Роль физики в моей профессии. Физика в разных профессиях

Физика - одна из самых важных и древних наук. Благодаря ей, происходит изучение множества различных процессов. Поэтому специальности, связанные с физикой, будут актуальны ещё долгое время. Физика -фундаментальная наука, применение которой используется во многих сферах деятельности.

Вконтакте

Список профессий

  1. Физик-инженер.
  2. Физик-механик.
  3. Инженер-конструктор.
  4. Инженер-нефтяник.
  5. Инженер по ядерной физике.
  6. Специалист в компьютерных технологиях.
  7. Инженер-технолог.
  8. Архитектор.

О специальностях

Физик-инженер:

Профессия, связанная со знанием физических явлений и постоянной практикой. В этой профессии необходимо знать все механические процессы, так как эта работа связана с оборудованием на различных предприятиях и внедрением новых технологий. В случае изобретения новой технологии в каких-либо исследованиях, вас ждёт невероятный карьерный рост и успех. Направлений в этой сфере достаточно много, но можно выделить три самых основных:

Физик-механик:

Профессия, связанная с машиностроением и автоспортом, а именно внедрением новейших двигателей с огромной мощностью, технологий, способствующих уменьшить сопротивление воздуха и т. д. Работая в крупной компании, вы сможете добиться реального успеха.

Инженер-конструктор:

Главная деятельность этой профессии состоит в том, чтобы объединить составные части в целостный продукт. Эта профессия требуется в производстве, где нужно создание различных конструкций, электросхем и механизмов.

Инженер-нефтяник:

Самая высокооплачиваемая профессия, требующая серьёзных навыков. В сфере нефти и газодобычи постоянно нужны новые технологии и оборудование, способствующие улучшить результаты работы. И если вы сможете помочь этой сфере, вас будет ждать высокая награда.

Инженер по ядерной физике:

Применяет научные и технические данные для обогащения ядерной энергии, занимается проблемой утилизации радиоактивных отходов. Применяет знания в ядерной физике, для создания новейших технологий, таких как ядерное оружие, реакторы и ядерные электростанции. Вместе с физиками-атомщиками изучают свойства атомов. Изобретают новые материалы, например, новые поколения суперников и различные полимеры.

Специалист в компьютерных технологиях:

На данный момент компьютерные технологии остаются актуальным видом деятельности. Такие специалисты могут быть втянуты в теоретические проблемы программирования, обработку цифровых данных и решение задач программного обеспечения.

Инженер-технолог:

Профессия, в которой специальность техническая, физика встаёт на первое место. Здесь необходимо знать все технические процессы и быть в курсе самых новых технологий. Этот специалист занимается техническим обустройством предприятия и обновлением оборудования. Сам выбирает оборудование и технический режим работы. На его плечи ложится большой груз ответственности, так как от его решений будет зависеть будущее предприятия. И если вы будете владеть всеми профессиональными качествами профессии, то у вас обязательно должно все получиться.

Архитектор:

Творческая профессия, но все же связанная с физикой и другими науками. Чтобы получить эту специальность, нужно понимать все физические процессы и владеть навыками компьютерного моделирования. Но и, конечно, чтобы быть профессиональным , у вас должна быть склонность к творчеству.

Немного о других

Разобрав основные специальности, перейдём к профессиям, которые не так сильно связаны с другими науками как с физикой. Самая сложная из них - учёный. Роль учёных в мире очень велика. Именно благодаря им происходят важные научные открытия. Есть много людей, кто хотел бы сделать своё научное открытие, но для этого нужно приложить немало усилий. Чтобы стать учёным, необходимо ещё с детства интересоваться науками. Вы должны быть гением, способным целыми днями работать, не ради денег, а ради науки и научных достижений.

Если в университете вы показываете себя, как хорошего и способного специалиста, то университет сможет сам направить вас в какой-либо исследовательский центр. Выучиться на учёного нельзя. Ими становятся в процессе обучения , в том случае если вы реально разбираетесь в определённой теме и она толкает вас вперёд.

Если вы хотите связать вашу жизнь только с теоретической физикой, то вам следует подумать о профессии преподавателя. Вы сможете не только проводить лекции, но и заняться каким-либо исследованием, что принесёт вам явную пользу. Но чтобы стать профессиональным учителем физики, недостаточно только одних знаний. Необходимо уметь общаться со своими учениками и понимать их и направлять на правильный путь.

Профессия для девушек

Многие считают, что девушки не способны заниматься деятельностью, связанной с физикой. Но это глубокое заблуждение . Есть девушки, которые знают физику намного лучше мужчин и способны работать различными инженерами и проектировщиками наравне с мужчинами. Если подходить к выбору профессии для девушек, то здесь может подойти любая профессия из приведённого списка. Но чаще всего они выбирают роль преподавателей. Существует множество учёных женщин, которые тоже приносят свой вклад в науку. Не стоит думать, что профессии связанные с физикой подходят только для мужчин.

Физические явления - это неотъемлемая часть окружающего нас мира, который основан на законах этой науки. Поэтому совершенно неудивительно, что любая профессия, какой бы она ни была, так или иначе связана с физикой.

В будущем я хочу стать врачом. Для этой профессии первостепенное значение имеют такие предметы, как химия и биология, поэтому именно их абитуриенты сдают при поступлении в медицинский вуз. Но физика для доктора также далеко не на последнем месте.

Эта наука лежит в основе работы многих систем организма. Так, наше сердце в комплексе с кровеносными сосудами представляет собой не что иное, как биологический насос, от работы которого зависит, например, давление человека. Визуальную информацию мы воспринимаем с помощью органов зрения, а хрусталик, расположенный внутри каждого глаза, выступает в роли преломляющей свет двояковыпуклой линзы.

На основе законов такого раздела физики, как оптика, работают не только наши глаза, но и многое медицинское оборудование. Прежде всего, это микроскопы, необходимые для изучения строения тканей человеческого тела и микроорганизмов.

Рентген-аппараты и магнитно-резонансные томографы, которые используются в поликлиниках с целью исследования состояния внутренних органов человека, - это также оборудование, работа которого определяется знанием принципов протекания различных физических процессов. Проведение УЗИ тоже стало возможным только после открытия звуковых волн с высокой частотой колебаний (ультразвука).

Особое значение имеет физика для стоматологии. В будущем я хочу стать врачом-ортопедом и заниматься установкой зубных протезирующих конструкций, поэтому для меня очень важно понимание различных свойств твердых тел и изучение законов механики. Без этих знаний я не смогу работать в выбранной профессии, и потому уже сейчас, учась в школе, я делаю все возможное, чтобы освоить трудную, но столь необходимую для врача науку.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Элективный курс «Физика в профессиях» может быть интересен ребятам, которые увлекаются физикой, но пока мало представляют себе и будущую профессию и то, какую роль в ней будет играть физика.

В данном курсе сделана попытка показать использование знаний физики в отдельных областях профессиональной деятельности человека. Программа курсов включает в себя вопросы практического применения законов физики в медицине, метеорологии, военной службе, электротехнике, кулинарии.

Каждый раздел программы содержит в себе следующие части: Теоретический материал, связанные с ним демонстрационный и фронтальный эксперименты, домашнюю работу, экскурсии.

Кроме вопросов самого содержания, к программе выполнено приложение, которое включает в себя список используемой литературы и подборку задач по каждому разделу программы.

Курс рассчитан на работу с ребятами базовой подготовки по физике. Содержание курса расширяет и углубляет знания учащихся по нескольким разделам физики, это «Механика», «Электрические явления», «Атмосферное давление», «Техника и окружающая среда».

Учитель в процессе работы, учитывая желание ребят, может вместе с ними вносить коррективы, отдавая предпочтение каким-либо отдельным темам, экспериментальным работам, придумать и выполнять творческие задания. Наиболее эффективным, действенным способом активизации мышления являются занятия, на которых учащиеся смогут увидеть воздействие физики на производство, на развитие техники. Развитием учения об электричестве, изучением свойств полупроводников, развитием ядерной физики, физики полимеров и т.д. обусловлены достижения в области энергетики, связи, в решении задачи автоматизации и управления производством, в деле создания материалов с наперед заданными свойствами, в решении проблемы освоения космоса, в медицине и т.д.

Для этого следует на протяжении всего элективного курса раскрывать следующие положения:

Знания о природе возникают в результате практической деятельности, наблюдений, эксперимента, производственной деятельности. Следовательно, практика - источник развития знаний;

Правильность знаний о природе проверяется экспериментом, использованием научных знаний в производственной деятельности;

Потребности практики, производства являются движущей силой развития науки, преобразуют производство, оказывая на него огромное влияние. В настоящее время наука стала непосредственной производственной силой.

Сопоставляя причины развития различных отраслей физики, можно сделать вывод: наука развивается под воздействием потребностей практики, производства; практика является движущей силой познания. Поэтому ведущей задачей данного элективного курса является создание ориентационной и мотивационной основы для выбора физико-математического профиля обучения, а также систематическое расширение научного и технического кругозора школьников, разъяснение теснейшей связи между законами физики, современной науки и техники с производством.

Основной формой проведения занятий является урок.

Курс может изучаться в любое время года.

Формы контроля и оценивания учащихся могут быть различными - устный опрос, письменные работы, тестирование, письменные отчёты о проделанных опытах, викторины и др.

Для каждого ученика завершением курса может стать выполнение творческого задания: отчёта об экскурсии, самодельный прибор, записанное интервью с представителем какой-либо профессии, реферат, оформление иллюстрированного альбома о роли физики в данной профессии, самостоятельно составленные или подобранные из пособий тематические задачи, подборка материала из периодических изданий по теме: «Физика в профессии», разработка и демонстрация простых опытов по выбранной теме.

I . Физика в профессии военного. (6 часов)

Механическое движение, инерция, взаимодействие тел, сила, масса, плотность, давление в военной технике. Закон сохранения энергии, закон со хранения импульса в военной технике. Реактивное движение. Комплекс про сантных машин. Характеристики военной техники - проходимость, подвиж ность, поворотливость. Характеристики боевых вертолётов и самолётов, ско

Демонстрации :

Фронтальный эксперимент :

Расчёт давления на грунт различных видов военной техники времён ВОВ (по иллюстрированному раздаточному материалу).

Наблюдение изменения объёма и давления воздуха при его сжатии.

Домашний эксперимент :

II. Физика в профессии повара . (6 часов)

тура кипения жидкостей (вода, масло). Конвекция, теплопроводность, излучение в приготовлении пищи. Печь-гриль. Испарение и кипение в процессе приготовления пищи.

Электропроводность различных жидкостей (чистая, солёная и сладкая вода). Источники тока из овощей и фруктов. Электро- и пожаробезопасность при приготовлении пищи. Тепловое расширение на кухне.

Демонстрации :

Сравнение теплоёмкостей воды и подсолнечного масла

Обнаружение электрического тока, создаваемого овощами при помощи чувствительного гальванометра.

Зависимость сопротивления струи солёной воды от её длины и толщины.

Домашнее задание :

Определение удельной теплоёмкости кастрюли.

Найти дома мерные инструменты, используемые при приготов лении пищи, определить их цену деления, пределы измерения, погрешность измерения.

С учётом энергетической ценности продуктов создать меню низ ко и высоко калорийного завтрака.

Изготовление свистка для чайника.

Э кскурсия :

Столовая

III. Физика в профессии метеоролога . (6 часов)

погоды.

шкалы для измерения температур. Жидкостный барометр и барометр-

Насекомые и растения-барометры. Облака и осадки. Атмосферное электричество. Погода по народным приметам. Влажность, её значение в жизни человека .

Демонстрации :

Различные термометры, барометр, психрометр.

Охлаждение воздуха при расширении.

Фронтальный эксперимент :

Градуировка термометра.

Измерение атмосферного давления в подвале и на четвёртом этаже школы.

Наблюдение выделения энергии при кристаллизации гипосульфита (натрия тиосульфат).

Домашнее задание :

Наблюдение и объяснение физических закономерностей образования облаков, выпадения дождя, образования инея.

Изготовление простейшего самодельного барометра.

Изготовление самодельного гигроскопа.

Изготовление самодельного прибора для предсказания погоды.

IV. Физика в профессии электрика . (6 часов)

тризации. Статическое электричество. Заземление, источники тока - первые и современные.

Электрическая цепь. Действие электрического тока на человека и электробезопасность. Проводники и изоляторы. Виды соединений потребителей ния. Выключатели и предохранители. Короткое замыкание и перегрузка це пи. История происхождения электрической лампочки, различные типы со

Демонстрации :

Электризация различных веществ.

Проводники и непроводники электричества.

Принцип действия плавкого предохранителя.

Накаливание угольного стержня электрическим током.

Фронтальный эксперимент :

Сборка и испытание действия простейшего гальванического элемента.

Изучение последовательного и параллельного соединения проводни ков.

Определение мощности, потребляемой электрической лампочкой

Домашнее задание :

Изготовление игрушки «Электростатическая пляска».

Изготовление самодельного вольтова столба.

Изготовление самодельных приборов, моделей, игрушек с использова нием электрических цепей.

V. Физика в профессии врача . (6 часов)

Использование знаний о строении вещества в медицине. Роль диффуз его отдельными частями.

человека. Тонометр. Тепловые процессы в жизнедеятельности человека. Ка зор.

линзы, лупы, микроскопы, офтальмоскоп (глазное зеркало). Волоконная оп тика в диагностике заболеваний ЖКТ.

Демонстрации :

Расширение газа при нагревании.

Действие тонометра.

Действие световода.

Принцип действия медицинской банки.

Кипение воды при пониженном давлении.

Понижение температуры жидкости при испарении.

Фронтальный эксперимент :

Домашнее задание :

Найдите дома имеющиеся медицинские приборы и объясните принци пы их действия.

Составьте памятку из нескольких советов по сохранению зрения.

Коллективная работа: Оформление альбома «Физика в медицине».

Экскурсия :

ФАП VI . Резерв. (5 часа)

Приложение

к программе «Физика в профессии»

Физика в профессии военного

Группа самолётов одновременно выполняет фигуры высшего пилотажа, сохраняя заданный строй. Что можно сказать о движении самолё тов друг относительно друга?

В подрывной технике применяют сгорающий с небольшой скоростью бикфордов шнур. Какой длины надо взять шнур, чтобы успеть отбе жать на расстояние 300 метров, после того, как он будет зажжён? скорость бега 5 м/с, а пламя по бикфордову шнуру распространяется со скоростью 0,8 м/с.

Советские атомные подводные лодки в 1966 году впервые в мире осу ществили кругосветное плавание под водой и за 1,5 месяца, ни разу не поднявшись на поверхность океана, прошли около 40000 км. С какой скоростью они двигались?

Боевые удары по военным и промышленным объектам г. Берлина впервые были нанесены в августе 1941 года самолётами- торпедоносцами ДБ-3 (конструкции С.В. Ильюшина). Максимальная скорость самолётов этого типа 500 км/ч. Продолжительность эффективной для полёта части суток (ночи) 7 часов, расстояние от аэродрома до цели 1600 км. Могла ли быть совершена операция в течение одной ночи?

Парашютист приземляется со скоростью 10 м/с. Изобразите графиче ски скорость парашютиста.

Почему при повороте различной транспортной и военной техники во дители замедляют ход машин?

С летящего самолёта сбрасывают груз. Упадёт ли он на землю под ме стом бросания? Если нет, то куда он сместится относительно этого места и почему?

Пуля шрапнели 76-миллиметровой пушки имеет форму шарика объёмом 1,15 см 3 . Изготавливаются такие пули из свинца с примесью сурьмы для придания им большей твёрдости. Определите массу всех пуль шрапнели, если их 25 штук, а плотность сплава 9,5 г/см 3 .

Самолёт стоит на взлётной полосе. Какие силы действуют на воздуш ный лайнер? Какова их равнодействующая? Почему? Поясните на чер теже.

Корабельный якорь массой 1,5 т поднимают с помощью лебёдки, кото рая развивает силу тяги 20000 Н. Какова равнодействующая сил, при ложенных к якорю? Каково её направление? Каково движение якоря - равномерное или неравномерное? Почему?

Для изготовления военной техники используются различные сплавы и металлы. К этим веществам предъявляются высокие требования на прочность. Свойство металла сопротивляться проникновению другого металла называется твёрдостью. Твёрдость определяют с помощью стального шарика. Какое давление производит шарик на поверхность стали под действием силы 1500 Н, если площадь отпечатка, оставляе мого этим шариком, равна 0,01 мм 2 .

Вес прославленного советского танка Т-34 составляет 314000 Н, длина той части гусеницы, которая соприкасается с полотном дороги 3,5 м, её ширина 50 см. Вычислите давление танка на грунт, сравните его с тем, которое производите вы при ходьбе.

Согласно воинским правилам солдат в полном снаряжении должен производить давление на почву не более 6 * 10 4 Па. Какую наиболь шую массу вместе со снаряжением он может иметь, если площадь опо ры сапога 200 см 2 .

Ствол орудия весит 110 кH. Масса снаряда 54 кг. Скорость снаряда у дульного среза равна 900 м/с. Определите начальную скорость свобод ного отката ствола орудия в момент вылета снаряда.

3енитный снаряд, выпущенный в вертикальном направлении, достиг нув максимальной высоты, взорвался. При этом образовалось три ос колка. Два из них разлетелись под прямым углом друг к другу, причём скорость одного из них, массой 9 кг, равна 60 м/с, а другого, массой 18 кг - 40 м/с. Третий отлетел со скоростью 200 м/с. Определите гра фически направление полёта третьего осколка. Какова его масса?

Снаряд, получивший при выстреле из орудия начальную скорость 280 м/с, летит вертикально вверх. На какой высоте его кинетическая энергия равна потенциальной?

Физика в профессии повара

Качественные задачи: задачник М.Е. Тульчинского №№ 347, 349, 364, 366, 368, 375, 401,411, 412, 433, 450, 455.

А также следующие:

Какая вода, сырая или кипячёная, скорее закипит, если перед нагрева нием температура их была одинаковой?

Почему, чтобы остудить горячую пищу, на неё дуют?

Стаканы часто трескаются, когда в них наливают горячую воду. Какой стакан скорее треснет, гранёный или гладкий?

Зачем ручку у сковороды делают деревянной или пластмассовой?

Почему чайник перед тем, как закипеть «поёт»?

Можно ли видеть пар?

Почему хлеб черствеет?

Почему овощи нужно варить в закрытой кастрюле?

9. Почему при добавлении в воду соли температура воды понижается?

10. Почему при включении в сеть электроплитки её спираль быстро нака ляется, а провода, подводящие напряжение, не нагреваются сколько- нибудь заметно?

Задачи расчётные - задачник В.И. Лукашик №№ 798, 803, 808, 811(b ), 889, 812, 815, 895, 876, 898, 877, 840 (про газ)

Физика в профессии метеоролога

Пособие С.Д. Абдурахманова Стр. 78 №№ 1, 3,4; Стр. 79 №№ 1, 2, 3, 4; Стр. 81 № 4; Стр. 83 № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 9,10, 11,12, 13; Стр. 84 №№ 14 - 35; Стр. 92 № 7.

Физика в профессии электрика

Задачник В.И. Лукашика из разделов «Электризация тел», «Сведения о строении атома», «Электрический ток», «Электрическая цепь», «Последовательное и параллельное соединение проводников», «Работа и мощность тока», «Тепловое действие тока».

Задачник М.Е. Тульчинского раздел «Электричество».

Физика в профессии врача

Какой водой - тёплой или холодно - лучше запивать лекарство, чтобы уско рить его действие (чтобы оно быстрее усваивалось). Почему?

Если эффект воздействия лекарства надо ускорить, то в каком виде лучше порекомендовать больному принимать его в виде таблеток или капель? По чему?

Каково преимущество ингаляции перед другими способами введения в орга ны человека лекарственных веществ?

На каком физическом явлении основано применение в терапии мазей, йода и других наружных лекарственных средств?

Эритроциты крови человека представляют собой диски диаметром прибли зительно 7*10 6 м и толщиной 10 -6 м. В крови объёмом 1 мм 3 содержится около 5*10 6 таких дисков.

а) Если в теле взрослого человека содержится кровь объёмом 5л, то сколько в ней эритроцитов?

б) Масса молекулы гемоглобина составляет около 6,8*10 5 а.е.м. Сколько мо лекул гемоглобина должно содержаться в одном эритроците, если мы будем
считать, что эритроциты состоят полностью из гемоглобина?

(1 а.е.м. =1,66*10 -27 кг)

6. Известно, что нормальное значение максимального давления крови для взрослого человека 110 - 120 мм. рт. cm Каково значение этого давления в Па?

7. Ультразвук частотой 800 кГц - 3 МГц распространяется почти прямолинейно, хорошо фиксируется и поглощается тканями организма. Каким длинам волн соответствует УЗ данных частот?

8. При рассмотрении какого предмета - близкого или далёкого - хрусталик становится более выпуклым? Как при этом меняется его оптическая сила? Сде лайте пояснительный чертёж.

9. Оптическая сила хрусталика в ненапряжённом состоянии 20 дптр. Каково фокусное расстояние такого хрусталика?

10. На рецепте написано +1,5 дптр. Расшифруйте, какие это очки и для какого типа дефекта зрения.

11. Перед вами одинаковые по виду и размеру очки. На одном рецепте к этим очкам было написано +1,5 Д, а на другом +3 Д. Как, используя излучение лампы, отобрать очки, соответствующие рецепту +1,5 Д? У каких очков мас са стёкол больше?

12. В чём сходство глаза с фотоаппаратом? В чём различие между ними? По стройте ход лучей.

Используемая литература:

Ц.Б. Кац «Биофизика на уроках физики». Москва. Просвещение. 1988 г

ИВ. Сотник «Профориентация учащихся при обучении физике». Ж-л «Физика в школе» № 1 1985 г.

М.М. Балашов «О природе». Москва. Просвещение. 1988 г.

Наука. Энциклопедия. Москва. «Росмэн» 2003 г.

Е.М. Минский «Всегда всем весело». Молодая гвардия. 1969 г.

«Цок-цок, молоток...». Киев. «Веселка». 1988 г.

С.Д. Абдурахманов «Исследовательские работы по физике в сельских школах». Москва. Просвещение. 1990 г.

Э.М. Браверманн «Вечера по физике в средней школе». Москва. Просвещение. 1969 г.

ОБ. Кабардин «Факультативный курс физики». Просвещение. 1978 г.

М.А. Алексеева «Физика-юным». Москва. Просвещение. 1980 г.

11. Питер Терви «Привычные вещи и их устройство». АО «Норинт»

1995 г. фонд «Ленинградская галерея».

12. ИЛ. Юфанова «Занимательные вечера по физике в средней школе». Москва. Просвещение. 1990 г.

13. AT . Глазунов «Политическое образование и профориентация учащихся в процессе преподавания физики в средней школе». Москва. Просвещение. 1985 г.

14. А. С. Иванов «Мир механики и техники». Москва. Просвещение. 1993г.

15. В.И. Лукашик «Сборник задач по физике». Москва. Просвещение. 1996 г.

16. М.Е. Тульчинский «Качественные задачи». Москва. Просвещение. 1975 г.

17. А.В. Чеботарёва «Воспитание учащихся и подготовка их к труду при обучении физике». Москва. Просвещение. 198

занятия

Кол-во часов

Тема

Дата

6

Физика в профессии военного

Механическое движение, инерция, взаимодействие тел, сила, масса, плотность, давление в военной технике.

Закон сохранения энергии, закон со хранения импульса в военной технике.

Реактивное движение.

Комплекс про тивотанковых управляемых реактивных снарядов, водомётные двигатели де сантных машин.

Характеристики военной техники - проходимость, подвиж ность, поворотливость.

Характеристики боевых вертолётов и самолётов, ско рость и дальность полёта, взлётная масса, максимальная боевая нагрузка.

Физика в профессии повара.

Энергетическая ценность пищевых продуктов (внутренняя энергия, со держащаяся в продуктах). Различная теплопроводность и различная темпера тура кипения жидкостей (вода, масло).

Конвекция, теплопроводность, излучение в приготовлении пищи.

Печь-гриль. Испарение и кипение в процессе приготовления пищи.

10/4

Электропроводность различных жидкостей (чистая, солёная и сладкая вода). Источники тока из овощей и фруктов.

11/5

Электро - и пожаробезопасность при приготовлении пищи.

12/6

Тепловое расширение на кухне.

13/7

Экскурсия в столовую

Физика в профессии метеоролога.

14/2

Наблюдения за изменениями атмосферного давления для предсказания погоды.

15/3

История возникновения термометра и его различные виды. Различные шкалы для измерения температур.

16/4

Жидкостный барометр и барометр- анероид. Необходимость сведений о погоде людям различных профессий.

17/5

Насекомые и растения-барометры.

18/6

Облака и осадки. Атмосферное электричество. Погода по народным приметам.

19/7

Влажность, её значение в жизни человека .

Физика в профессии электрика.

20/1

Начало изучения электрических явлений. Вредные проявления элек тризации.

21/2

Статическое электричество. Заземление, источники тока - первые и современные.

22/3

Электрическая цепь. Действие электрического тока на человека и электробезопасность. Проводники и изоляторы.

23/4

Виды соединений потребителей электроэнергии. Провода и их изоляция. Основные элементы электроснабже ния.

24/5

Выключатели и предохранители. Короткое замыкание и перегрузка це пи.

25/6

История происхождения электрической лампочки, различные типы со временных лампочек. Производство и потребление электроэнергии.

Физика в профессии врача.

26/1

Использование знаний о строении вещества в медицине.

27/2

Роль диффуз ных процессов в обмене веществ между организмом и средой, а также между его отдельными частями.

28/3

Атмосферное давление в медицине. Принцип действия приборов для забора крови, шприца, медицинской банки. Измерение кровяного давления человека. Тонометр.

29/4

Тепловые процессы в жизнедеятельности человека. Ка лориметрические измерения в диагностике некоторых заболеваний. Теплови зор.

30/5

Дефекты зрения. Очки. Оптические приборы: обычные и бинокулярные линзы, лупы, микроскопы, офтальмоскоп (глазное зеркало).

31/6

Волоконная оп тика в диагностике заболеваний ЖКТ

32/7

Экскурсия в ФАП

33/1

Резерв

34/2

Резерв

35/3

Резерв

Описание работы

История физики тесно связана с историей общества. Это вполне естественно, поскольку физика как любая наука является важной составляющей культуры, а научное развитие, безусловно, определяется развитием цивилизации в целом. Причем физика в большой степени и зависит от уровня развития, и обусловливает развитие производительных сил общества. В связи с этим развитие физики определяется развитием, как материальной культуры, так и общей, духовной культуры. Отметим, что духовная культура должна пониматься в самом широком смысле, т.е. включать в себя образование, идеологию, государственное устройство.
Экономика предприятия – образовательная и научная дисциплина, в которой излагаются методы и правила хозяйственной деятельности производственной организации.

Файлы: 1 файл

Министерство образования РФ

Федеральное агентство по образованию

Иркутский государственный технический университет

Кафедра физики

Реферат

«Роль физики в моей профессии»

Выполнила: ст-ка гр. ЭУП-09-1 Домнина Д. Р.

Проверил: д.т.н., профессор

Коновалов Н.П.

Иркутск, 2010

ВВЕДЕНИЕ

История физики тесно связана с историей общества. Это вполне естественно, поскольку физика как любая наука является важной составляющей культуры, а научное развитие, безусловно, определяется развитием цивилизации в целом. Причем физика в большой степени и зависит от уровня развития, и обусловливает развитие производительных сил общества. В связи с этим развитие физики определяется развитием, как материальной культуры, так и общей, духовной культуры. Отметим, что духовная культура должна пониматься в самом широком смысле, т.е. включать в себя образование, идеологию, государственное устройство.

Экономика предприятия – образовательная и научная дисциплина, в которой излагаются методы и правила хозяйственной деятельности производственной организации.

Основная задача, которую решает управленческий персонал предприятий, заключается в том, чтобы каждый вложенный в производство рубль не только окупался в полном объеме, но и приносил дополнительный доход. Профессиональный экономист как основное лицо в структуре хозяйственного управления в достаточной мере должен обладать знаниями о реальных процессах и механизмах производства и обращения товаров, позволяющими избегать ошибок и гарантировать успех дела.

  1. ВЗАИМОСВЯЗЬ РАЗВИТИЯ ФИЗИКИ И КУЛЬТУРЫ

Связь физики с развитием общества прослеживается на протяжении всей истории развития цивилизации. Эта связь не всегда носит однозначный характер, что обусловлено, прежде всего, естественным отставанием реализации тех или иных возможностей от потребностей общества. С другой стороны, на определенных стадиях физика как мощная ветвь дерева цивилизации начинает развиваться уже по своим собственным законам, слабо связанным с развитием общества в целом.

По мере развития материального производства в древнем мире идет накопление знаний в области естествознания. Но в древнем Египте, Месопотамии, Индии и Китае эти знания не были систематизированы. Для развития физики, безусловно, важным является и уровень духовной культуры общества, который необходим для обобщения данных наблюдений, появления новых физических идей и представлений, создания стройной системы знаний. Особенно отчетливо это просматривается в истории физики античного мира.

Определенные ценные знания по отдельным вопросам естествознания были у шумеров, вавилонян и египтян, но они носили случайный характер. И только после появления "чистых наук" - философии и математики в Древней Греции стали возможны систематические работы по описанию и объяснению явлений природы. При этом естественно использовались экспериментальные наблюдения, накопленные в процессе развития материальной культуры. Достижение высокого общего культурного уровня в Греции при наличии обширного комплекса знаний и технических навыков обеспечило в 4 веке до н.э. начало работ по описанию, упорядочению и объяснению явлений природы. Поэтому именно в это время у Аристотеля в его натурфилософских работах появляется само понятие "физика" и закладываются основы физического мышления. Подход Архимеда и других древнегреческих ученых к решению физических проблем основывался на простых, но строгих геометрических доказательствах, так что математика стала основным интеллектуальным орудием физики.

Следует отметить, что достижения александрийских механиков 2-1 веков до н.э. позволяли создавать очень нужные и полезные технические устройства. Но отсутствие соответствующей производственной базы задержало реализацию этих изобретений до 2-4 веков, когда они частично использовались при интенсивном строительстве в Римской империи, а внедрение подавляющего большинства изобретений затянулось до эпохи Возрождения.

После распада Римской империи в Европе наблюдается экономический упадок. Это определило то, что в средневековье там практически не наблюдалось развитие физики. Важным фактором, определившим развитие науки, явилось появление новых религий: христианства и ислама.

Возникающие новые господствующие идеологии очень ревниво и враждебно относились к культурному наследию прошлого, философии и естественнонаучным трудам. В конце 4 века под руководством александрийского архиепископа Феофила был организован разгром части Александрийской библиотеки, а в начале 5 века по указанию патриарха Кирилла был осуществлен разгром Александрийского музея, а также убиты многие его профессора. В 529 г. император Византии Юстиниан закрыл последнюю философскую школу в Афинах, а римский папа Григорий I специальным постановлением запретил чтение древних книг и занятие математикой и философией. Арабам же приписывают окончательное сожжение Александрийской библиотеки в 640 г.

По мере усиления и расцвета арабских государств ислам становится более терпимым, начинается ассимиляция культур и в арабском мире наблюдается развитие науки, поэтому достижения средневековой физики в основном связывают с арабскими учеными. При этом следует говорить об изменении отношения именно государств, а не религии, поскольку последняя крайне нетерпима к развитию науки, получению новых объективных знаний. Для ортодоксальных религиозных идеологий главным является беспрекословное следование догмам, послушание, а не результат, и религия на протяжении практически всей истории негативно относилась к развитию физики и естествознания в целом.

В связи с этим в средневековой Европе, где католическая церковь имела огромную власть, даже после создания университетов развитие науки в них носит сугубо схоластический характер. И лишь после начала эпохи Ренессанса, возрождения как материальной, так и духовной культуры наблюдается отказ от схоластического мышления в науке и появляются основоположники экспериментального метода в физике - Леонардо да Винчи и Галилео Галилей. Происходящая в это время промышленная революция, применение машин в мануфактурном производстве ставит новые проблемы перед физикой. Достижения античной статики уже практически исчерпаны, и в отличие от техники древности, где в основном использовалась наука о равновесии, в технике мануфактурного периода вперед выходит задача освоения и передачи механического движения. Такие задачи в полной мере решает созданная в 17-18 веках классическая механика.

Промышленная революция в 19 веке дополнительно стимулировала развитие физики. При этом, прежде всего, следует отметить влияние практического использования паровой машины и потребности ее совершенствования на развитие термодинамики. А успехи учения о теплоте в свою очередь способствовали развитию теплотехники во второй половине 19 века, поскольку конструкторы новых тепловых машин - двигателей внутреннего сгорания опирались на теоретические положения термодинамики.

Также необходимо сказать о бурном развитии электротехники в 19 веке, где широко и активно использовались открытия Вольта, Ампера, Фарадея и других физиков в области электромагнетизма. При этом следует подчеркнуть, что пути и сроки реализации технических применений различных физических открытий могут быть разными, поскольку развитие техники происходит по своим внутренним законам. Например, применения электричества для передачи сигналов на расстояния предлагали Вольта, Ампер и другие исследователи. Но реализация телеграфа стала возможна лишь после удачного предложения в 1832 г. телеграфного алфавита американским изобретателем Самуилом Морзе (1791-1872).

После завершения построения классической физики развитие современной физики в большей степени происходило по объективным законам собственной логики. Так, и теория относительности, и квантовая физика возникли вследствие необходимости преодоления внутренних противоречий в физике, которые не могли быть разрешены в рамках классической теории. И теперь уже достижения квантовой и ядерной физики в 20 веке стимулировали развитие техники и обеспечили полномасштабную научно-техническую революцию в материальном производстве.

Влияние развития культуры на физику также не носило односторонний характер. Помимо влияния физики на промышленную и научно-техническую революции 19 и 20 веков, физика активно и глубоко проникала и в процессы духовного формирования общества. Это, прежде всего, развитие во многом определяющих современную духовную культуру средств связи и массовой информации, появление которых было бы невозможно без достижений физики. А успехи атомной и ядерной физики 20 века в огромной степени обусловили изменение сознания общества в различных направлениях, начиная с политики и кончая экологией.

Необходимо отметить еще один аспект связи физики и общества: влияние государственного устройства на развития физики, что наиболее наглядно проявилось в 20 веке. В основном успехи физики определялись достижениями ученых в демократических государствах, а тоталитарные режимы вынуждали, как правило, эмигрировать представителей научной элиты (Россия, Италия, Германия). Но эта связь не является однозначной, поскольку в тоталитарных государствах на решении ряда научно-технических проблем (в особенности по вопросам совершенствования военной техники) сосредотачивались огромные материальные и людские ресурсы. Причем очень большое внимание уделялось развитию физического образования в массовом масштабе. А уже по закону больших чисел здесь всегда находились ученые, которые успешно занимались не только задачами прикладного характера, но и делали фундаментальные открытия.

2. РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Зарождение физики и первые ее успехи в определяющей степени связаны с тем, что в античном мире были созданы первые научные и образовательные центры: аристотелевский Ликей и Александрийский музей. Оба эти заведения организовывались и существовали при всесторонней поддержке тогдашних государственных руководителей: Александра Македонского и правителей династии Птолемеев. Такая поддержка подразумевала полное государственное обеспечение и создавала необходимые условия для развития творчества. В арабском мире, как и в элиннскую эпоху, основные естественнонаучные исследования сосредотачивались в придворных школах.

С появлением университетов в средневековой Европе научная деятельность начинает концентрироваться там, а также продолжаются исследования ученых при дворах феодальных правителей. Понятия ученый и профессор университета, как правило, совпадали. При этом основной обязанностью профессора университета было обучение, а научная деятельность проводилась исключительно по личной инициативе при практической свободе творчества.

Важным моментом, определившим развитие и распространение науки, является создание научных академий.

В 1560 г. Порта организовал в Италии первую академию - Академию тайн природы. Но это не была настоящая академия с соответствующими органами и статутом, а скорее периодические собрания в доме Порты.

В 1603 г. в Риме состоялось первое заседание Академии Деи Линчей целью, которой было изучение и распространение научных знаний. С 1611 г. членом Академии был Галилей. До 1630 г. Академия процветала, публиковала важные научные работы, выступала с открытой защитой учения Галилея. Но после смерти одного из активнейших организаторов Академии Федерико Чези (1585-1630) деятельность ее практически прекратилась. Уже в 18 веке и позже в постоянной борьбе с церковью неоднократно предпринимались попытки воссоздания и преобразования Академии. В итоге в 1939 г. она слилась с распущенной Итальянской академией, а в 1944 г. преобразована в Национальную академию Деи Линчей.

Вернувшись в 1644 г. из Италии в Англию Бойль стал инициатором объединения ученых-исследователей. С 1645 г. в Лондоне и Оксфорде начала действовать "невидимая коллегия", которая в 1660 г. была официально преобразована в "Королевское общество для развития познания". Это общество и по сей день играет роль Английской Академии наук. По примеру "Королевского общества" в 1663 г. в Париже была основана "Академия точных наук".

И Королевское общество, и Парижская академия были созданы по образцу Академии опытов, основанной в 1657 г. князем Леопольде Медичи. Подобно Академии Деи Линчей она организовывалась для пропаганды науки и должна была расширять физические знания путем коллективной экспериментальной деятельности своих членов по методу Галилея. Она имела в своем составе действительных членов, а также итальянских и иностранных членов-корреспондентов. Академия опытов публиковала результаты своей деятельности: в 1667 г. вышла работа ученого секретаря Магалотти "Очерки о естественнонаучной деятельности Академии опытов", а в 1680 г. во Флоренции Джованни Тарджони Тодзетти были опубликованы в четырех томах "Труды и неизданные отчеты Академии опытов". В Академии опытов были получены важные результаты: улучшен термоскоп Галилея и создан спиртовой термометр, исследовано расширение тел при нагревании, начаты систематические метеорологические наблюдения, проведены исследования движения тел в пустоте и в воздухе, электрических явлений, звука, цвета и др.

Физика – востребованная область знаний. С каждым десятилетием благодаря развитию технологий появляются новые профессии, связанные с физикой. Выпускники и выпускницы технических вузов работают в разных областях от преподавания и науки до производства и космических технологий.

Физические дисциплины охватывают большой массив знаний, без которых невозможны развитие современной науки и работа промышленных предприятий. Физическая наука тесно связана с другими естественнонаучными дисциплинами и неотрывна от производства.

Любая машина, любой даже самый сложный компьютер или станок работают по физическим законам, благодаря точным расчетам высококвалифицированных специалистов. Таким специалистом может стать любой абитуриент, выбрав профессию, для которой нужна физика.

Физическая дисциплина лежит в основе технического прогресса и решает множество задач:

  • поиск и освоение новых источников энергии;
  • создание прочных, легких, дешевых строительных материалов;
  • усовершенствование старых и разработка новых технологий;
  • автоматизация и роботизация производства;
  • создание электронно-вычислительной техники;
  • повышение КПД производственных машин;
  • проектирование машин, двигателей, навигационных систем и т.д.;
  • охрана природопользования, защита от радиоактивного излучения, создание безопасных условий жизни;
  • электрификация производств, дорог, сельского хозяйства и страны в целом.

Основные направления

Прежде чем разобраться, для каких профессий необходима физика, стоит рассмотреть все ее направления. Она относится к точным наукам, но тесно взаимосвязана с химией, биологией, экологией, медициной.

Физическая наука изучает:

  • механику;
  • электричество;
  • магнитное излучение;
  • физические свойства металлов;
  • полупроводники, проводимость;
  • свойства веществ при высоких давлениях;
  • свет, оптические явления, лазерное излучение;
  • радиацию и методы ее применения;
  • акустику;
  • происхождение и эволюцию Вселенной;
  • звезды, черные дыры, планеты и другие космические объекты;
  • плазму и методы ее применения;
  • термодинамику;
  • элементарные частицы и квантовые поля;
  • ядерные проблемы энергетики.

Охватить всю физическую науку довольно сложно. В каждом разделе найдется тысяча неизученных вопросов и множество узконаправленных квалификаций. Выбрав одно из направлений, можно подобрать конкретные специальности.

Список профессий

Профессии, где нужна физика и смежные дисциплины, подойдут абитуриентам с математическим складом ума. Некоторые педагоги и родители немотивированно считают, что технические профессии не для девушек.

Однако на предприятиях успешно работают инженеры, технологи, аналитики, проектировщики женского пола. Профессии, связанные с физикой, для девушек откроют перспективы карьерного роста в технической области с достойной оплатой труда.

Не только девушки, но и юноши плохо представляют роль физики в профессиональной подготовке. Какую же профессию выбрать с хорошими оценками по физике?

Промышленность

На первом месте стоит техническая физика. На производстве постоянно требуются специалисты, разбирающиеся в новых технологиях, которые смогут усовершенствовать работу заводов, повысить производительность, сократить расходы, не теряя качества продукции.

Существует множество специальностей технической физики. Работа в этой области даст возможность применить законы природы и технологии на практике. Основная профессия в данной отрасли – инженер определенной квалификации. В таблице описаны наиболее востребованные области, где может работать выпускник.

Должность Обязанности Куда идти работать
Механик Разработка технологий автомобилестроения, проектирование автомобилей, двигателей Завод автомобилестроения, частные компании, разрабатывающие новые модели автомобилей
Нефтяник Разработка систем добычи нефти и газа, совершенствование оборудования, внедрение новых технологий Нефтегазодобывающая промышленность
Специалист машиностроения Конструирование и испытание сложных машин: ракет, самолетов, орбитальных станций, спутников Государственные и частные компании аэрокосмической отрасли
Медик Разработка и внедрение сложного медицинского оборудования: томографов, спектрофотометров, термостатов и т.д. Сфера теоретической медицины, частные компании, разработки оборудования
Ядерщик, атомщик Изучение строения атомов, утилизация ядерных отходов, налаживание и поддержка атомных электростанций, ядерного оружия, реакторов Военная отрасль, медицина, промышленность
Аналитик Изучение особенностей работы любой техники, расчет рисков Любое промышленное предприятие
Технолог Организация производственных процессов, разработка и внедрение технологий на производстве, контроль качества, освоение мощностей Предприятие любой отрасли
Конструктор Проектирование деталей, станков, оборудования Судостроительные, авиационные, приборостроительные заводы

Обратите внимание! Специальность инженер-физик – общее название профессии, которой обучают в вузах разной направленности. В зависимости от квалификации выпускник становится инженером в области ядерной энергетики, кибернетики, робототехники, металлургии и т.д.

Наука

Наиболее интересные и прогрессивныеспециальности связаны с научной отраслью. С развитием и требованиями научного знания их список постоянно пополняется. Выпускники, которые хотят заниматься исключительно научной деятельностью, поступают после вуза в аспирантуру.

Как правило, уже со студенческих времен амбициозные студенты начинают работать над одной проблемой и продолжают исследование уже в профессиональной деятельности, становясь экспертами в определенной области.

Если абитуриента волнуют проблемы современной науки, захватывают теоретические расчеты и эксперименты, увлекают вопросы космоса, то наука станет верным выбором.

Научные профессии, связанные с физикой:

  • астроном исследует строение, происхождение, эволюцию Вселенной;
  • астрофизик изучает строение небесных тел, химический состав, свойства звезд, солнца, туманностей, черных дыр и т.д.;
  • биофизик изучает физические и химические процессы во всех живых организмах на всех уровнях организации, влияние различных явлений на живой организм (вибрации, звук, радиация и т.д.);
  • математик производит расчеты, проектирует, решает практические задачи, связанные с физическими явлениями.

Возьмите на заметку! Физик– научный работник, ученый, который занимается проблемами разных областей. Зачастую работа связана с вычислениями, экспериментами, проработкой гипотез или поиском ошибок в научных работах коллег.

Другие отрасли

По специальности физика выбрать, кем работать, не составит труда. Физические и точные науки не предполагают каких бы то ни было ограничений в поиске работы. Если идти на завод не хочется, а наука не привлекает, есть другие области, где пригодится техническое образование.

Несколько профессий, связанных с физикой, приведем списком:

  • преподаватель в школе или вузе;
  • лаборант;
  • энергетик;
  • наладчик высокоточных приборов;
  • метеоролог;
  • наноинженер;
  • младший научный сотрудник;
  • геофизик;
  • геммолог (специалист по драгоценным камням);
  • специалист по композитным материалам;
  • популяризатор науки, научный журналист.

Совет! Получить специальность по физическим дисциплинам можно в технических вузах, предлагающих обучение профессии для абитуриентов. Это не только ведущие вузы Москвы (МГУ им. М.В. Ломоносова) и Петербурга (СПбГПУ), но и любые технические вузы страны (УрФУ им. Б. Н. Ельцина, ЮФУ, КФУ, ТУСУР и т.д.).

Физические дисциплины

Независимо от дальнейшей профессиональной деятельности, в технических вузах разных направлений преподают общие физические дисциплины:

  • теоретический курс;
  • прикладной курс;
  • высшая математика;
  • квантовая механика;
  • радиофизика;
  • электроника;
  • оптика;
  • нанотехнологии;
  • строение реального кристалла;
  • свойства полимерных материалов и полупроводников;
  • молекулярное строение тел.

Полезное видео

Подведем итоги

Значительную роль физика играет в профессиональной деятельности. Обучение в физико-технических вузах обеспечит надежное будущее, т.к. ни один завод не обходится без специалистов технических профессий. Со знанием физических дисциплин можно свободно выбирать, кем работать и чем заниматься всю жизнь.

Вконтакте