Проблемное обучение на уроках планирование профессиональной карьеры. Методическая разработка открытого занятия на тему "выбор и планирование карьеры в бизнесе"

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачева»

Кафедра государственного и муниципального управления

Н. Н. Егорова

ПЛАНИРОВАНИЕ КАРЬЕРЫ

Методические указания к практическим занятиям и самостоятельной работе

для использования в учебном процессе

Кемерово 2014

Рецензенты:

Вольфсон Эдуард Николаевич доцент, кандидат философских наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления.

Заруба Наталья Андреевна – профессор, доктор социологических наук, председатель учебно-методической комиссии направления подготовки 081100.62 «Государственное и муниципальное управление».

Егорова Наталья Николаевна. Планирование карьеры : методиче-

ские указания к практическим занятиям и самостоятельной работе [Электронный ресурс] для студентов направления подготовки 38.03.04 (081100.62) «Государственное и муниципальное управление», всех форм обучения / Н. Н. Егорова. – Электрон. дан. – Кемерово: КузГТУ, 2014. – Систем. требования: Pentium IV; ОЗУ 8 Мб; Windows 98-2007; мышь. – Загл. с экрана.

КузГТУ, 2014Егорова Н. Н., 2014

1. Цель и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе

Целью освоения дисциплины «Планирование карьеры» является формирование у студентов системы знаний, умений и навыков, позволяющих им успешно осуществлять процесс планирования и продвижения карьеры.

Дисциплина является дисциплиной по выбору профессионального цикла ООП направления 38.03.04 (081100.) «Государственное и муниципальное управление».

Дисциплина соотносится с такими дисциплинами как: Экономическая теория . Рынок труда. Проблемы занятости и

безработицы.

Социальная психология . Психологические особенности личности. Психология общения. Профилактика конфликтов, источники и причины конфликтов. Социально-психологические проблемы руководства. Стрессы и их профилактика в деловом общении.

Для изучения дисциплины «Планирование карьеры» студент должен

основы делового общения и нормы поведения в обществе;

социально-психологические особенности руководства;

способы профилактики и разрешения конфликтов.

применять ранее полученные знания на практике;

управлять своим эмоциональным состоянием в ходе коммуникаций;

применять механизмы нейтрализации стресса;

планировать свою самостоятельную работу.

Изучение дисциплины «Планирование карьеры» поможет в освоении таких дисциплин как:

Деловые коммуникации;

Основы управления персоналом;

Этика государственной и муниципальной службы;

Связи с общественностью в органах власти;

Государственная и муниципальная служба.

2. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Планирование карьеры»

Освоение дисциплины направлено на формирование:

общекультурных компетенций:

ОК-5 – понимает содержание, смысл, основные цели, социальную значимость профессии государственного и муниципального служащего, стремится к улучшению этого понимания через использование знаний в своей деятельности.

ОК-8 – владеет основными способами и средствами информационного взаимодействия, получения, хранения, переработки, интерпретации информации, имеет навыки работы с информаци- онно-коммуникационными технологиями; способен к восприятию и методическому обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения.

ОК-13 – способен и готов к личностному и профессиональному самосовершенствованию, саморазвитию, саморегулированию, самоорганизации, самоконтролю, к расширению границ своих профессионально-практических познаний; умеет использовать методы и средства познания, различные формы и методы обучения и самоконтроля, новые образовательные технологии, для своего интеллектуального развития и повышения культурного уровня.

ОК-14 – умеет критически оценивать информацию, переоценивать накопленный опыт и конструктивно принимать решение на основе обобщения информации; способен к критическому анализу своих возможностей.

профессиональных компетенций:

ПК-8 – способен применять имеющиеся технологии и методы кадровой работы.

ПК-38 – владеет основными технологиями формирования и продвижения имиджа государственной и муниципальной службы.

ПК-48 – способен к адекватной оценке поставленных целей и результатов деятельности.

ПК-49 владеет методами самоорганизации рабочего времени, рационального применения ресурсов.

Цель практических занятий по дисциплине «Планирование карьеры» – закрепление у студентов теоретических знаний, а также формирование умений и практических навыков, позволяющих им успешно осуществлять процесс планирования и продвижения карьеры.

При подготовке к практическим занятиям студент всегда должен прочитать лекционный материал по теме, так как он является базовым при подготовке к занятию. И только после этого обращаться к указанным преподавателем источникам литературы.

Для более продуктивного усвоения учебного материала целесообразно перед новой лекцией повторять по конспектам материал предыдущих занятий.

Тема 1. Рынок труда: структура, предложения и спрос Вопросы для обсуждения:

1. Понятие и виды рынка труда.

2. Влияние рынка труда на формирование процесса выбора профессии.

Практическое задание:

На основании статистических данных Кемеровской области:

1. Выделить и изучить элементы текущего рынка труда.

2. Проанализировать соотношение спроса и предложения на рынке труда в Кемеровской области.

Тема 2. Профориентация Вопросы для обсуждения:

1. Методы профориентации.

2. Формы профориентации.

Разработка индивидуального плана профессионального и личностного роста. Тест на профориентацию. Игра «Горячий стул».

Практическое задание:

Проанализируйте ценности, представленные в таблице 1. Расставьте приоритеты в терминальных и инструментальных ценностях. Самой важной категории в терминальных ценностях при-

свойте единицу, второй по важности – двойку и так далее, последней по важности присвойте номер восемнадцать. То же самое проделайте с инструментальными ценностями.

Сделайте это вдумчиво. Задайте себе, например, следующие вопросы:

А) Как бы Вы расположили эти ценности, если бы стали таким, каким мечтаете?

Б) Как, на Ваш взгляд, это сделал бы человек, совершенный во всех отношениях?

В) Как это сделали бы Вы через 5 или 10 лет?

Г) Как ранжировали бы эти ценности близкие Вам люди?

Таблица 1

Шкала ценностей Рокича

Терминальные ценности

Инструментальные ценности

(желаемые конечные состояния)

(убеждения о предпочтительных

личностных свойствах и дей-

Комфортная жизнь

Честолюбие

Увлекательная жизнь

Широта взглядов

Жизнь в мире

Бодрость

Жизнь в красоте

Равноправие людей

Смелость

Безопасность семьи

Прощение

Честность

Внутренняя гармония

Воображение

Зрелая любовь

Независимость

Национальная безопасность

Интеллект

Наслаждение

Спасение

Самоуважение

Послушание

Социальное признание

Вежливость

Истинная дружба

Ответственность

Мудрость

Самоконтроль

Тема 3. Деловая карьера Вопросы для обсуждения:

1. Основные компетенции менеджера.

2. Основные модели и векторы карьеры.

Составление жизненного плана. Анализ модели компетенций государственного и муниципального служащего. Тест «Направление карьерного пути»

Практическое задание:

Задание 1.

Какие изменения в содержании карьерных процессов происходят в следующих видах карьеры?

Властная карьера_____________________________________

Квалификационная карьера____________________________

Статусная карьера____________________________________

Монетарная карьера___________________________________

Задание 2.

Ситуация 1. Составление личного жизненного плана Методические указания:

Менеджер по персоналу находится на середине своей карьеры. В организации, где он работает, наметились организационные изменения, которые могут привести к непредвиденным ранее дополнительным перестановкам.

Менеджеру необходимо дать оценку сложившейся ситуации в организации и взвесить свои возможности и перспективы продвижения по службе. Для этого необходимо составить (если его нет) или уточнить свой личный жизненный план карьеры, отвечая на следующие вопросы:

Личный жизненный план 1. Оценка жизненной ситуации. Работа

Имею ли я четкую картину о своей работе и ее целях?

Помогает ли моя работа в достижении других жизненных

Каковы мои цели развития и продвижения по работе?

Какую работу я хочу выполнять через несколько лет?

Есть ли у меня воодушевление и мотивация?

Что является для меня мотивацией сейчас? Через пять

Каковы сильные и слабые стороны моей мотивации?

К каким мероприятиям я прибегну, чтобы убедиться, что моя работа будет в ближайшие годы отвечать моим личным требованиям?

Экономическое состояние

Каково мое экономическое положение?

Есть ли у меня личный бюджет, каков он, придерживаюсь ли я его рамок?

Какие меры я могу в случае необходимости применить для улучшения экономического состояния?

Физическое состояние

Какова моя общая форма?

На чем основана моя оценка?

Бываю ли я на осмотрах у врача?

Социальное состояние – человеческие отношения

Искренне ли я интересуюсь мнением и точкой зрения других? Как я их учитываю?

Интересуют ли меня чужие заботы и проблемы, другое мнение?

Навязывают ли другие свои мысли и мнения?

Умею ли я слушать?

Умею ли я ценить людей, с которыми общаюсь? Как это проявляется на практике?

Стремлюсь ли я развивать людей, с которыми общаюсь?

Как я забочусь о дружеских отношениях?

Психическое состояние

Каково мое психическое состояние?

На чем основана моя оценка (собственное представление, тесты, результаты медицинского обследования)?

Какие стрессы беспокоят меня в настоящее время?

Какие стрессы могут ожидать меня в ближайшее время?

Не следует ли мне поменять образ жизни, круг общения,

Нуждаюсь ли я в помощи психиатра?

Семейная жизнь

Имеются ли у меня условия для создания семьи?

Следует ли завести ребенка (второго)?

Уделяю ли я достаточно внимания родителям, жене, де-

Как лучше проводить досуг в кругу семьи?

Куда поехать на отдых?

2. Постановка личных конечных целей карьеры.Целями моей карьеры являются:

Какие факторы способствуют достижению моей карьеры?

Какие факторы препятствуют?

Готов ли я задействовать эти факторы или мне нужно изменить свои цели?

3. Выделите основные частные цели и задачи, которые необходимо решить в ближайшее время?

Рис. 1. Примерная структура личного жизненного плана карьеры менеджера

Ситуация 2. Построение карьерограммы для менеджера Исходные данные и постановка задачи. Будущий менеджер

по персоналу оканчивает высшее учебное заведение по специаль-

ности «Менеджмент» со специализацией «Управление персоналом». Перед ним встает вопрос, как построить свой дальнейший жизненный путь.

Построить карьерограмму возможного карьерного пути (путей) менеджера по персоналу после высшего учебного заведения.

Методические указания. Карьерограмма – инструмент управления карьерой, представляющий собой графическое описание того, что должно происходить или происходит с людьми на различных этапах карьеры. Проводятся специальные научные исследования в заинтересованных организациях, по результатам которых строятся карьерограммы для различных специалистов и руководителей.

Карьерограмма состоит из двух частей. Одна часть содержит перечень должностей, выстроенных в последовательную цепочку по восходящей линии, которые менеджер может занимать в течение всего своего карьерного пути с указанием сроков занятия должностей в годах.

Вторая часть включает характеристику видов обучения, повышения квалификации, переподготовки с указанием учебных заведений, факультетов, курсов, которые необходимо пройти менеджеру на карьерном пути, включая защиту диссертаций и получение ученых степеней и званий, с указанием периодов (в годах) прохождения обучения. Самостоятельное обучение также входит во вторую часть карьерограммы. Следует отметить, что сроки нахождения на отдельных должностях должны увязываться со сроками постоянного обучения.

Тема 4. Слагаемые успешной карьеры Вопросы для обсуждения:

1. Основные факторы, способствующие построению карьеры.

2. Качества, необходимые для успешного продвижения. Анализ факторов сдерживающих карьеру. Тест «Ваша

роль?», «Начинающий миллионер»

Практическое задание:

Задание 1.

Проанализируйте факторы сдерживающие карьеру, на примере «Кодекса неофрита».

Тема: Профессиональная карьера

Контингент : обучающиеся 11-х классов.

Цели:

Обучающие:

Дать общее представление о профессиональной карьере, её видах и возможностях карьерного роста личности.

Учить излагать свои мысли и аргументировать их, развивать диалоговое общение.

Раскрыть личностное и социальное значение профессионального планирования своей карьеры.

Развивающие:

Развивать аналитические способности.

Формировать активную жизненную позицию и потребность в самовыражении.

Воспитательная:

Прививать чувство целеустремлённости, уверенности, стремление к достижению своей цели.

Тип урока : комбинированный.

Методы обучения : беседа, объяснение, самодиагностика, метод проблемного изложения материала, частично-поисковый метод, групповая дискуссия, практическая работа, работа с учебником, демонстрация слайдов

Оборудование : проектор, ноутбук, презентация.

Основные понятия: карьера, карьеризм, профессиональная карьера, карьерный рост, призвание, мастерство.

Афоризмы и выражения:

« Всё в наших руках, поэтому не надо опускать руки»

Коко Шанель

« Карьера - хорошая вещь, но она никого не может согреть в холодную ночь»

М. Монро

« Карьеризм - падение вверх»

Е. Лец – польский поэт

« Человек должен сам строить себе карьеру, иначе его удел- унылое и безрадостное существование на задворках чужого успеха»

« Создать самого себя - это труд, труд на всю жизнь»

I Мотивация к учебной деятельности.

1.Проблемные вопросы: (Зачем? Для чего это надо?)

Что даёт карьера человеку?

Как сделать карьеру?

Что влияет на выбор карьеры?

Зачем планировать свою карьеру?

Ответ на эти вопросы - основополагающие на нашем уроке. Ответив на них, мы определим личностную и социальную значимость карьерного роста в жизни.

II Актуализация знаний .

Каждому человеку свойственно желание, стремление к самоутверждению, уважение к себе как к личности, создание имиджа. А всё это невозможно без определённого успеха.

Ожегов: «Успех - удача в достижении чего- либо, хорошие результаты».

1 .Аутотренинг:

Мысленно вспомните о некоторых своих успехах, достижениях в различных видах деятельности и похвалите себя. Успех не проявляется сам по себе, он появляется в результате деятельности. Чем больше деятельность, тем выше результат, тем быстрее дорога к успеху, а, значит, и к карьере.

2.Анализ ситуации:

Притча « Бабочка»

Какую мудрость она несёт?

« В древности жил - был один мудрец, к которому люди приходили за советом. Всем он помогал, люди ему доверяли и очень уважали его возраст, жизненный опыт и мудрость. И вот однажды один завистливый человек решил опозорить мудреца в присутствии многих людей. Завистник и хитрец придумал целый план, как это сделать: « Я поймаю бабочку и в закрытых руках принесу мудрецу, потом спрошу его, как он думает, живая у меня в руках бабочка или мёртвая. Если мудрец скажет, что живая, я сомкну плотно ладони, раздавлю бабочку и, раскрыв руки, скажу, что наш великий мудрец ошибся. Если мудрец скажет, что бабочка мёртвая, я распахну ладони, бабочка вылетит живая и невредимая и скажу, что наш великий мудрец ошибся». Так и сделал завистник, поймал бабочку и пошёл к мудрецу. Когда он спросил мудреца, какая у него в ладонях бабочка, мудрец ответил: « Всё в твоих руках».

Что же в наших руках? (жизнь, судьба)

– Человек – хозяин своей судьбы.

3.Составление логической цепочки

Из чего складывается судьба?

Жизнь – семья - работа – успех - карьера- благополучие.

Какой из афоризмов к уроку вы выберете в данном случае и почему?

(К. Шанель « Всё в наших руках, поэтому не надо опускать руки.»

Как вы это понимаете?

Почему мы начали разговор об успехе, а перешли к карьере?

4. Работа с текстами слайдов и учебника.

Слайд № 8

Одним из важнейших аспектов профессионального развития личности, а также её самореализации является сознательное планирование карьеры. Критериями удавшейся карьеры являются удовлетворенность жизненной ситуацией (субъективный критерий) и социальный успех (объективный критерий). То есть внешняя сторона карьеры – это последовательность занимаемых профессиональных позиций, а внутренняя сторона – это то, как человек воспринимает свою карьеру, каков его образ профессиональной жизни и собственной роли в ней.

Карье́ра (итал. carriera - бег, жизненный путь, поприще, от лат. carrus - телега, повозка) - продвижение вверх по служебной лестнице.

В теории управления персоналом карьера - это результат осознанной позиции и поведения человека в области трудовой деятельности, связанный с должностным или профессиональным ростом.

Выделяют несколько принципиальных траекторий движения человека в рамках профессии или организации, которые приведут к разным типам карьеры.

Профессиональная карьера - рост знаний, умений, навыков.

Слайд № 9

Должностной рост - изменение должностного статуса человека, его социальной роли, степени и пространства должностного авторитета.

Профессиональный рост - рост профессиональных знаний, умений и навыков, признание профессиональным сообществом результатов его труда, авторитета в конкретном виде профессиональной деятельности.

Слайд № 10,11, 12

Виды карьеры.

Вертикальная карье ра предполагает подъем с одной ступени структурной иерархии на другую. Происходит повышение в должности, которой сопровождается ростом оплаты труда.

Горизонтальная карьера - вид карьеры. Который предполагает перемещение в другую функциональную область, расширение и усложнение задач или смену служебной роли в рамках одного уровня структурной иерархии, сопровождаемые увеличением оплаты труда.

Ступенчатая карьера - вид карьеры - совмещающий элементы вертикальной и горизонтальной карьеры. Ступенчатая карьера встречается довольно часто и может принимать как внутриорганизационные, так и межорганизационные формы.

Закрепление материала. Работа с литературным источником.

(Леонов Н.И. Одиссея сыщика Гурова. т.6, Самара, 1996. С. 24-25).

"Гуров инструктировал компьютерщика, а Крячко думал о том, какие дороги выбирает человек. Вот почему Лев Иванович Гуров - не генерал и не начальник главка, а лишь полковник и опер? На данный вопрос Крячко мог ответить с уверенностью: Гуров самолюбив, порой самовлюблен, но совершенно лишен тщеславия. Дорожит мнением лишь очень ограниченного круга людей, которые ценят человека не за звание и должность, а за профессионализм. За рюмкой Гуров порой болтает: мол, не способен подняться, так как не сможет наверху угождать и приспосабливаться, но это байки для недоразвитых. Ему бы не пришлось на верхнем этаже льстить и врать, такие, как Гуров, везде нужны, терпели бы грешника с его прямотой и другими прибабахами. Он не желает подниматься, так как потеряет свободу, перестанет быть незаменимым. Любого генерала, любого министра можно заменить, никто не заметит. А старшего опера - "важняка" Гурова заменить нельзя, как невозможно заменить певца экстра - класса или первую скрипку в оркестре. Можно одного выгнать и взять другого, только все будут знать, что это не замена, а подмена, фальсификация. Таким образом, Крячко прекрасно понимал, что Гуров не хочет идти на повышение не из-за боязни с работой не справиться и уж совсем не от скромности, которой не страдал совершенно, а потому что уникальный специалист, будь то водопроводчик или зубной врач, не подчиняется никому. Он свободен. Такого положения в конторе, когда никто - ни министр, ни президент, не могли ему приказывать и коли желали воспользоваться его услугами, так могли лишь сделать предложение, а то и попросить, - может достичь лишь специалист экстра -класса".

Вопросы для обсуждения:

1.Какой тип карьеры - вертикальная или горизонтальная - представлен в отрывке? Каковы преимущества и недостатки данного типа карьеры?

2.Какие цели можно реализовать в данной карьерной стратегии?

3. Какие ценности могут лежать в основе такого карьерного движения?

Слайд № 13

Что такое проф. карьера?

С чем она связана?

Чем отличается карьера от карьеризма?

Какой из афоризмов подтверждает это?

(« Карьеризм – падение вверх»)

Дайте этому объяснение.

Приведите примеры знаменитых людей, достигших высокого уровня карьеры.

« Профкарьера знаменитых людей» (знаменитости шоу - бизнеса, политики, спортсмены)

Ангела Меркель, Хилари Клинтон, Сафра Кэтц- совладелица и финансовый директор гиганта компьютерной индустрии в сфере высоких технологий, Кристина Голд- возглавляет фирму Western Union, К. Эрнс- продюсер и руководитель телекомпании « Первый канал» и т. д.

Понятие карьеры нельзя связывать только с работой. Это ещё и род занятий, деятельности.

Какой из афоризмов, данных в начале урока соответствует этим примерам?

(« Создать самого себя - это труд, труд на всю жизнь»)

Один японский политик сказал, что карьера - это 99 % труда и 1% успеха.

Артистическая карьера, военная карьера, карьера юриста, менеджера,

Политика, спортсмена и т. д. – это профессиональная карьера.

7. Дискуссия:

Что означает « сделать карьеру?»

(Ответ: Добиться высокого престижного уровня положения в обществе и высокого уровня доходов).

От чего зависит успешность карьеры?

(Ответ: От уровня образования, устремлённости, совпадение профессионально важных качеств личности с требованиями профессии)

8. Работа с таблицей в учебнике « Уровни притязаний и карьера»

Какие люди делают карьеру?

(Ответ: - Оптимисты, целеустремлённые, активные, имеющие свою индивидуальность)

Какие качества личности для этого необходимы?

(Ответ: Профкомпетентность, порядочность, честность, исполнительность, ответственность, организованность, коммуникативность)

Есть ли финал карьеры?

(Ответ: Нет. Человек может постоянно ставить цели, добиваться лучших результатов)

Как соотнести карьеру и семью?

(Ответ: - Планировать своё время)

Вывод:

Хорошее образование - важнейший, но не единственный способ повышения своей будущей зарплаты. Не менее важно выстроить свою профессиональную карьеру таким образом, чтобы постоянно набирать всё больший объём таких навыков и умений, помогут добиться мастерства в профессии.

Любое продвижение в карьере - это нагрузка на организм. Поэтому не менее важно вести здоровый образ жизни.

Карьера даёт личности больше положительных качеств - самоуважение, самоутверждение, удовлетворение работой, улучшение благосостояния.

Чаще всего в жизни человек добивается горизонтальной карьеры, через достижение мастерства в деле.

9. П рактическая работа - самодиагностика.

Ответить на 41 вопрос по 10-ти балльной шкале. 1 балл, если для вас это совершенно не важно или совсем не согласен, 10 баллов, если, очень важно, полностью согласен. (См. приложение 2).

III Заключение . Итог урока.

–Какой из афоризмов больше подходит для заключения нашего урока?

« Человек должен сам строить себе карьеру, иначе его удел- унылое и безрадостное существование на задворках чужого успеха.»

Домашнее задание

Составить небольшое эссе на тему « Мой звёздный час». (В чём мой успех в будущем).

Составить «Карту карьеры», пользуясь планом (приложение 1)

Используемая литература:

  1. Леонов Н.И. Одиссея сыщика Гурова. т.6, Самара, 1996. С. 24-25
  2. Технология, Твоя профессиональная карьера, 8-9 класс, Лернер П.С., Михальченко Г.Ф., Прудило А.В., 2010.
  3. Учебник. - 5-е изд. - Под ред. Чистяковой С.Н. - М.: Просвещение, 2010. -159 с.
  4. Интернет-ресурсы:

Приложение 1

Карточка № 1

  1. Составить план профессиональной карьеры: профессия «Учитель»
  • Смысл и цель жизни;
  • Желаемый размер оплаты;

2. Дописать определение: Карьера – это…

Карточка № 2

  1. Составить план профессиональной карьеры: профессия «Адвокат»

Примерный план профессиональной карьеры:

  • Смысл и цель жизни;
  • Планируемая профессия (основной и запасной варианты);
  • Предлагаемое образование (содержание и уровень);
  • Профессиональное мастерство (разряд, класс, категория);
  • Предполагаемая должность, пост;
  • Желаемый размер оплаты;
  • Место проживания, жилищные условия.

2. Дописать определение: Карьерный рост – это …

3. Разработать эмблему: «Карьера».

Карточка № 3

  1. Составить план профессиональной карьеры: профессия «Модельер»

Примерный план профессиональной карьеры:

  • Смысл и цель жизни;
  • Планируемая профессия (основной и запасной варианты);
  • Предлагаемое образование (содержание и уровень);
  • Профессиональное мастерство (разряд, класс, категория);
  • Предполагаемая должность, пост;
  • Желаемый размер оплаты;
  • Место проживания, жилищные условия.

2. Дописать определение: Вертикальная карьера – это …

3. Разработать эмблему: «Карьера».

Карточка № 4

  1. Составить план профессиональной карьеры: профессия «Менеджер»

Примерный план профессиональной карьеры:

  • Смысл и цель жизни;
  • Планируемая профессия (основной и запасной варианты);
  • Предлагаемое образование (содержание и уровень);
  • Профессиональное мастерство (разряд, класс, категория);
  • Предполагаемая должность, пост;
  • Желаемый размер оплаты;
  • Место проживания, жилищные условия.

2. Дописать определение: Горизонтальная карьера – это…

3. Разработать эмблему: «Карьера».

Карточка № 4

  1. Составить план профессиональной карьеры: профессия «Экономист»

Примерный план профессиональной карьеры:

  • Смысл и цель жизни;
  • Планируемая профессия (основной и запасной варианты);
  • Предлагаемое образование (содержание и уровень);
  • Профессиональное мастерство (разряд, класс, категория);
  • Предполагаемая должность, пост;
  • Желаемый размер оплаты;
  • Место проживания, жилищные условия.

2. Дописать определение: Карьеризм – это…

3. Разработать эмблему: «Карьера».

Приложение 2.

Опросник «Профессиональная карьера»

Источник: Практикум по психологии профессиональной деятельности и менеджмента / Под ред. Г.Никифорова, М.Дмитриевой, В. Снеткова. – СПб.: Питер, 2001.

Инструкция: Для того чтобы определить свою профессиональную ориентацию, предлагаю вам ответить на 41 вопрос по 10-ти балльной шкале. 1 балл, если для вас это совершенно не важно или совсем не согласен, 10 баллов, если, очень важно, полностью согласен.

Бланк ответов:

  1. Для меня важно строить свою карьеру в пределах одной конкретной профессиональной сферы
  2. Я хочу осуществлять наблюдения, влияние и контроль над людьми на всех уровнях
  3. Для меня важно иметь возможность делать всё по-своему и не быть стесненным правилами какой-либо организации
  4. Меня больше всего интересует постоянное место работы с гарантированным окладом и социальной защитой
  5. В моей работе я стремлюсь употреблять свои знания на пользу людям
  6. Я хочу работать над проблемами, которые представляются почти неразрешимыми
  7. Мне нравится вести такой образ жизни, чтобы интересы семьи и карьеры были бы взаимно уравновешены
  8. В своей работе я стремлюсь создавать или строить нечто, что будет всецело моим произведением или идеей
  9. Для меня важно продолжать работу по своей специальности, чем получить более высокую должность, не связанную с моей специальностью
  10. Я предпочитаю быть первым руководителем в организации
  11. Для меня более приемлема работа, не связанная с режимом или другими организационными ограничениями
  12. Меня привлекает работа в организации, которая обеспечит мне стабильность на длительный период времени
  13. Я стремлюсь употребить свои умения и способности на то, чтобы сделать мир лучше
  14. Мне нравится соревноваться и побеждать других
  15. Для меня важно построить карьеру, которая позволит следовать моему образу жизни
  16. Я хочу создать новое коммерческое предприятие
  17. Я предпочитаю посвятить свою жизнь единственной выбранной профессии
  18. Я стремлюсь занять высокую руководящую должность
  19. Меня устраивает работа, которая предоставляет максимум свободы и самостоятельности в выборе характера занятий, времени его исполнения
  20. Я предпочел бы работать в организации, которая обеспечивает длительный контракт
  21. Мне нравится возможность использовать свои умения и таланты для служения важной цели
  22. Главная цель моей карьеры – находить и решать трудные проблемы, независимо от того, в какой области они возникли
  23. Я всегда стремлюсь уделять одинаковое внимание своей семье и моей карьере
  24. Я всегда нахожусь в поиске идей, которые дают мне возможность начать и построить собственное дело
  25. Я соглашаюсь на руководящую должность только в том случае, если она находится в сфере моей профессиональной компетенции
  26. Я хотел бы достичь такого положения в организации, которое давало бы возможность наблюдать за работой других и давать им указания
  27. В моей профессиональной деятельности я более всего заботился бы о своей свободе и самостоятельности
  28. Для меня важнее остаться на нынешнем месте жительства, чем получить повышение или новую работу в другой местности
  29. Я всегда искал работу, на которой мог бы приносить пользу другим
  30. Соревнования и выигрыш – это наиболее важные и волнующие стороны моей карьеры
  31. Карьера имеет смысл только в том случае, если она позволяет мне вести жизнь, которая нравится
  32. Предпринимательская деятельность составляет центральную часть моей карьеры
  33. Я бы скорее ушел из организации, чем стал заниматься работой, не связанной с моей профессией
  34. Я буду считать, что достиг успеха в карьере только тогда, когда стану руководителем высокого уровня в солидной организации
  35. Яне хочу, чтобы меня стесняла какая-нибудь организация или мир бизнеса
  36. Я предпочел бы оставаться на одном месте жительства, чем переехать в связи с повышением
  37. Я хотел бы посвятить свою карьеру достижению важной и полезной цели
  38. Я чувствую себя преуспевающим только тогда, когда я постоянно вовлечен в решение трудных проблем или в ситуацию соревнования
  39. Выбрать и поддерживать определенный образ жизни важнее, чем добиваться успехов в карьере
  40. Я предпочитаю работу не связанную с командировками
  41. Ради новой должности я бы не сменил место жительства

Ключ к тесту:

Бланк ответов служит одновременно ключом для обработки результатов.

  • Подсчитайте сумму баллов в каждом столбце (кроме четвертого столбца)
  • В четвертом столбце найдите сумму отдельно к вопросам 4,12,20 и отдельно к вопросам 28,36,41.
  • Найдите среднее значение для каждой шкалы. Для этого каждую полученную сумму разделите на количество вопросов – 5, а в четвертой шкале оба значения на 3.
  • Полученные значения сравниваются между собой. Ведущей карьерной ориентацией является та шкала, по которой испытуемый набрал большее количество баллов.

Стабильность места жительства (28,36,41)

5 столбец

Помощь людям

6 столбец

Вызов обществу

7 столбец

Совмещение стилей жизни

8 столбец

Предпринимательство

Интерпретация результатов

Опросник содержит 8 диагностических шкал измерения карьерных ориентации («якорей карьеры»).

1. Профессиональная компетентность. Эта ориентация связана с наличием способностей и талантов в определенной области (научные исследования, техническое проектирование, финансовый анализ и т. д.). Человек с такой ориентацией хочет быть мастером своего дела, он бывает особенно счастлив, когда достигает успеха в профессиональной сфере, но быстро теряет интерес к работе, которая не позволяет развивать его способности. Одновременно такой человек ищет признания своих талантов, что должно выражаться в статусе, соответствующем его мастерству. Он готов управлять другими в пределах своей компетентности, но управление не представляет для него особого интереса. Поэтому многие из этой категории отвергают работу менеджера, управление рассматривают как необходимое условие дли продвижения в своей профессиональной сфере. Обычно это самая многочисленная группа в большинстве организаций, обеспечивающим принятие компетентных решений.

2. Менеджмент. В данном случае первостепенное значение имеет ориентация личности на интеграцию усилий других людей, полнота ответственности за конечный результат и соединение различных функций организации. С возрастом и опытом работы эта карьерная ориентация проявляется сильнее. Такая работа требует навыков межличностного и группового общения, эмоциональной уравновешенности, чтобы нести бремя ответственности и власти. Человек с карьерной ориентацией на менеджмент будет считать, что не достиг целей своей карьеры, пока не займет должность, на которой сможет управлять различными сторонами деятельности предприятия: финансами, маркетингом, производством продукции, разработками, продажами.

3. Автономия (независимость). Первичная забота личности с такой ориентацией - освобождение от организационных правил, предписаний и ограничений. Ярко выражена потребность все делать по-своему: самому решать, когда, над чем и сколько работать. Такой человек не хочет подчиняться правилам организации (рабочее место, время, форменная одежда). Конечно, каждый человек в некоторой степени нуждается в автономии, однако если такая ориентация выражена сильно, то личность готова отказаться от продвижения по службе или от других возможностей ради сохранения своей независимости. Такой человек может работать в организации, которая обеспечивает достаточную степень свободы, но не будет чувствовать серьезных обязательств или преданности организации и будет отвергать любые попытки ограничить его автономию.

4. Стабильность . Эта карьерная ориентация обусловлена потребностью в безопасности и стабильности для того, чтобы будущие жизненные события были предсказуемы. Различают два типа стабильности - стабильность места работы и стабильность места жительства. Стабильность места работы подразумевает поиск работы в такой организации, которая обеспечивает определенный срок службы, или хорошую репутацию (не увольняет рабочих), заботится о своих работниках после увольнения и платит большие пенсии, выглядит более надежной в своей отрасли. Человек с такой ориентацией - его часто называют «человеком организации» - ответственность за управление карьерой перекладывает на нанимателя. Он будет совершать какие угодно географические передвижения, если того потребует компания. Человек второго типа, ориентированный на стабильность места жительства, связывает себя с географическим регионом, «пуская корни» в определенном месте, вкладывая сбережения в свой дом, и меняет работу или организацию только тогда, когда это предотвращает его «срывание с места». Люди, ориентированные на стабильность, могут быть талантливыми и занимать высокие должности в организации, но, предпочитая стабильную работу и жизнь, они откажутся от повышения, если оно грозит риском и временными неудобствами, даже в случае широко открывающихся возможностей роста.

5.Служение. Основными ценностями при данной ориентации являются «работа с людьми», «служение человечеству», «помощь людям», «желание сделать мир лучше» и т. д. Человек с такой ориентацией имеет возможность продолжать работать в этом направлении, даже если ему придется сменить место работы. Он не будет работать в организации, которая враждебна его целям и ценностям, и откажется от продвижения или перевода на другую работу, если это не позволит ему реализовать главные ценности жизни. Люди с такой карьерной ориентацией чаще всего работают в области охраны окружающей среды, проверки качества продукции и товаров, защиты прав потребителей и т. д.

5. Вызов. Основные ценности при карьерной ориентации этого типа - конкуренция, победа над другими, преодоление препятствий, решение трудных задач. Человек ориентирован на то, чтобы «бросать вызов». Социальная ситуация чаще всего рассматривается с позиции «выигрыша-проигрыша». Процесс борьбы и победа более важны для человека, чем конкретная область деятельности или квалификация. Например, торговый агент может рассматривать каждый контракт с покупателем как игру, которую надо выиграть. Новизна, разнообразие и вызов имеют для людей с такой ориентацией очень большую ценность, и, если все идет слишком просто, им становится скучно.

6. Интеграция стилей жизни . Человек ориентирован на интеграцию различных сторон образа жизни. Он не хочет, чтобы в его жизни доминировала только семья, или только карьера, или только саморазвитие. Он стремится к тому, чтобы все это было сбалансировано. Такой человек больше ценит свою жизнь в целом - где живет, как совершенствуется, чем конкретную работу, карьеру или организацию.

7. Предпринимательство . Человек с такой карьерной ориентацией стремится создавать что-то новое, он хочет преодолевать препятствия, готов к риску. Он не желает работать на других, а хочет иметь свою марку, свое дело, свое финансовое богатство. Причем это не всегда творческий человек, для него главное - создать дело, концепцию или организацию, построить ее так, чтобы это было продолжением его самого, вложить туда душу. Предприниматель будет продолжать свое дело, даже если сначала он будет терпеть неудачи и ему придется серьезно рисковать.

(Для экономии времени можно раздать распечатку интерпретации на каждую парту).


Учебно-методический комплект учебного занятия

Дата 20.03.2017 преподаватель Тимакова Вера Сергеевна

Группа 15отдх02

Тема урока: Управление карьерой

Урок разработан в рамках учебного курса «Эффективное поведение на рынке труда»

Целевая аудитория : обучающиеся студенты второго курса

Цель : создание условий для активизации процессов самопознания, самоопределения и самореализации обучающихся с помощью моделирования и проектирования профессиональной деятельности.

Задачи урока:

Обучающая: Ознакомить учащихся с основными понятиями карьеры и карьерного роста, научить излагать и отстаивать свою точку зрения по исследуемой проблеме.

Развивающая: Способствовать развитию аналитических способностей и творческой активности, а так же коммуникативных и коммуникабельных качеств личности в процессе совместной работы в группах.

Воспитывающая: Воспитывать чувства уверенности, целеустремлённости, уважения к самому себе и окружающим людям.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: беседа, объяснение, самодиагностика.

Ход занятия

Объяснение нового материала.

Одним из важнейших аспектов профессионального развития личности, а также её самореализации является сознательное планирование карьеры. Критериями удавшейся карьеры являются удовлетворенность жизненной ситуацией (субъективный критерий) и социальный успех (объективный критерий). То есть внешняя сторона карьеры – это последовательность занимаемых профессиональных позиций, а внутренняя сторона – это то, как человек воспринимает свою карьеру, каков его образ профессиональной жизни и собственной роли в ней.

Карье́ра (итал. carriera - бег, жизненный путь, поприще, от лат. carrus - телега, повозка) - продвижение вверх по служебной лестнице.

В теории управления персоналом карьера - это результат осознанной позиции и поведения человека в области трудовой деятельности, связанный с должностным или профессиональным ростом.

Выделяют несколько принципиальных траекторий движения человека в рамках профессии или организации, которые приведут к разным типам карьеры.

Профессиональная карьера - рост знаний, умений, навыков.

Должностной рост - изменение должностного статуса человека, его социальной роли, степени и пространства должностного авторитета.

Профессиональный рост - рост профессиональных знаний, умений и навыков, признание профессиональным сообществом результатов его труда, авторитета в конкретном виде профессиональной деятельности.

Виды карьеры.

Вертикальная карье ра предполагает подъем с одной ступени структурной иерархии на другую. Происходит повышение в должности, которой сопровождается ростом оплаты труда.

Горизонтальная карьера - вид карьеры. Который предполагает перемещение в другую функциональную область, расширение и усложнение задач или смену служебной роли в рамках одного уровня структурной иерархии, сопровождаемые увеличением оплаты труда.

Ступенчатая карьера - вид карьеры - совмещающий элементы вертикальной и горизонтальной карьеры. Ступенчатая карьера встречается довольно часто и может принимать как внутриорганизационные, так и межорганизационные формы.

Модели деловой карьеры

На практике существует большое многообразие вариантов карьеры, которые базируются на четырех основных моделях:

«Трамплин». Подъем по служебной лестнице происходит, когда занимают более высокие и лучше оплачиваемые должности. На определенном этапе работник занимает высшую для него должность и старается удержаться на ней в течение длительного времени. А потом прыжок с «трамплина» - уход на пенсию. Эта карьера наиболее характерна для руководителей периода застоя, когда многие должности занимались одними людьми в течение 20-25 лет. С другой стороны, данная модель является типичной для специалистов и служащих, которые не ставят перед собой целей продвижения по службе в силу ряда причин - личных интересов, невысокой загрузки, хорошего коллектива - работника устраивает занимаемая должность и он готов оставаться на ней до ухода на пенсию.

«Лестница». Каждая ступень служебной лестницы представляет собой определенную должность, которую работник занимает определенное время (не более 5 лет). Этого срока достаточно, чтобы войти в новую должность и проработать с полной отдачей. С ростом квалификации, творческого потенциала и производственного опыта руководитель или специалист поднимается по служебной лестнице. Каждую новую должность работник занимает после повышения квалификации. Верхней ступеньки он достигает в период максимального потенциала, и после этого начинается планомерный спуск по служебной лестнице с выполнением менее интенсивной работы. Психологически эта модель очень неудобна для руководителей из-за нежелания уходить с «первых ролей». Здесь можно порекомендовать внимательно относиться к таким работникам - включать в совет директоров, использовать в качестве консультанта.

«Змея». Она предусматривает горизонтальное перемещение работника с одной должности на другую путем назначения с занятием каждой непродолжительное время, а потом занимает более высокую должность на более высоком уровне. Главное преимущество этой модели - возможность изучить все функции деятельности и управления, что пригодится на вышестоящей должности. Эта модель характерна для японской модели, так как они связывают себя не только с отдельной профессией, но и с будущим всей фирмы. При несоблюдении ротации кадров эта модель теряет значимость и может иметь негативные последствия, т.к. часть работников с преобладанием темперамента меланхолика и флегматика не расположены к смене коллектива или должности и будут воспринимать ее очень болезненно.

«Перепутье». Когда после определенного периода работы проводится аттестация (комплексная оценка персонала) и по результатам принимается решение о повышении, перемещении или повышении работника. Это похоже на американскую модель, характерна для совместных компаний.

    Закрепление материала. Работа с литературным источником.

(Леонов Н.И. Одиссея сыщика Гурова. т.6, Самара, 2016. С. 24-25).

"Гуров инструктировал компьютерщика, а Крячко думал о том, какие дороги выбирает человек. Вот почему Лев Иванович Гуров - не генерал и не начальник главка, а лишь полковник и опер? На данный вопрос Крячко мог ответить с уверенностью: Гуров самолюбив, порой самовлюблен, но совершенно лишен тщеславия. Дорожит мнением лишь очень ограниченного круга людей, которые ценят человека не за звание и должность, а за профессионализм. За рюмкой Гуров порой болтает: мол, не способен подняться, так как не сможет наверху угождать и приспосабливаться, но это байки для недоразвитых. Ему бы не пришлось на верхнем этаже льстить и врать, такие, как Гуров, везде нужны, терпели бы грешника с его прямотой и другими прибабахами. Он не желает подниматься, так как потеряет свободу, перестанет быть незаменимым. Любого генерала, любого министра можно заменить, никто не заметит. А старшего опера - "важняка" Гурова заменить нельзя, как невозможно заменить певца экстра - класса или первую скрипку в оркестре. Можно одного выгнать и взять другого, только все будут знать, что это не замена, а подмена, фальсификация. Таким образом, Крячко прекрасно понимал, что Гуров не хочет идти на повышение не из-за боязни с работой не справиться и уж совсем не от скромности, которой не страдал совершенно, а потому что уникальный специалист, будь то водопроводчик или зубной врач, не подчиняется никому. Он свободен. Такого положения в конторе, когда никто - ни министр, ни президент, не могли ему приказывать и коли желали воспользоваться его услугами, так могли лишь сделать предложение, а то и попросить, - может достичь лишь специалист экстра -класса".

Вопросы для обсуждения:

1.Какой тип карьеры - вертикальная или горизонтальная - представлен в отрывке? Каковы преимущества и недостатки данного типа карьеры?

2.Какие цели можно реализовать в данной карьерной стратегии?

3. Какие ценности могут лежать в основе такого карьерного движения?

    Практическая работа - самодиагностика.

ответить на 41 вопрос по 10-ти балльной шкале. 1 балл, если для вас это совершенно не важно или совсем не согласен, 10 баллов, если, очень важно, полностью согласен. (См. приложение).

    Домашнее задание:

    Составь план профессиональной карьеры:

Смысл и цель жизни_________________________________________________

__________________________________________________________________

Профиль обучения__________________________________________________

Планируемая профессия (основной и запасной варианты)_________________

Предлагаемое образование (содержание и уровень)______________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Профессиональное мастерство (разряд, класс, категория)_________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Предполагаемая должность, пост______________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Желаемый размер оплаты____________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Место проживания, жилищные условия________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

    Разработать эмблему: «Моя карьера».

Используемая литература:

    Леонов Н.И. Одиссея сыщика Гурова. т.6, Самара, 2016. С. 24-25

    Технология, Твоя профессиональная карьера, Учебник. - 5-е изд. - Под ред. Чистяковой С.Н. - М.: Просвещение, 2010. -159 с.

    Интернет-ресурсы:

    http://moeobrazovanie.ru/data/lessons/guilmanov_rumil.zip

    http://www.kariera.by/post-416/

    http://psyfactor.org/personal/personal10-06.htm

    http://pspu.ru/career/slovarcaryery

Приложение

Опросник «Профессиональная карьера»

Источник: Практикум по психологии профессиональной деятельности и менеджмента / Под ред. Г.Никифорова, М.Дмитриевой, В. Снеткова. – СПб.: Питер, 2010.

Инструкция: Для того чтобы определить свою профессиональную ориентацию, предлагаю вам ответить на 41 вопрос по 10-ти балльной шкале. 1 балл, если для вас это совершенно не важно или совсем не согласен, 10 баллов, если, очень важно, полностью согласен.

Бланк ответов:

    Для меня важно строить свою карьеру в пределах одной конкретной профессиональной сферы

    Я хочу осуществлять наблюдения, влияние и контроль над людьми на всех уровнях

    Для меня важно иметь возможность делать всё по-своему и не быть стесненным правилами какой-либо организации

    Меня больше всего интересует постоянное место работы с гарантированным окладом и социальной защитой

    В моей работе я стремлюсь употреблять свои знания на пользу людям

    Я хочу работать над проблемами, которые представляются почти неразрешимыми

    Мне нравится вести такой образ жизни, чтобы интересы семьи и карьеры были бы взаимно уравновешены

    В своей работе я стремлюсь создавать или строить нечто, что будет всецело моим произведением или идеей

    Для меня важно продолжать работу по своей специальности, чем получить более высокую должность, не связанную с моей специальностью

    Я предпочитаю быть первым руководителем в организации

    Для меня более приемлема работа, не связанная с режимом или другими организационными ограничениями

    Меня привлекает работа в организации, которая обеспечит мне стабильность на длительный период времени

    Я стремлюсь употребить свои умения и способности на то, чтобы сделать мир лучше

    Мне нравится соревноваться и побеждать других

    Для меня важно построить карьеру, которая позволит следовать моему образу жизни

    Я хочу создать новое коммерческое предприятие

    Я предпочитаю посвятить свою жизнь единственной выбранной профессии

    Я стремлюсь занять высокую руководящую должность

    Меня устраивает работа, которая предоставляет максимум свободы и самостоятельности в выборе характера занятий, времени его исполнения

    Я предпочел бы работать в организации, которая обеспечивает длительный контракт

    Мне нравится возможность использовать свои умения и таланты для служения важной цели

    Главная цель моей карьеры – находить и решать трудные проблемы, независимо от того, в какой области они возникли

    Я всегда стремлюсь уделять одинаковое внимание своей семье и моей карьере

    Я всегда нахожусь в поиске идей, которые дают мне возможность начать и построить собственное дело

    Я соглашаюсь на руководящую должность только в том случае, если она находится в сфере моей профессиональной компетенции

    Я хотел бы достичь такого положения в организации, которое давало бы возможность наблюдать за работой других и давать им указания

    В моей профессиональной деятельности я более всего заботился бы о своей свободе и самостоятельности

    Для меня важнее остаться на нынешнем месте жительства, чем получить повышение или новую работу в другой местности

    Я всегда искал работу, на которой мог бы приносить пользу другим

    Соревнования и выигрыш – это наиболее важные и волнующие стороны моей карьеры

    Карьера имеет смысл только в том случае, если она позволяет мне вести жизнь, которая нравится

    Предпринимательская деятельность составляет центральную часть моей карьеры

    Я бы скорее ушел из организации, чем стал заниматься работой, не связанной с моей профессией

    Яне хочу, чтобы меня стесняла какая-нибудь организация или мир бизнеса

    Я предпочел бы оставаться на одном месте жительства, чем переехать в связи с повышением

    Я хотел бы посвятить свою карьеру достижению важной и полезной цели

    Я чувствую себя преуспевающим только тогда, когда я постоянно вовлечен в решение трудных проблем или в ситуацию соревнования

    Выбрать и поддерживать определенный образ жизни важнее, чем добиваться успехов в карьере

    Я предпочитаю работу не связанную с командировками

    Ради новой должности я бы не сменил место жительства

Ключ к тесту:

Бланк ответов служит одновременно ключом для обработки результатов.

    Подсчитайте сумму баллов в каждом столбце (кроме четвертого столбца)

    В четвертом столбце найдите сумму отдельно к вопросам 4,12,20 и отдельно к вопросам 28,36,41.

    Найдите среднее значение для каждой шкалы. Для этого каждую полученную сумму разделите на количество вопросов – 5, а в четвертой шкале оба значения на 3.

    Полученные значения сравниваются между собой. Ведущей карьерной ориентацией является та шкала, по которой испытуемый набрал большее количество баллов.

1 столбец

Профессиональная компетентность

2 столбец

Менеджмент (руководство)

3 столбец

Независимость (самостоятельность)

4 столбец

Стабильность работы (4,12,20)

Стабильность места жительства (28,36,41)

5 столбец

Помощь людям

6 столбец

Вызов обществу

7 столбец

Совмещение стилей жизни

8 столбец

Предпринимательство

Интерпретация результатов

Опросник содержит 8 диагностических шкал измерения карьерных ориентации («якорей карьеры»).

1. Профессиональная компетентность. Эта ориентация связана с наличием способностей и талантов в определенной области (научные исследования, техническое проектирование, финансовый анализ и т. д.). Человек с такой ориентацией хочет быть мастером своего дела, он бывает особенно счастлив, когда достигает успеха в профессиональной сфере, но быстро теряет интерес к работе, которая не позволяет развивать его способности. Одновременно такой человек ищет признания своих талантов, что должно выражаться в статусе, соответствующем его мастерству. Он готов управлять другими в пределах своей компетентности, но управление не представляет для него особого интереса. Поэтому многие из этой категории отвергают работу менеджера, управление рассматривают как необходимое условие дли продвижения в своей профессиональной сфере. Обычно это самая многочисленная группа в большинстве организаций, обеспечивающим принятие компетентных решений.

2. Менеджмент. В данном случае первостепенное значение имеет ориентация личности на интеграцию усилий других людей, полнота ответственности за конечный результат и соединение различных функций организации. С возрастом и опытом работы эта карьерная ориентация проявляется сильнее. Такая работа требует навыков межличностного и группового общения, эмоциональной уравновешенности, чтобы нести бремя ответственности и власти. Человек с карьерной ориентацией на менеджмент будет считать, что не достиг целей своей карьеры, пока не займет должность, на которой сможет управлять различными сторонами деятельности предприятия: финансами, маркетингом, производством продукции, разработками, продажами.

3. Автономия (независимость). Первичная забота личности с такой ориентацией - освобождение от организационных правил, предписаний и ограничений. Ярко выражена потребность все делать по-своему: самому решать, когда, над чем и сколько работать. Такой человек не хочет подчиняться правилам организации (рабочее место, время, форменная одежда). Конечно, каждый человек в некоторой степени нуждается в автономии, однако если такая ориентация выражена сильно, то личность готова отказаться от продвижения по службе или от других возможностей ради сохранения своей независимости. Такой человек может работать в организации, которая обеспечивает достаточную степень свободы, но не будет чувствовать серьезных обязательств или преданности организации и будет отвергать любые попытки ограничить его автономию.

4. Стабильность . Эта карьерная ориентация обусловлена потребностью в безопасности и стабильности для того, чтобы будущие жизненные события были предсказуемы. Различают два типа стабильности - стабильность места работы и стабильность места жительства. Стабильность места работы подразумевает поиск работы в такой организации, которая обеспечивает определенный срок службы, или хорошую репутацию (не увольняет рабочих), заботится о своих работниках после увольнения и платит большие пенсии, выглядит более надежной в своей отрасли. Человек с такой ориентацией - его часто называют «человеком организации» - ответственность за управление карьерой перекладывает на нанимателя. Он будет совершать какие угодно географические передвижения, если того потребует компания. Человек второго типа, ориентированный на стабильность места жительства, связывает себя с географическим регионом, «пуская корни» в определенном месте, вкладывая сбережения в свой дом, и меняет работу или организацию только тогда, когда это предотвращает его «срывание с места». Люди, ориентированные на стабильность, могут быть талантливыми и занимать высокие должности в организации, но, предпочитая стабильную работу и жизнь, они откажутся от повышения, если оно грозит риском и временными неудобствами, даже в случае широко открывающихся возможностей роста.

5.Служение. Основными ценностями при данной ориентации являются «работа с людьми», «служение человечеству», «помощь людям», «желание сделать мир лучше» и т. д. Человек с такой ориентацией имеет возможность продолжать работать в этом направлении, даже если ему придется сменить место работы. Он не будет работать в организации, которая враждебна его целям и ценностям, и откажется от продвижения или перевода на другую работу, если это не позволит ему реализовать главные ценности жизни. Люди с такой карьерной ориентацией чаще всего работают в области охраны окружающей среды, проверки качества продукции и товаров, защиты прав потребителей и т. д.

5. Вызов. Основные ценности при карьерной ориентации этого типа - конкуренция, победа над другими, преодоление препятствий, решение трудных задач. Человек ориентирован на то, чтобы «бросать вызов». Социальная ситуация чаще всего рассматривается с позиции «выигрыша-проигрыша». Процесс борьбы и победа более важны для человека, чем конкретная область деятельности или квалификация. Например, торговый агент может рассматривать каждый контракт с покупателем как игру, которую надо выиграть. Новизна, разнообразие и вызов имеют для людей с такой ориентацией очень большую ценность, и, если все идет слишком просто, им становится скучно.

6. Интеграция стилей жизни . Человек ориентирован на интеграцию различных сторон образа жизни. Он не хочет, чтобы в его жизни доминировала только семья, или только карьера, или только саморазвитие. Он стремится к тому, чтобы все это было сбалансировано. Такой человек больше ценит свою жизнь в целом - где живет, как совершенствуется, чем конкретную работу, карьеру или организацию.

7. Предпринимательство . Человек с такой карьерной ориентацией стремится создавать что-то новое, он хочет преодолевать препятствия, готов к риску. Он не желает работать на других, а хочет иметь свою марку, свое дело, свое финансовое богатство. Причем это не всегда творческий человек, для него главное - создать дело, концепцию или организацию, построить ее так, чтобы это было продолжением его самого, вложить туда душу. Предприниматель будет продолжать свое дело, даже если сначала он будет терпеть неудачи и ему придется серьезно рисковать.

(Для экономии времени можно раздать распечатку интерпретации на каждую парту).

Цели:

Обучающие:

  • Дать общее представление о профессиональной карьере, её видах и возможностях карьерного роста личности.
  • Учить излагать свои мысли и аргументировать их, развивать диалоговое общение.
  • Раскрыть личностное и социальное значение профессионального планирования своей карьеры.

Развивающие:

  • Развивать аналитические способности.
  • Формировать активную жизненную позицию и потребность в самовыражении.

Воспитательная:

  • Прививать чувство целеустремлённости, уверенности, стремление к достижению своей цели.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: метод проблемного изложения материала, частично-поисковый метод, групповая дискуссия, практическая работа, работа с учебником, демонстрация слайдов

Оборудование:

Компьютер, проектор, карточки плана дискуссии, карточки плана профессиональной карьеры, мультимедийная презентация.

Материалы и инструменты:

Фломастеры, альбомные листы.

Основные понятия: карьера, карьеризм, профессиональная карьера, карьерный рост, призвание, мастерство.

Афоризмы и выражения:

«Всё в наших руках, поэтому не надо опускать руки»

Коко Шанель

«Карьера — хорошая вещь, но она никого не может согреть в холодную ночь.»

«Карьеризм- падение вверх»

Е. Лец – польский поэт

«Человек должен сам строить себе карьеру, иначе его удел- унылое и безрадостное существование на задворках чужого успеха»

«Создать самого себя- это труд, труд на всю жизнь»

ХОД УРОКА

I Мотивация к учебной деятельности.

1.Проблемные вопросы: (Зачем? Для чего это надо?)

— Что даёт карьера человеку?

— Как сделать карьеру?

— Что влияет на выбор карьеры?

Зачем планировать свою карьеру?

— Ответ на эти вопросы- основополагающие на нашем уроке. Ответив на них, мы определим личностную и социальную значимость карьерного роста в жизни.

II Актуализация знаний.

— Каждому человеку свойственно желание, стремление к самоутверждению, уважение к себе как к личности, создание имиджа. А всё это невозможно без определённого успеха.

Ожегов: « Успех- удача в достижении чего- либо, хорошие результаты».

1. Аутотренинг:

— Мысленно вспомните о некоторых своих успехах, достижениях в различных видах деятельности и похвалите себя. Успех не проявляется сам по себе, он появляется в результате деятельности. Чем больше деятельность, тем выше результат, тем быстрее дорога к успеху, а, значит, и к карьере.

2. Анализ ситуации:

Притча « Бабочка»

— Какую мудрость она несёт?

« В древности жил- был один мудрец, к которому люди приходили за советом. Всем он помогал, люди ему доверяли и очень уважали его возраст, жизненный опыт и мудрость. И вот однажды один завистливый человек решил опозорить мудреца в присутствии многих людей. Завистник и хитрец придумал целый план, как это сделать: « Я поймаю бабочку и в закрытых руках принесу мудрецу, потом спрошу его, как он думает, живая у меня в руках бабочка или мёртвая. Если мудрец скажет, что живая, я сомкну плотно ладони, раздавлю бабочку и, раскрыв руки, скажу, что наш великий мудрец ошибся. Если мудрец скажет, что бабочка мёртвая, я распахну ладони, бабочка вылетит живая и невредимая и скажу, что наш великий мудрец ошибся.» Так и сделал завистник, поймал бабочку и пошёл к мудрецу. Когда он спросил мудреца, какя у него в ладонях бабочка, мудрец ответил: « Всё в твоих руках».

— Что же в наших руках? (жизнь, судьба)

– Человек – хозяин своей судьбы.

3.Составление логической цепочки — Из чего складывается судьба?

Жизнь- семья- работа –успех- карьера- благополучие.

— Какой из афоризмов к уроку вы выберете в данном случае и почему?

(К. Шанель « Всё в наших руках, поэтому не надо опускать руки.»

— Как вы это понимаете?

— Почему мы начали разговор об успехе, а перешли к карьере?

4.Подбор синонимов — Карьера- движение продвижение, рост, жизненный

путь, поприще, « бег»- с итальянского.

5. Работа с текстами слайдов и учебника.

Полное содержание урока посмотрите по ссылке ниже:

Класс – 11

Время проведения 45 минут

Тема раздела: «Технология профессионального самоопределения и карьера»

Тема урока: «Профессиональная карьера»

Урок творческий, креативного типа – эвристическая ситуация

Вид занятия: «Круглый стол» - с использованием интерактивной и проектной технологии

Цель: Познакомить учащихся с основами профессиональной карьеры.

Задачи урока:

Обучающая задача: Ознакомить учащихся с основными понятиями карьеры и карьерного роста, научить излагать и отстаивать свою точку зрения по исследуемой проблеме, с использованием интерактивной и проектной технологии для обработки данной информации.

Развивающая задача: Способствовать развитию аналитических способностей и творческой активности, а так же коммуникативных и коммуникабельных качеств личности в процессе совместной работы в группах.

Воспитывающая задача: Воспитывать чувства уверенности, целеустремлённости, уважения к самому себе и окружающим людям.

Оснащённость урока:

Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор

Материалы и инструменты: Индивидуальные карточки с заданиями, творческий проект «Карьерный рост», цветные и простые карандаши, фломастеры, маркеры, бумага.

Основные понятия: Карьера; профессиональная карьера; вертикальная и горизонтальная карьера; призвание; план профессиональной карьеры.

Ход занятия

I . Организационный момент: Приветствие, проверка учащихся.

II . Изложение нового теоретического материала с созданием эвристической ситуации :

Исследуемая проблема: Карьера?

Вопрос № 1 . Дать определение основным понятиям:

Карьера? – Быстрое достижение известности, успехов в служебной или какой – либо деятельности, материальной выгоды, благополучия.

Французское слово карьера вошло в русский язык в 30-40 гг.19в. как конкурент слова поприще.

Профессиональная карьера? - Это активное достижение человеком успехов в профессиональной деятельности.

Вертикальная карьера? - Это деятельностный рост продвижение по служебной лестнице.

Горизонтальная карьера? – Это рост профессионального мастерства.

Вопрос № 2. Привести пример из жизни знаменитых людей, достигших высокого уровня в вертикальной карьере – горизонтальной карьере. (Предлагается просмотр презентации творческого проекта, выполненный заранее учащимся класса, в котором рассматривается профессиональная карьера знаменитых людей на конкретном примере, можно двух и более).

Вопрос № 3. Рассмотреть и обсудить в каких из социальных институтах можно достичь высокого уровня карьерного роста за довольно небольшой период времени (армия, милиция, священнослужители) от чего это зависит. В каких социальных институтах карьерный рост ограничен (образование, искусство, культура), обосновать причины.

Вопрос № 4. Что способствует повышению карьерного роста (заработная палата, льготы, улучшение бытовых и жилищных условий, продвижение по служебной лестнице, свобода в принятии решений, личная удовлетворённость, призвание).

Вопрос № 5. Согласны ли вы с определением

Призвание – высший уровень профессиональной пригодности, который выражается в полном соответствии человеческих требований профессиональной деятельности.

В.А. Сухомлинский: «Призвание – это маленький росточек таланта, превратившийся в крепкое могучее дерево на благородной почве трудолюбия. Найти своё призвание, утвердиться в нём – это источник счастья. Человек – господин своего призвания. Призванием становиться интерес, помноженный на труд. Человек – творец своего призвания».

Вопрос № 6 . Карьеризм – положительные – отрицательные моменты.

Планирование профессиональной карьеры.

Задание № 1. Работа учащихся в группах, передавая по кругу, доработать задания (Приложение 1):

1. Составить план профессиональной карьеры:

Примерный план профессиональной карьеры:

  • Смысл и цель жизни;
  • Планируемая профессия (основной и запасной варианты);
  • Предлагаемое образование (содержание и уровень);
  • Профессиональное мастерство (разряд, класс, категория);
  • Предполагаемая должность, пост;
  • Желаемый размер оплаты;
  • Место проживания, жилищные условия.

2. Дописать определение: Карьера; карьерный рост; вертикальная карьера; горизонтальная карьера; карьеризм.

3. Разработать эмблему: «Карьера».

III . Защита плана карьерного роста. Выступление групп.

Вопрос № 7. Сделать выводы карьера, что она даёт больше – положительных качеств личности (самоуважение, самоутверждение, удовлетворение работой и т.д.) или отрицательных качеств? Почему? (обосновать свой ответ).

IV . Заключительный инструктаж : По окончании работы учитель оценивает работу учащихся.

V . Домашнее задание: Обработать тест Дж. Голланда «Мой характер и выбор профессии» (