерью и сыновьями.

Участвующие в согласованном действии люди одновременно взаимодействуют на языке двух систем жестов.

Как исполнители конвенциальных ролей, они пользуются конвенциальными символами, являющимися объектом социального контроля.

В то же время особая личностная ориентация каждого действующего лица проявляется в стиле его исполнения, в том, что он делает, когда ситуация недостаточно определена и он имеет некоторую свободу выбора.

Проявление личностных черт в свою очередь вызывает ответные реакции, часто бессознательные.

Эти две формы взаимодействия незаметно переходят одна в другую.

На социальном уровне общение является необходимым условием для передачи социального опыта и культурного наследия от одного поколения к другому.

В психологическом смысле общение понимается как процесс и результат установления контактов между людьми или взаимодействие субъектов посредством различных знаковых систем.

Выделяют три аспекта общения, такие как передача информации (коммуникативный аспект общения ); взаимодействие (интерактивный аспект общения ); понимание и познание людьми друг друга (перцептивный аспект общения ).

Ключевыми словами в понимании сущности общения являются: контакт, связь, взаимодействие, обмен, способ объединения.

Выделяют различные виды общения, которые чаще всего определяются спецификой обратной связи.

Общение может быть непосредственным и опосредованным, межличностным и массовым.

Непосредственное общение – это прямое естественное общение лицом к лицу, когда субъекты взаимодействия находятся рядом и происходит не только речевое общение, но и общение с помощью невербальных средств.

Непосредственное общение является наиболее полноценным видом взаимодействия, потому что индивиды получают максимальную информацию. Непосредственное общение может быть формальным и межличностным .

Оно может также осуществляться между субъектами и одновременно между несколькими субъектами в группе. Однако непосредственное общение реально только для малой группы, т.е. такой, в которой все субъекты взаимодействия лично знают друг друга.

Прямое непосредственное общение является двусторонним и характеризуется полной и оперативной обратной связью.

Опосредованное или косвенное общение происходит в ситуациях, когда индивиды отдалены друг от друга временем или расстоянием, например, если субъекты разговаривают по телефону или пишут письма друг другу.

К особому виду общения относится массовое общение , определяющее социальные коммуникативные процессы. Массовое общение представляет собой множественные контакты незнакомых людей, а также коммуникацию, опосредованную различными видами массовой информации. Массовое общение может быть прямым и опосредованным.

Прямое массовое общение происходит на различных митингах, во всех больших социальных группах: толпе, публике, аудитории.

Опосредованное массовое общение чаще всего носит односторонний характер и связано с массовой культурой и средствами массовой коммуникации.

Поскольку многие средства массовой коммуникации передают информацию большому количеству людей одновременно, обратная связь весьма затруднена, но все же существует.

У людей под влиянием содержания информации, передаваемой такими источниками, формируются мотивы, установки, которые в дальнейшем определяют их социальные поступки.

Уровни общения определяются общей культурой взаимодействующих субъектов, их индивидуальными и личностными характеристиками, особенностями ситуации, социальным контролем и многими другими факторами.

Доминирующими оказываются ценностные ориентации общающихся и их отношение друг к другу.

Самый примитивный уровень общения – фатический (от лат. fatuus – «глупый»), предполагающий простой обмен репликами для поддержания разговора в условиях, когда общающиеся особенно не заинтересованы во взаимодействии, но вынуждены общаться.

Его примитивность заключается не в том, что реплики просты, а в том, что за ними нет глубокого смысла, содержания.

Иногда это уровень обозначают как конвенциональный (конвенция – «соглашение»).

Следующий уровень общения – информационный .

Происходит обмен интересной для собеседников информацией, являющейся источником каких-либо видов активности человека (мыслительной, эмоциональной, поведенческой).

Информационный уровень общения носит обычно стимулирующий характер и преобладает в условиях совместной деятельности или при встрече старых друзей.

Личностный уровень общения характеризует такое взаимодействие, при котором субъекты способны к самому глубокому самораскрытию и постижению сущности другого человека.

Личностный, или духовный, уровень характеризует только такое общение, которое нацелено на активацию позитивного отношения самих субъектов взаимодействия к себе, другим людям и окружающему миру в целом.

Лекция 2. Тема. Психология управления общением

1. Общение как социально-психологический феномен

2. Психологическая структура общения

3. Психологические особенности управленческого общения

Групповая деятельность складывается из взаимодействия индивидов при совместном решении определенных задач (экономических, производственных, воспитательных, правоохранительных и т.д.). Важнейшим условием взаимодействия людей в группах является общение. В чем же сущность этого понятия?

Общение - это процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый их потребностями в совместной деятельности. Общение включает в себя:

Обмен информацией между субъектами деятельности, сотрудниками в группах и организациях, а также между группами;

Выработку совместной стратегии деятельности, в которую включены субъекты общения;

Восприятие и понимание людьми друг друга в процессе решения совместных задач.

Иногда проявляется тенденция к отождествлению понятий «общение», «социативные отношения», «межличностные отношения». Однако эти понятия, будучи взаимосвязанными, не являются тождественными, поскольку имеют свою специфику.

Понятие общения имеет более широкий смысл. Общение объективно порождается совместной жизнедеятельностью людей в системах их внешних отношений с социальной средой и внутригрупповых межличностных отношений.

Социальные отношения проявляются в общении людей не как личностей, а как представителей социальных классов (отношения работодателя и работника), экономических структур (продавец и покупатель товара), иерархических формальных организаций (областные и районные отделы правоохранительных органов) и т. п.

Межличностные отношения строятся на основе деловых и эмоциональных оценок, а также предпочтений людьми друг друга.

Таким образом, отношения между людьми, как безличностные, так и межличностные, всегда вплетены в общение и могут быть реализованы только в нем. Вне общения немыслимо человеческое общество. Общение выступает в нем как способ объединения индивидов и вместе с тем как способ их развития в личностном и профессиональном плане. Отсюда вытекает существование общения и как реальности общественных отношений, и как реальности отношений межличностных. Общение с необходимостью осуществляется при самых разнообразных человеческих отношениях, т. е. имеет место, как при положительных, так и при отрицательных социальных и межличностных отношениях.

Можно сказать, что общение играет большую роль в жизни и деятельности людей. В разных формах общения люди обмениваются результатами деятельности, накопленным опытом, осуществляется взаимный обмен знаниями, суждениями, идеями, представлениями, интересами, чувствами, согласовываются стремления, потребности и цели людей, складывается психологическая общность, достигается взаимопонимание.



В процессе общения формируется общая программа и общая стратегия совместной деятельности. Благодаря общению расширяется кругозор человека, преодолевается ограниченность индивидуального опыта. Поэтому общению принадлежит важное место и в развитии человека.

В психологической науке имеется несколько подходов к пониманию сущности общения между людьми:

Общение - процесс передачи информации от одного субъекта к другому при помощи различных коммуникативных средств и механизмов. Целью общения выступает достижение взаимопонимания (А. Г. Ковалев);

Общение есть взаимодействие людей, а передача информации является лишь необходимым условием, но не сутью общения (А. А. Леонтьев);

Общение есть процесс взаимоотношений людей в коллективе, в ходе которого складываются коллективистские свойства группы (К. К. Платонов);

Общение - это и обмен информацией, и взаимодействие людей, и их взаимоотношения (Б. Д. Парыгин).

Такое внимание к общению свидетельствует о важности оценки психологами его роли. Противоречия в точках зрения косвенно указывают на сложную взаимосвязь общения с другими, неразрывно связанными психологическими явлениями - взаимоотношениями, взаимодействием и с самой деятельностью, на сложность кристаллизации сущности самого общения в этих взаимосвязях.

Общение, как это видно из определений, данных рядом авторов, неразрывно связано с деятельностью людей. Это признают все психологи, рассматривающие общение с позиций деятельностного подхода. Однако характер этой связи понимается по-разному.

Другие психологи общение считают особым видом деятельности. Одни из них (Д. Б. Эльконин) называют его коммуникативной деятельностью (или деятельностью общения), самостоятельной на определенном этапе развития человека (например, у дошкольников и особенно в подростковом возрасте); другие (А. А. Леонтьев) - одним из видов деятельности (например, речевая деятельность).

Третья точка зрения (Б. Ф. Ломов) состоит в том, что деятельность и общение рассматриваются не как параллельно существующие и взаимосвязанные деятельности, а как две стороны социального бытия человека, его образа жизни. Придавая особое значение общению, Б. Ф. Ломов пишет, что реальная жизнь человека не исчерпывается предметно-практической деятельностью. Общение выполняет в ней особые функции обмена идеями, интересами, передачи черт характера, формирования установок личности, ее позиции.

Таким образом, несмотря на некоторые различия, авторы всех точек зрения признают связь между деятельностью и общением, хотя и раскрывают ее по-разному. Понятно, что в жизни малой группы, в которой люди находятся в постоян­ном непосредственном контакте, общению принадлежит очень важная роль.

Общение выполняет ряд функций в жизни и совместной деятельности малых групп. Прежде всего это познавательная функция. Она состоит в том, что общение является источником важной для личности информации о происходящих событиях в социуме, в сфере, к которой принадлежит группа, во внутренней жизни самой группы, восприятиях членами группы друг друга, информации о намерениях, состояниях и действиях других членов группы, событиях в их жизни, достигаемых результатах совместной деятельности, мнениях группы об отдельных членах и др. В конечном счете общение служит интересам взаимопонимания. Высший уровень взаимопонимания и развития группы - коллектив - это союз единомышленников.

Развивающая функция общения заключается в ее роли во всей социализации личности в ее онтогенезе. В малой группе эта социализация идет и продолжается с особой интенсивностью в результате непосредственного и занимающего много времени общения между членами группы. Совершается разносторонний обмен знаниями, суждениями, мнениями, переживаниями, ценностями и идеалами, мотивами и интересами, в результате чего происходят изменения психологических свойств и качеств личности членов группы. Особенности группы в целом выступают как общий фактор, влияющий на членов группы, обеспечивающих сближение их знаний, взглядов, отношений, умений, привычек и проч., и вместе с тем представляют собой пространство, открывающее возможности и для проявлений индивидуализации развития. Естественно, что характер развивающих влияний группы зависит от того, какова ее деятельность, организация жизни и деятельности, каково руководство ею, какие интересы, ценности, мнения, традиции, обычаи, взаимоотношения и другие групповые социально-психологические явления в ней преобладают, характерны для нее и проявляются в специфике общения между членами группы.

Детерминирующая функция состоит в том, что общение является одним из существенных факторов социальной зависимости поведения членов малой группы, побуждения у них интересов, целей, планов, мотивов, желаний, потребностей, поступков и действий, а также регуляции их появлений. Общение способствует возникновению, усилению определенных психических состояний, процессов, проявлений активности и, наоборот, - сдерживанию, недопущению, ослаблению их.

Сплачивающая функция способствует возникновению единого мнения в группе, между членами группы, достижению взаимопонимания, согласия, отысканию компромисса, установлению близких взаимоотношений, синхронизации, согласованию действий.

Функция управления, руководства малой группой реализуется использованием общения в качестве организующего фактора, способствующего установлению организационного по рядка в жизни и деятельности группы, достижению четкого взаимодействия всех членов группы в ходе совместной деятельности, достижению ее целей и удовлетворения интересов каждого.

В социальной психологии явление общение является одним из важнейших феноменов.

Как известно, общение является чрезвычайно сложным феноменом в жизни индивида и человечества в целом, оно охватывает большое количество взаимосвязей, межличностных отношений, осуществляется в различных формах и с помощью различных средств, которые являются неотъемлемым фактором культуры и постоянно совершенствуются и обогащаются.

Именно поэтому любое определение этой дефиниции имеет ориентировочный, суженный характер.

Общение - это весь спектр связей и взаимодействий людей в процессе духовного и материального производства, способ формирования, развития, реализации и регуляции социальных отношений и психологических особенностей отдельного человека, которое осуществляется через прямые или косвенные контакты, в которые вступают личности и группы.

Общение (в узком смысле) – это процесс предметного и информационного взаимодействия между людьми, в котором формируются, конкретизируются, уточняются и реализуются их межличностные отношения и проявляются психологические особенности коммуникативного потенциала каждого индивида.

В процессе межличностного общения происходит такое взаимодействие людей, в котором каждый из участников реализует определённые цели (кого-то убедить, совместно выполнить какой - то вид деятельности, показать свое отношение к тому или иному факту и др.) и одновременно узнать друг друга, меняя себя и собеседника.

Многие психологи исходят из идеи единства общения и деятельности (Б. Ананьев, А. Леонтьев, С. Рубинштейн и др.), под общением понимается реальность человеческих отношений, которая предусматривает любые формы совместной деятельности людей.

Общение целесообразно рассматривать в двух планах: как аспект совместной деятельности и как ее продукт (В. Слободчиков, Е. Исаев). Деятельность посредством общения не просто организуется, но и обогащается, в ней возникают новые связи и отношения между людьми.

Другой позиции, когда категория «общения» может рассматриваться, как самостоятельная и сведена к деятельности (В. Знаковое, А. Реан и др.), процесс общения становится для человека не только средством, но и целью. Такое понимание общения позволяет рассматривать эту дефиницию как такую, что не обязательно возникает вследствие потребности в совместной деятельности; она может выступать и в роли само мотивированного процесса. Поэтому общение как самостоятельное и возведенное к деятельности понятие может быть определено следующим образом: это процесс межличностного взаимодействия, порожденный широким спектром актуальных потребностей партнеров, направленный на удовлетворение этих потребностей и опосредованный определенными межличностными отношениями.

Из всего вышеуказанного нетрудно заметить, что понятие «общение» толкуется в психологической литературе по-разному:

· как особый вид деятельности;

· как специфическая социальная форма информационной связи;

· как форма взаимодействия субъектов;

· как самостоятельная и сведенная к деятельности категория;

· как процесс межличностного взаимодействия;

· как обмен мыслями, чувствами и переживаниями;

· как существенный аспект человеческой деятельности;

· как реальность человеческих отношений, что предполагает любые формы совместной деятельности людей;

· как универсальная реальность бытия человека, порождается и поддерживается различными формами человеческих отношений.

Большинство исследователей склоняется к мысли о том, что любой вид или форма человеческой деятельности (игра, руководство, воспитание) проявляется через общение и наоборот.

И даже общение с самим собой (пролонгированное общение) происходит таким образом, что человек мысленно продолжает разговор с партнером, с которым недавно общался.

Кстати, общение с самим собой (т.е. интраперсональний диалог ) было известно еще в Древней Греции.

Так, члены пифагорейского союза строго соблюдали правила, которые обязывали каждого из них ежедневно, перед сном, проводить собеседования с самим собой и отвечать на вопрос: «Как я провел день, что прошел», «Что я сделал?», « Каких обязательств я не исполнил ». Такое общение с самим собой проводилось три раза подряд, чем достигалось более глубокое осмысление вопросов.

Современная психологическая наука изучает две основные формы общения: в одном случае - это способ организации деятельности, в другом - удовлетворение потребности человека в другом человеке, в живом контакте.

То есть в процессе общения осуществляется не только взаимный обмен деятельностью, но и представлениями, идеями, чувствами людей.

Кроме субъект - субъектного подхода , где партнер по общению остается для собеседника значимой, уникальной, неповторимой личностью, имеют место и другие подходы.

Моносубъективный подход опирается на представление о том, что человек в этом мире практически одинок, и общение для него является эпизодом в его жизни. При этом другой человек в жизни человека не играет заметной роли.

Согласно с полииндивидным подходом , индивид не просто один в этом мире, а один из многих других. И влияние одного человека на другого основывается на учете психики последнего.

Интерсубъективный подход имеет своим основанием согласие, которое означает одинаковое понимание людьми ситуации. Общаясь, люди уступают друг другу в разговоре, приспосабливаются друг к другу, строя межличностные связи.

Общение о но способствует обогащению знаний, умений и навыков участников совместной деятельности, удовлетворяющей потребность в психологическом контакте, является механизмом воспроизведения событий, настроений, координирует усилия людей, помогает объективному выявлению особенностей поведения партнеров, их манер, черт характера, эмоционально - волевой и мотивационной сферы.

Итак, специфика общения заключается в том, что в процессе взаимодействия субъективный мир одного индивида раскрывается для другого, происходит взаимный обмен мнениями, информацией, интересами, чувствами, деятельностью и.т.д.

В результате общения происходят определенные контакты, межличностные отношения, осуществляется объединение (или разделение) людей, вырабатываются правила и нормы поведения. Успешность любых контактов зависит от налаживания взаимопонимания между партнерами по общению.

В реальных межличностных контактах раскрывается весь спектр качеств личности, ее коммуникативный потенциал, социальная значимость, оказываются человеческие симпатии и антипатии, любовь и дружба, совместимость и несовместимость, привлекательность и вражда.

Потребность человека в общении обусловлена общественным способом ее жизнедеятельности и необходимостью взаимодействовать с другими людьми. Общение, таким образом, становится основным условием выживания человека и обеспечивает реализацию функций обучения, воспитания и развития индивида.

Функции общения

Что касается функций (от лат. Functio - исполнение, осуществление) общения, то под ними понимают внешнее проявление свойств общения, те роли и задачи, которые оно выполняет в процессе жизнедеятельности индивида в социуме.

Известны различные подходы к классификации функций общения.

Б.Ломов выделяет в общении три функции: информационно-коммуникативную (заключается в любом обмене информацией), регуляционно-коммуникативную (регуляция поведения и регуляция совместной деятельности в процессе взаимодействия и аффективно-коммуникативную (регуляция эмоциональной сферы человека.

Информационно-коммуникативная функция охватывает процессы формирования, передачи и приема информации.

Регуляционно-коммуникативная - заключается в регуляции поведения: не только собственного поведения, но и поведения других людей, и реагирует на их действия, то есть происходит процесс взаимного налаживания действий.

Аффективно-коммуникативная - характеризует эмоциональную сферу человека, в которой выявляется отношение индивида к окружающей среде, в том числе и социальное.

Можно привести другую, немного подобную предыдущей, классификацию – четырех элементную модель (А. Реан), в которой общение образует следующие компоненты:

когнитивно-информационный (прием и передача информации),

регулятивно-поведенческий (заостряет внимание на особенностях поведения субъектов, на взаимной регуляции их действий),

аффективно-эмпатический (описывает общение как процесс обмена и регуляции на эмоциональном уровне)

социально-перцептивний компоненты (процесс взаимного восприятия, понимания и познания субъектов).

Л. Карпенко по критерию «цель общения» выделяет восемь функций:

· контактную - установление контакта как состояния взаимной готовности к приему и передаче сообщения и поддержания связи во время взаимодействия в форме постоянной взаимо ориентированности;

· информационную - обмен сообщениями (информацией, мнениями, решениями, замыслами, состояниями), т.е. прием - передача каких данных в ответ на полученный от партнера запрос;

· побудительную - стимулирование активности партнера по общению, что направляет его на выполнение каких-л действий;

· координационную - взаимное ориентирование и согласование действий для организации совместной деятельности;

· понимание - не только адекватное восприятие и понимание сущности сообщения, но и понимания партнерами друг друга;

· амотивную - вызов у партнера по общению нужных эмоциональных переживаний и состояний, изменение с его помощью собственных переживаний и состояний;

· установления отношений - осознание и фиксирование своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и других связей, в которых предстоит действовать индивиду;

· осуществления воздействия - изменение состояния, поведения, личностно-содержательных образований партнера (стремления, мнений, решений, действий, потребностей активности, норм и стандартов поведения и т.п.).


§ передача информации

§ восприятие друг друга

§ взаимооценка партнерами друг друга

§ взаимовлияние партнеров

§ взаимодействие партнеров

§ управление деятельностью и т.д.


Функции общения выделяются в соответствии с содержанием общения.

Имеется несколько классификацией функций общения. В. Н. Панферов выделяет их шесть:

§ коммуникативная (осуществление взаимосвязи людей на уровне индивидуального, группового и общественного взаимодействия)

§ информационная (обмен информацией между людьми)

§ когнитивная (осмысление значений на основе представлений воображения и фантазии)

§ эмотивная (проявление эмоциональной связи индивида с действительностью)

§ конативная (управление и коррекция взаимных позиций)

§ креативная (развитие людей и формирование новых отношений между ними)

В других источниках выделяют четыре основные функции общения:

§ инструментальную (общ-е выступает как соц механизм упр-я и передачи инфо, необх-ый для совершения действия)

§ синдикативную (общение оказывается средством объединения людей)

§ самовыражения (общение выступает как форма взаимопонимания, психологического контекста)

§ трансляционную (передача конкретных способов деятельности, оценок)

И дополнительные:

§ экспрессивную (взаимопонимание переживаний и эмоциональных состояний)

§ социального контрол я (регламентации поведения и деятельности)

§ социализации (формирование навыков взаимодействия в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами) и др.


Похожая информация.


Общение играет важную роль в жизни человека. Удовольствие от него сказывается на психологическом комфорте участников коммуникативного процесса, а постоянное недовольство социальными контактами и межличностными отношениями порождает плохое настроение, депрессии, снижение активности, ухудшение здоровья, затрудняют достижение поставленных целей.

Общение как феномен социальной психологии

Социально-психологическая специфика общения

Общение является неотъемлемым аспектом существования человека, важной предпосылкой формирования ее как социального существа, взаимодействия с различными сообществами, а также

необходимым условием существования общества. В процессе общения происходит интеллектуальная и эмоционально-чувственная взаимодействие индивидов, достигается единство и слаженность их действий, что обуславливает формирование общих настроений и взглядов, взаимопонимания, сплоченности и солидарности. Они необходимы в коллективной деятельности, поскольку представляют культурно-коммуникативную основу социальной жизни общества. В процессе развития индивида потребность в общении имеет социально-выборочный характер.

Параллельно с потребностью в общении существует потребность в уединении (здесь - общении с собой), которая у одних людей выражена ярко, у других - едва заметна. Это зависит как от конкретной личности, так и от социальной среды.

Уединение - пребывание в самостоятельности изолированно, обособленно, без общения с кем-либо.

Активизация, напряжение социальных контактов и межличностных отношений все острее актуализирует стремление индивида обособиться, сохранить свою независимость. Оно реализуется как потребность отдохнуть, разобраться в себе. Если рядом нет друга, с которым можно обсудить проблемы, индивид начинает общаться с собой, словно роздвоюючи собственное "Я". Умение вести внутренние размышления-диалоги, "разговаривать", "советчиками" с собственной совестью чрезвычайно важное не только для принятия взвешенных решений, избежания ошибок, но и для духовного и профессионального развития человека, сохранения его внутренней гармонии.

Феномен общения проявляется в многочисленных взаимосвязях людей, в обмене деятельностью, информацией, опытом, умениями и навыками, результатами труда. Общение является одним из проявлений человеческой сущности, личностной формой существования и функционирования общественных отношений. Оно отражает объективную потребность людей жить в социуме, объединяться и работать друг с другом. Совместная деятельность не может происходить без координации действий, согласование целей, обмена мнениями, формирования внутреннего мира человека, его сознания, чувств, знаний. А это возможно только благодаря общению.

Общение охватывает различные взаимосвязи, меж-личностные взаимоотношения, осуществляется в различных формах и с помощью различных средств, которые, являясь неотъемлемым фактором культуры и постоянно совершенствуются, обогащаются.

Общение - это весь спектр связей и взаимодействий людей в процессе духовного и материального производства, способ формирования, развития, реализации и регуляции социальных отношений и психологических особенностей отдельного человека, который осуществляется через прямые или косвенные контакты, в которые вступают личности и группы.

Узкое толкование этого понятия связано с меж-личностными отношениями человека.

Межличностное общение - процесс предметного и информационного взаимодействия между людьми, в котором формируются, конкретизируются, уточняются и реализуются их межличностные отношения (взаимовлияние, восприятие друг друга и тому подобное) и проявляются психологические особенности коммуникативного потенциала каждого индивида.

Межличностное общение является взаимодействием людей, в которой каждый участник реализует определенные цели, одновременно познавая и изменяя себя и собеседника.

Для социальной психологии принципиальным является взаимосвязь общения и деятельности. Имея за основу идею их единства, она трактует общение как реальность человеческих взаимоотношений, которые охватывают все формы совместной деятельности людей. Это означает, что любые формы общения относятся к специфических форм совместной деятельности. То есть люди всегда общаются в соответствующей деятельности. Среди ученых есть немало сторонников более широкого взгляда на связь деятельности и общения, согласно которым общение толкуется и как аспект совместной деятельности и как ее продукт, их оппоненты считают общение самостоятельным, незведеним к деятельности феноменом, доказывая, что процесс общения является для человека не только средством, но и целью. Согласно с таким пониманием общения не обязательно предопределяется потребностью в совместной деятельности, оно может реализовываться и как самомотивований процесс.

Итак, общение в социальной психологии трактуется как особый вид деятельности; специфическая социальная форма информационной связи; форма взаимодействия субъектов; самостоятельная и незведена к деятельности категория; процесс межличностного взаимодействия; обмен мыслями, чувствами и переживаниями; существенный аспект человеческой деятельности; реальность человеческих отношений, предполагающая любые формы совместной деятельности людей; универсальная реальность бытия человека, порождается и поддерживается разными формами человеческих отношений, и др. Очевидным является то, что деятельность человека; ее общение с другими взаимосвязаны и обособленно существовать не могут. Любой вид, форма человеческой деятельности (игра, руководство, воспитание и тому подобное) реализуются через общение, а общение - через них. Даже общение с собой происходит так, что человек мысленно продолжает разговор со своим партнером.

Общение является социальным явлением, его природа проявляется в социуме. Будучи актом передачи социального опыта, норм поведения, традиций, оно способствует обогащению знаний, умений и навыков участников совместной деятельности, удовлетворяющей потребность в психологическом контакте, является механизмом воспроизведения событий, настроений, координирует усилия людей, способствует объективному выявлению особенностей поведения партнеров, их манер, черт характера, эмоционально-волевой и мотивационной сфер. Его социально-психологическая специфика заключается в том, что в процессе взаимодействия субъективный мир одного индивида раскрывается для другого, происходит обмен мнениями, интересами, чувствами, деятельностью, информацией. В результате общения реализуются определенные контакты, межличностные отношения, осуществляется объединение (размежевания) людей, вырабатываются правила и нормы поведения. Успешность любых контактов зависит от взаимопонимания между партнерами по общению. В межличностных контактах раскрывается весь спектр качеств, коммуникативный потенциал, социальная значимость личности, оказываются человеческие симпатии и антипатии, любовь и дружба, совместимость и несовместимость. Это свидетельствует о необходимости знать отношения между участниками контактной группы, ведь от них зависит система общения отдельной личности, развитие ее коммуникативного потенциала, средства, используемые при взаимодействии.

Социальная психология изучает не только форму, способы общения, но и его содержание - то, по поводу чего человек вступает в межличностные отношения.

Совместная деятельность людей делает необходимым существование такого средства взаимодействия как общение. Во многих сферах профессиональной жизни, в управленческой особенно, уровень компетентности работника зависит не от того, насколько он «технически» подготовлен, а от умения общаться, связанного с особыми коммуникативными способностями. Подготовка специалистов в области коммуникативных умений опирается на психологию общения.

Как синоним термина "общение" часто используется термин "коммуникация". Поэтому многие характеристики общения рассматриваются как коммуникативные. Например, коммуникативная компетентность - это способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Для эффективной коммуникации характерно: достижение взаимопонимания партнеров, лучшее понимание ситуации и предмета общения (достижение большей определенности в понимании ситуации способствует разрешению проблем, обеспечивает достижение целей с оптимальным расходованием ресурсов). Коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия.

Средства общения можно определить как способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения. Человек имеет различные способы-средства: язык и другие знаковые системы, телесный, визуальный контакт и другие.

В зависимости от средств общения, оно может быть непосредственным (с помощью естественных органов человека) и опосредованным (используются специальные материальные или культурные средства), прямым (осуществляется при личном контакте) и косвенным (с помощью посредников).

Тактика общения - это реализация в конкретной ситуации коммуникативной стратегии на основе владения техниками и знания правил общения. Техника общения - это совокупность конкретных коммуникативных умений говорить и умений слушать.

В психологии выделяют три функции общения (иногда их называют сторонами, аспектами), которые позволяют более четко структурировать этот процесс. Среди них: коммуникативная, включающая обмен информацией; интерактивная, предусматривающая организацию взаимодействия; перцептивная, отражающая процесс восприятия и понимания другого человека. Когда говорят о структуре общения то также рассматривают коммуникативную, интерактивную и перцептивную его составляющие.

Особое место в ряду многообразия видов общения занимает педагогическое общение. Педагогическое общение - это общение между преподавателем и обучаемым или воспитанником, между родителями и их детьми. Оно направлено на создание благоприятного психологического климата, достижение оптимального состояния учебно-воспитательного процесса и эффективное достижение педагогической цели. Здесь особое место и роль принадлежит педагогу. Он должен овладеть искусством, мастерством педагогического общения. Функционально педагогическое общение является контактным, информационным, побудительным, «субъект-субъектным и характеризуется полиобъектной направленностью. Одним из главных критериев такого общения является создание благоприятного психологического климата при обучении и повышение эффективности учебной деятельности в целом.


В качестве ведущих критериев (признаков) оптимального педагогического общения можно считать такие, как высокий авторитет педагога у обучаемых и воспитуемых, основанный на эмпатии, совершенство во владении психологическими технологиями и техниками, опыт, сочетаемый с творчеством во взаимосвязях и отношениях. Руководствуясь этими критериями, можно выделить типы общения, определить его стиль. Наиболее изученными является проявление социально-психологических стилевых особенностей в рамках авторитарного, демократического и попустительского стилей в педагогическом процессе.