Проявления неравенства в современном обществе примеры. Расслоение общества

Социальное неравенство является следствием неравномерного доступа членов общества к духовным и материальным ресурсом, что приводит к стратификации этого и образованию вертикальной иерархии. Люди, находящиеся на разных ступенях иерархии, имеют неравные жизненные шансы в реализации своих устремлений и потребностей. Любое общество является так или иначе структурированным: по национальным, географическим, гендерным, демографическим или иным признакам. Однако социальное неравенство имеет совершенно уникальную

природу. Его главным источником является развитие самой цивилизации, существующей в форме общества.

Причины социального неравенства

Любое общество в человеческой истории характеризовалось специализацией ее членов. Уже этот факт в перспективе порождает социальное неравенство, так как специализация рано или поздно приводит к различию между более и менее востребованными формами деятельности. Так, в самых примитивных обществах наивысшим статусом обладали шаманы-целители и воины. Обычно лучшие из них становились главами племени или народа. Вместе с тем такая дифференциация еще не предполагает обязательного сопровождения материальных благ. В первобытном обществе социальное неравенство - это вовсе не результат материального расслоения, поскольку сами торговые отношения еще не имели значения. Однако фундаментальная причина остается той же - специализация. В современном обществе в привилегированном положении оказываются, например, люди,

создающие культурный продукт - актеры кино, телевизионные ведущие, профессиональные спортсмены и прочие.

Критерии неравенства

Как мы уже убедились на примере первобытных обществ, социальное неравенство может выражаться не только в материальном положении. И история знает множество таких примеров. Так, для средневековой Европы крайне важным фактором социального статуса была родословная. Одно только дворянское происхождение определяло высокий статус в обществе вне зависимости от обеспеченности. Вместе с тем страны Востока едва ли знали такую сословно-иерархическую модель. Все подданные государства - визири и крестьяне - являлись одинаковыми рабами перед лицом государя, чей статус исходил из простого факта власти. Социологом Максом Вебером были выделены три возможных критерия неравенства:


Так, разница в доходах, социальное уважение и почет, а также количество подчиненных в зависимости от ценностных ориентиров общества может по-разному влиять на итоговый общественный статус человека.

Коэффициент социального неравенства

На протяжении последних двухсот лет ведутся споры в среде экономистов и социологов о степени расслоения в конкретном обществе. Так, по мнению Вильфредо Парето, соотношение бедных и богатых является постоянной величиной. В противовес ему учение марксизма свидетельствует, что происходит постоянное нарастание социальное дифференциации - бедные становятся беднее, богатые богатеют. Однако практический опыт двадцатого века продемонстрировал, что если такое увеличивающееся расслоение и происходит, то оно делает общество нестабильным и в итоге приводит к социальным потрясениям.

Что такое социальное неравенство? Откуда пошло данное понятие? Что является предпосылками к его появлению и как с ним бороться? Над этими вопросами задумывались социологи и экономисты со всего мира и на протяжении очень большого количества времени. Тема, связанная с неравенством заняла особое место в мыслях россиян.

Проблема социального неравенства связана с появлением первых признаков социальной дифференциации (дифференциация - выделение определенной части из общих объектов или знаний по некоторым признакам) , что в дальнейшем создавало все новые и сложные проблемы, которые связаны с этим.

Неравенство занимает особое место в любом социологическом исследовании, однако объяснение данного понятия, его характер, взаимоотношение отдельных форм остается одной из важнейших проблем всякого социологического исследования.

В любом учебнике социологии понятие социальное неравенство определяют по-разному. Для того, чтобы лучше разобраться в данном вопросе нам необходимо определить понятие социального неравенства.

Социальное неравенство - это форма дифференциации, при которой отдельные индивиды, социальные группы, слои, классы находятся на разных ступенях вертикальной социальной иерархии, и обладает неравными жизненными шансами и возможностями удовлетворения потребностей.

Социальное неравенство - это условия, при которых люди имеют неравный доступ к социальным благам: деньги, услуги, власть.

В общем виде социальное неравенство означает, что люди живут в неравных социальных условиях и они имеют неравномерный доступ, как к материальным ресурсам, так и к духовным.

Социальными различиями являются те различия, которые порождены социальными факторами: городское или сельское население, работник умственного труда или физического, а также социальная роль в обществе и так далее, что ведет к различию получаемого дохода, власти и социального статуса, а также образования.

Для описания системы неравенства между группами (общностями) людей в социологии обширно используют понятие «социальная стратификация». Само слово «стратификация» взято у геологов. В английском языке оно стало пониматься как пласт, формация в геологии, слой общества (в обществознании). Стратификация предполагает, что социальные различия между людьми приобретают характер иерархического ранжирования.

Неравенство между людьми существует в любом обществе. И это вполне нормально, так как люди различаются и по умственным способностям, по физическим способностям, интересам и предпочтениям, ценностям в жизни. В абсолютно любом обществе существуют богатые и бедные, люди, обладающие властью, так и люди, которые ею не обладают, образованные люди и необразованные люди. В связи с этим, всегда возникала проблема социального неравенства, которая вызывала повышенный интерес только у экономистов, политиков, но и у обычных граждан, которых волновала данная проблема.

Немецкий экономист К. Маркс связывал социальное неравенство с появлением частной собственности и борьбой интересов различных классов и социальных групп.

Немецкий социолог Р. Дарендорф также считал, что экономическое и статусное неравенство, лежащее в основе непрекращающегося конфликта групп и классов и борьбы за перераспределение власти и статусов, формируется в результате действия рыночного механизма регуляции спроса и предложения.

Российско-американский социолог П. Сорокин объяснял неизбежность социального неравенства следующими факторами: внутренними биопсихическими различиями людей; окружающей средой (природной и социальной), объективно ставящей индивидов в неравное положение; совместной коллективной жизнью индивидов, которая требует организации отношений и поведения, что приводит к расслоению общества на управляемых и управляющих.

Американский социолог Т. Пирсоне объяснял существование социального неравенства в каждом обществе наличием иерархизированной системы ценностей. Например, в американском обществе главной социальной ценностью считается успех в бизнесе и карьере, поэтому более высоким статусом и доходами обладают ученые технологических специальностей, директора заводов и т.д., тогда как в Европе господствующей ценностью является «сохранение культурных образцов», в связи с чем общество наделяет особым престижем интеллектуалов-гуманитариев, священнослужителей, университетских профессоров.

Понять социальное неравенство можно только при рассмотрении различий между людьми. Данные различия могут быть врожденными или приобретенными, могут носить естественный или социальный характер, также быть материальными или духовными, физиологическими, психическими, интеллектуальными.

Марк Вебер - классик мировой социологической теории, выразил решающее значение для формирования современных представлений о сущности, формах и функциях социального неравенства. Идея состоит в том, что человек является субъектом социального действия.

В противовес Марксу Вебер не считая экономического нюанса стратификации принимал во внимание эти нюансы, как власть и авторитет. Вебер рассматривал собственность, власть и авторитет как 3 отдельных взаимодействующих фактора, лежащих в основе иерархий в любом обществе. Отличия в собственности порождают экономические классы; отличия, имеющие отношение к власти, порождают политические партии, а особенные отличия предоставляют статусные группы либо страты. Из этого он определил понятие о «3-х самостоятельных измерениях стратификации». Он акцентировал внимание, что «классы», «статусные группы», «партии» - относятся к сфере распределения власти внутри общества.

Главное отличие Вебера от Маркса состоит в том, что, как утверждал Вебер, класс не имеет никакой возможности существовать субъектом действия, так как он не считается общиной. В отличие от Маркса, Вебер связывал определение класса только с капиталистическим сообществом, где рынок является один из важнейших регулятором отношений. С помощью него человек способен удовлетворить свои потребности в материальном плане.

Но на рынке люди занимают различные позиции либо пребывают в различных «классовых ситуациях». Тут все реализовывают и приобретают. Одни реализовывают продукты, услуги, а другие - рабочую силу. Различие тут в том, что будто они обладают собственностью, а у остальных она отсутствует. У Вебера нет определенной структуры капиталистического общества, поэтому его работы дают несовпадающие перечни классов.

В самом начале в основании неравенства лежит природная дифференциация - отличия между людьми, обусловленные их физическими, психическими, интеллектуальными чертами. Они могут иметь, как врожденный (пол, раса, интеллект, состояние физического здоровья), так и приобретенный характер (полученные в процессе обучения, тренировки).

Одними из основных различий, из-за которых развивается неравное отношение людей и в дальнейшем социальное неравенство - это естественные различия. Данные различия составляют основу неравенства в первобытные времена, но они не утратили свое значение по сей день. Различия заключаются в том, что идет смещение одних акцентов на другие. Под это понятие подходят такие явления, как расизм, нацизм, а в большинстве случаях в современном мире и во многих странах на социальное неравенство влияет: раса, цвет кожи, национальность. Ослабление этих факторов является заботой для политических сил. Например, создание достойных условий для труда и полноценного проживания, борьба с расовыми предрассудками.

Существует другой уровень дифференциации индивидов - социальный. Социальные различия - это различия, которые созданы социальными факторами, главными которые являются:

  • 1) Разделение общественного труда, после которого создаются новые различные виды занятий и профессий человека
  • 2) Занятие человека определяется только содержанием его деятельности
  • 3) Уровень жизни связан с внешними условиями по отношению к человеку. Физические условия: природа, климат, ландшафт, население. Культурные условия определяются средой, в которой живет человек (язык, нормы, религия, традиции и так далее)
  • 4) Образ жизни человека является его характерной чертой. Он зависит от возраста человека, от пола, от образования, от рода занятий.

Современная культура допускает наличие неравенства по доходам или по должностям, которые не вызывает у людей никакого возражения, в отличие от неравенства по национальному признаку.

Сущность социального неравенства в том, что оно является универсальной характеристикой общества, при котором люди имеют неравные жизненные шансы на моральные и духовные блага общества.

Феномен понятия бедность стал предметом исследования в современной отечественной социологии в 90-х годах. В советское время понятие бедность не существовало вообще, его заменяло понятие малообеспеченность, раскрывающаяся в теории благосостояния.

Макс Вебер - классик мировой теории в сфере социологии, выразил свою точку зрения, которая имела решающее значение для складывания передовых представлений о сущности, формах и функциях неравенства в обществе. Основные идеи этой мысли состоят в том, что человек считается субъектом общественного действия.

В противовес Марксу Вебер не считая экономического нюанса стратификации принимал во внимание эти нюансы, как власть и авторитет. Вебер рассматривал собственность, власть и авторитет, как отдельные взаимодействующие факторы, которые лежат в основе иерархий в всяком обществе. Отличия в собственности порождают экономические классы; отличия, которые относятся к власти, порождают политические партии, а элитные отличия предоставляют статусные группировки (страты).

Отсюда он сформулировал понятие о «трех автономных измерениях стратификации».

Он акцентировал внимание, что «классы», «статусные группы», «партии» - это явления, которые относятся к сфере распределения власти внутри общества.

Главное противоречие Вебера с Марксом является то, что Вебер связывал определение класса только с капиталистическим обществом, где рынок является регулятором взаимоотношений. С помощью него человек удовлетворяет собственные материальные потребности. Но на рынке люди занимают различные позиции и находятся в разной «классовой ситуации». Тут все покупают и продают. Одни продают товары и услуги, а другие - рабочую силу.

Различие в том, что одни имеют собственность, а у других она отсутствует. Вебер не имеет четкого определения классовой структуры капиталистического общества, поэтому различные интерпретаторы его работ предоставляют несовпадающие перечни классов.

Если брать во внимание его методологические взгляды, и обобщая его исторические, социально-экономические работы, то можно реконструировать веберовскую типологию классов при капитализме:

  • 1. Рабочий класс
  • 2. Мелкая буржуазия
  • 3. «Белые воротнички»
  • 4. Администраторы и менеджеры
  • 5. Собственники

Социальное неравенство - явление, избежать которого практически невозможно; появляется во всех типах общества и на всех этапах исторического развития; исторически меняются только формы и степень социального неравенства. С другой стороны, у человека тогда не было бы стимула заниматься сложными, опасными или даже неинтересными видами деятельности, повышать свою квалификацию. Благодаря неравенству доходов общество побуждает людей (индивидов) к нужным занятиям, но достаточно трудным, поощряет самых талантливых.

Проблема социального неравенства - одна из самых острых и актуальных проблем. Индивидуальностью общественной структуры российского общества является сильная социальная поляризация - деление общества на бедных и богатых при отсутствии среднего строя, выступающего основой экономически устойчивой и развитой страны. Сильное социальное разделение воспроизводит систему неравенства и несправедливости, в которой способности самостоятельной жизненной самореализации и увеличение общественного статуса для достаточно большой доли русского населения страны.

Отличительной особенностью любого общества является его разделение по национальным, социальным, классовым, демографическим или каким-то другим признакам. Именно это и становится причиной, по которой возникает социальное неравенство. В прошлые века оно проявлялось в виде насилия, ущемления прав человека и иных действий.

Сегодня это так явно, как раньше, не происходит. Но, тем не менее, социальное неравенство имеет место, только проявляется оно в более тонкой форме, ибо истребить его навсегда невозможно. Рассмотрим более подробно, что это такое и каковы его причины.

В древней Руси существовало разделение людей на определенные слои общества (дворяне, князья, помещики, крестьяне и т.д.). Каждая из этих групп находилась на конкретной ступеньке социальной лестницы и имела свои права и обязанности. Такое разделение еще называют Эта ситуация характерна для любого общества.

Социальное неравенство - это разный уровень доступности, близости к таким социальным благам, как деньги, престиж, власть.

Изначально существовала простейшая форма Были вожди, которые обладали широчайшими правами, и простые люди, которые им подчинялись и имели некоторые ограничения в своих действиях и возможностях. С появились новые иерархические ступени, и социальное неравенство приобрело более сложную форму.

Каждое общество стремится к достижению равенства на всех уровнях, что означает равные возможности для всех людей независимо от их пола, возраста, национальности и других признаков. Однако достичь этого невозможно по разным причинам.

Во-первых, это неравное распределение материальных благ и возможностей. В основном это обусловлено неоднородностью труда. Выполняя разную по своей значимости работу и по-разному удовлетворяя потребности общества, люди получают неодинаковую оценку своего труда. Именно это и можно назвать основной причиной социального неравенства.

Наследование определенных прав и привилегий является следующей причиной неравного распределения благ и возможностей. Порой именно поэтому люди с высокими способностями и хорошим образованием не всегда имеют возможность получить хорошую работу, занять определенную должность с достойной их интеллектуального уровня заработной платой.

Здесь выделяют две изначальные причины социального неравенства. Одна из них - это уровень доступности качественного образования для разных слоев населения. Вторая причина - это неодинаковые возможности при равном уровне подготовки.

Причины разделения общества и признаки, по которым это происходит, могут быть самыми разными. Критерии бывают как объективные, так и субъективные. В современном обществе ими являются профессия, уровень дохода, занимаемая должность, участие во власти, образование, наличие собственности и некоторые другие признаки. Социальное неравенство порождает деление на классы.

Если в обществе в основном преобладает средний класс, то можно считать его стабильным, с низким уровнем социального неравенства. Но в России пока происходит только становление этого общественного слоя.

Социальное неравенство не может быть полностью истреблено по разным причинам.

В любом обществе кто- то должен осуществлять контроль над распределением ресурсов и благ. И это иногда становится более желанным, чем владение самими материальными благами. Появляется категория чиновников с большими возможностями.

Каждое общество имеет свою политическую, экономическую и государственную структуру, во главе которой стоят определенные люди, имеющие больше прав, чем другие люди.

И последний фактор - это сам человек и особенности его характера. Он всегда стремиться превзойти других, чтобы занять более выгодные социальные позиции.

Автор анализирует различные типы социального неравенства, выделяя специфику неравенства в области образования. Укажите главное отличие неравенства, определяемого образованием, от иных типов неравенства. Опираясь на текст, знание обществоведческого курса, фактов общественной жизни, приведите три иных проявления неравенства в современном обществе.


Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Образование как социальный институт Образование в современных странах – это очень широкие и высокоразвитые дифференцированные многоуровневые социальные системы (подсистемы общества) непрерывного совершенствования знаний и навыков членов общества, выполняющие важнейшую роль в социализации личности, ее подготовке к получению того или иного социального статуса и выполнению соответствующих ролей, в стабилизации, интеграции и совершенствовании общественных систем. Образованию принадлежит очень важная роль в определении социального статуса личности, в воспроизводстве и развитии социальной структуры общества, в поддержании социального порядка и стабильности, осуществления социального контроля.

Образование, наряду с армией, церковью и производством, - один из лифтов социальной мобильности. Получив знания и высокую квалификацию в современном обществе гораздо легче сделать карьеру, чем а)это было в доиндустриальном и индустриальном обществе, б) если бы человек ими не обладал.

С давних пор и по сей день образование как социальный институт выступает основным механизмом социального тестирования, отбора и распределения индивидов по социальным слоям, группам. На систему образования возлагались функции социального контроля за процессами интеллектуального, нравственного, физического развития молодого поколения. А на систему профессионального образования, кроме того, еще и функции контроля за распределением поколения, вступающего в самостоятельную трудовую жизнь, по различным ячейкам социальной структуры общества: классам, социальным группам, слоям, производственным коллективам.

Таким образом, образование является одним из основных каналов социальной мобильности, играя важную роль в социальной дифференциации членов общества, распределение их как по социальным слоям, так и внутри этих слоев. Положение индивида в обществе, возможности для его успешного продвижения по служебной лестнице определяются качеством полученного образования, во многом связанного с престижем учебного заведения.

Так оно и есть. Необразованный человек не может получить высокооплачиваемую и ответственную работу, какого бы социального происхождения он ни был. У образованного и необразованного неравные жизненные шансы, но ситуацию всегда можно исправить, повысив свою квалификацию, стоит только приложить индивидуальные условия. Тем и отличается неравенство в области образования от других видов неравенства, скажем, унаследованного, что оно ставит человека в непривилегированное положение временно. А вот если вы родились сыном короля или потомственного дворянина, то это уже навсегда. С таким неравенством, основанным на предписанных статусах, поделать ничего нельзя.

(Г.Е. Тадевосян)

Какое определение образованию в современных странах приводит автор? Укажите четыре позиции, которые,по мнению автора, составляют социальную роль образования.

Пояснение.

1) Приведено определение:

Образование в современных странах - это очень широкие и высокоразвитые дифференцированные многоуровневые социальные системы (подсистемы общества) непрерывного совершенствования знаний и навыков членов общества, выполняющие важнейшую роль в социализации личности, ее подготовке к получению того или иного социального статуса и выполнению соответствующих ролей, в стабилизации, интеграции и совершенствовании общественных систем.

2) Указаны четыре позиции, раскрывающие социальную роль образования:

В определении социального статуса личности;

В воспроизводстве и развитии социальной структуры общества;

В поддержании социального порядка и стабильности;

Осуществления социального контроля.

Элементы ответа могут быть даны в иных, близких по смыслу формулировках.

Предметная область: Социальные отношения. Социальная стратификация и мобильность, Человек и общество. Основные институты общества

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) Объяснен смысл понятия, например: социальный институт - исторически сложившаяся форма совместной деятельности людей, которая включает систему норм и санкций регламентирующих отношения, направленная на удовлетворение той или иной социально значимой потребности.

2) Приведены три функциональных особенности образования, допустим:

Основной механизм социального тестирования, отбора и распределения индивидов по социальным слоям, группам;

Осуществление функций социального контроля за процессами интеллектуального, нравственного, физического развития молодого поколения;

Профессиональное образование реализует функцию контроля за распределением поколения, вступающего в самостоятельную трудовую жизнь, по различным ячейкам социальной структуры: классам, социальным группам, слоям, производственным коллективам;

Образование является одним из основных каналов социальной мобильности, играя важную роль в социальной дифференциации членов общества, распределение их как по социальным слоям, так и внутри этих слоев.

Функциональные особенности могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.

Предметная область: Человек и общество. Основные институты общества

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

Указаны лифты социальной мобильности и иллюстрирующие их конкретные примеры, допустим:

1) образование (молодой человек получил в вузе профессию юриста и был принят на должность консультанта в крупной фирме);

2) армия (в период Французской революции крестьянин Мишель Ней вступил в армию и стал при Наполеоне маршалом Франции);

3) церковь (например, крестьянин Никита Минов, вступив в монашество и начав церковное служение, достиг высшего чина, стал патриархом Никоном);

4) производство (например, специалист, начав с рядового сотрудника фирмы, вырос до директора, топ-менеджера предприятия).

Могут быть приведены и иные верные примеры.

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) Указано главное отличие неравенства в области образования, допустим:

Неравенство в области образования зависит от воли и желания самого человека, его можно исправить, повысив свою квалификацию.

2) Приведены иные типы неравенства, характерные для современного общества, допустим:

Неравенство, основанное на предписанных статусах, например, этнической принадлежности или социальном происхождении;

Неравенство, основанное на месте проживания человека, столичном или провинциальном;

Неравенство, связанное с особенностями внешнего облика или состоянием здоровья, условиями воспитания в семье.

Могут быть приведены и иные проявления социального неравенства.

Предметная область: Социальные отношения. Социальная стратификация и мобильность

Основой причиной неравного положения людей в обществе, некоторые представители социологической мысли, считают общественное разделение труда. Однако, ученые объясняют по-разному, вытекающие из этого последствия и, особенно, причины воспроизводства неравенства

Герберт Спенсер считает, что источником неравенства являются завоевания. Тем самым, господствующий класс – победителей, и низший класс – побежденных. Военнопленные становятся рабами, вольные хлебопашцы – крепостными. С другой стороны, частые или постоянные войны приводят к заведомому доминированию тех, кто функционирует в государственной и военной сфере. Таким образом, действует закон естественного отбора: более сильные господствуют и занимают привилегированное положение, а слабые им подчиняются и находятся на низших ступенях социальной лестницы.

На развитие социологии неравенства, идея эволюции и закон естественного отбора оказали существенное влияние. Одним из направлений эволюционизма, является социал-дарвинизм. Общим для всех представителей этого направления, было признание того, что между человеческими обществами идет та же борьба, что и между биологическими организмами.

Карл Маркс считал, что первоначально разделение труда не ведет к подчинению одних людей другими, а, являясь фактором овладения природными ресурсами, вызывает профессиональную специализацию. Но усложнение процесса производства способствует разделению труда на физический и умственный. Это разделение исторически предшествовало образованию частной собственности и классов. С их появлением определенные сферы, виды и функции деятельности закрепляются за соответствующими классами. С этого времени каждый класс занимается предназначенным для него родом деятельности, владеет или не владеет собственностью и находится на различных ступеньках лестницы общественных положений. Причины неравенства кроются в системе производства, в различном отношении к средствам производства, что позволяет тем, кто владеет собственностью не только эксплуатировать тех, кто ее не имеет, но и господствовать над ними. Для устранения неравенства необходима экспроприация частной собственности и ее огосударствление.

В противовес Марксу Вебер кроме экономического аспекта стратификации учитывал такие аспекты, как власть и престиж. Вебер рассматривал собственность, власть и престиж как три отдельных, взаимодействующих фактора, лежащих в основе иерархий в любом обществе. Различия в собственности порождают экономические классы; различия, имеющие отношение к власти, порождают политические партии, а престижные различия дают статусные группировки, или страты. Отсюда он сформулировал свое представление о “трех автономных измерениях стратификации”. Он подчеркивал, что “классы”, “статусные группы” и “партии” - явления, относящиеся к сфере распределения власти внутри сообщества.
Основное противоречие Вебера с Марксом состоит в том, что по Веберу класс не может быть субъектом действия, так как он не является общиной. В отличие то Маркса Вебер связывал понятие класса лишь с капиталистическим обществом, где важнейшим регулятором отношений выступает рынок. Посредством него люди удовлетворяют свои потребности в материальных благах и услугах.


Однако на рынке люди занимают разные позиции или находятся в разной “классовой ситуации”. Здесь все продают и покупают. Одни продают товары, услуги; другие - рабочую силу. Отличие здесь в том, что одни владеют собственностью, а у других она отсутствует. У Вебера нет четкой классовой структуры капиталистического общества, поэтому разные интерпретаторы его работ дают несовпадающие перечни классов.

Учитывая его методологические принципы и обобщая его исторические, экономические и социологические работы, можно следующим образом реконструировать веберовскую типологию классов при капитализме:

1. Рабочий класс, лишенный собственности. Он предлагает на рынке
свои услуги и дифференцируется по уровню квалификации.
2. Мелкая буржуазия - класс мелких бизнесменов и торговцев.
3. Лишенные собственности “белые воротнички”: технические специалисты и интеллигенция.
4. Администраторы и менеджеры.
5. Собственники, которые так же стремятся через образование к тем преимуществам, которыми владеют интеллектуалы.
5.1 Класс собственников, т.е. те, кто получает ренту от владения землей,
шахтами т.п.
5.2 “Коммерческий класс”, т.е. предприниматели.

Критерии неравенства

Макс Вебер выделил три критерия неравенства:

Богатство.

Уровень образования.

Степень религиозной или ритуальной чистоты при кастовом строе в Индии.

Ранжирование по родственным и этническим группам.

С помощью первого критерия можно измерить степень неравенства по разнице в доходах. С помощью второго критерия - по разнице в почёте и уважении. С помощью третьего критерия - по количеству подчинённых. Иногда обнаруживается противоречие между критериями, например, профессор и священник сегодня имеют невысокий доход, но пользуются большим престижем. Главарь мафии богат, но его престиж в обществе минимален. Богатые люди по статистике живут дольше и меньше болеют. На карьеру человека оказывает влияние богатство, раса, образование, род занятий родителей и личная способность руководить людьми. Высшее образование позволяет легче продвигаться по служебной лестнице в крупных компаниях, чем в мелких.

Социальное неравенство - форма дифференциации, при которой отдельные индивиды, социальные группы, слои, классы находятся на разных ступенях вертикальной социальной иерархии и обладают неравными жизненными шансами и возможностями удовлетворения потребностей.

В самом общем виде неравенство означает, что люди живут в условиях, при которых они имеют неравный доступ к ограниченным ресурсам материального и духовного потребления.

Выполняя качественно неравные условия труда, в разной степени удовлетворяя общественные потребности, люди иногда оказываются заняты экономически неоднородным трудом, ибо такие виды труда имеют разную оценку их общественной полезности.

Основными механизмами социального неравенства являются отношения собственности, власти (господства и подчинения), социального (то есть социально закрепленного и иерархизированного) разделения труда, а также неконтролируемая, стихийная социальная дифференциация. Эти механизмы преимущественно связаны с особенностями рыночной экономики, с неизбежной конкуренцией (в том числе на рынке труда) и безработицей. Социальное неравенство воспринимается и переживается многими людьми (прежде всего безработными, экономическими мигрантами, теми, кто оказывается у черты или за чертой бедности) как проявление несправедливости. Социальное неравенство, имущественное расслоение общества, как правило, ведут к росту социальной напряженности, особенно в переходный период. Именно это характерно в настоящее время для России.

Основными принципами проведения социальной политики являются:

установление социалистической власти с последующим переходом на коммунизм и отмиранием государства;

защита уровня жизни путем введения разных форм компенсации при повышении цен и проведение индексации;

обеспечение помощи самым бедным семьям;

выдача помощи на случай безработицы;

обеспечение политики социального страхования, установление минимальной заработной платы для работающих;

развитие образования, охрана здоровья, окружающей среды в основном за счет государства;

проведение активной политики, направленной на обеспечение квалификации.