Суда тылового обеспечения проекта 23120. «Всеволод Бобров» выведен из эллинга на открытый стапель

Главная Структура Вооруженные Cилы РФ Военно-воздушные силы Соколы России Новости Подробнее


25.05.2016 (23:17)

Завершаются испытания энергетической установки на головном судне проекта 23120 «Эльбрус»

Северная верфь завершает испытания главной энергетической установки головного судна тылового обеспечения проекта 23120 «Эльбрус» для Министерства обороны РФ — оборудование работает исправно.

Энергетическая установка состоит из четырех дизель-генераторов. Пуск главных двигателей, нагрузочное тестирование стояночного и аварийного дизель-генераторов, пуско-наладка котлов, предназначенных для обогрева судна — заключительный этап швартовных испытаний «Эльбруса», проходящих у достроечной набережной Северной верфи. После окончания швартовных судно уйдет на заводские ходовые испытания.

«Эльбрус» имеет значительные технические преимущества перед другими судами снабжения. Общая мощность главных дизель-генераторов (18 400 кВт) позволит ему перевозить 2 тысячи тонн полезного груза по чистой воде со скоростью не менее 18 узлов, а ледовый класс (ARC4) - ходить в арктических морях круглый год.

«Эльбрус» соответствует классу автоматизации А1, который означает, что судно может обслуживаться минимальным количеством личного состава. «Эльбрус» обладает повышенной маневренностью благодаря носовым подруливающим устройствам, что позволит ему доставлять грузы на корабли в открытом море и в гавани, в которые суда, используемые сегодня военно-морским флотом, зайти не могут. Высокую производительность погрузо-разгрузочных работ на его борту обеспечат электрогидравлические краны грузоподъемностью 50 тонн. На действующих судах кранов с такой большой грузоподъемностью достаточно мало.

«Эльбрус» способен не только транспортировать и перегружать сухие грузы, он обладает функциями буксира и спасателя, может помогать терпящим бедствие кораблям и судам. С этой целью на нем предусмотрены помещения для временного размещения 28 человек.

В ближайшие две недели на судно заселится экипаж, чтобы совместно с судостроителями участвовать в швартовных и готовиться к заводским ходовым испытаниям.

«Эльбрус», головное судно в серии из трех судов тылового обеспечения, заложено в 2012 году. Два других судна, «Всеволод Бобров» и «Капитан Шевченко», заложены соответственно в 2013 и 2014 годах. Проект 23120 разработан Санкт-Петербургским конструкторским бюро «Спецсудопроект».

Объединенная судостроительная корпорация планирует, что заказчик получит головное судно тылового обеспечения проекта 23120 "Эльбрус" до конца текущего года. Об этом в понедельник, 25 декабря, сообщил FlotProm директор департамента информационной политики и корпоративных коммуникаций ОСК Илья Житомирский.

Ранее источник в отрасли, знакомый с ситуацией, FlotProm об успешном завершении госиспытаний "Эльбруса". Судно вернулось в порт приписки Мурманск и ожидает подписания приемного акта. По данным источника, документ подготовят к пятнице, 29 декабря.


В пресс-службе "Северной верфи", завода-изготовителя судна, затруднились назвать сроки сдачи "Эльбруса" ВМФ.

По состоянию на 17:00 понедельника, 25 декабря, в пресс-службе Северного региона (Североморск) также не смогли ответить на вопрос корреспондента FlotProm о дате подписания приемо-сдаточного акта или церемонии подъема флага на судне.

Как рассказал FlotProm 21 декабря директор спроектировавшего "Эльбрус" конструкторского бюро "Спецсудопроект" Антон Соболевский, КБ уже оформило всю документацию. Он добавил, что конструкторы вовремя предоставляют верфи те или иные документы. "Насколько я знаю, (к передаче судна флоту – ред.) все почти готово", – сказал Соболевский.
Головное судно тылового обеспечения проекта 23120 "Эльбрус" заложили на "Северной верфи" 14 ноября 2012 года, спустили на воду 26 июня 2015 года. Судно планировали передать флоту в 2016 году. Завод задержал постройку из-за корректировки проекта, связанной с необходимостью провести импортозамещение оборудования. Полностью завершить программу госиспытаний "Северная верфь" планировала в октябре.

Передачу флоту первого серийного судна проекта 23120 "Всеволод Бобров" запланировали на 2018 год. Постройку второго серийного судна "Капитан Шевченко" заморозили.

Суда проекта 23120 предназначены для погрузки, хранения, транспортировки и передачи сухих грузов на берег, надводные корабли, подводные лодки, а также для буксирного обеспечения и оказания помощи экипажам кораблей и судов, терпящих бедствие. При длине около 95 метров и ширине в 22 метра суда имеют водоизмещение 9,5 тысячи тонн. Осадка – 9 метров. Дальность плавания – до 5 тысяч миль, автономность – 60 суток. Экипаж – 27 человек.

Среди новшеств проекта – система динамического позиционирования, позволяющая удерживать судно в заданной точке в любых погодных условиях, два электрогидравлических крана грузоподъемностью 50 тонн, буксирные лебедки с тяговым усилием 120 и 25 тонн, грузовая палуба площадью более 700 кв. метров.

Корпус судна с ледовым классом Arc4 позволяет ему ходить в арктических широтах, преодолевая лед толщиной до 0,6 метра.

Как сообщают, 8 сентября 2016 года начались заводские ходовые испытания в Балтийском море головного построенного для ВМФ России на ОАО "Судостроительный завод "Северная верфь" в Санкт-Петербурге морского буксира "Эльбрус" (заводской номер 880) проекта 23120 (шифр "Лонгвиник") .

Головной построенный для ВМФ России на ОАО "Судостроительный завод "Северная верфь" морской буксир
"Эльбрус" проекта 23120 возвращается с первого выхода на заводские ходовые ис пытания. Санкт-Петербург, 14.09.2016 (с) RussianArms

"Эльбрус" стал головным судном, построенным в соответствии с контрактом стоимостью 11,715 млрд. рублей на строительство для Министерства обороны России серии из трех морских судов тылового обеспечения проекта 23120, подписанным 29 июня 2012 года между ОАО "Судостроительный завод "Северная верфь" и Федеральным агентством по поставкам вооружения, военной, специальной техники (Рособоронпоставка). По условиям контракта, первое судно должно было быть сдано заказчику к 25 ноября 2014 года (поставка на Северный флот), второе - к 25 ноября 2015 года (поставка на Черноморский флот), третье - к 25 ноября 2016 года (поставка на Тихоокеанский флот), однако в 2013 году сроки исполнения контракта были перенесены на год позднее.

Церемония закладки "Эльбруса" на "Северной верфи" 14 ноября 2012 года в день столетнего юбилея "Северной верфи". Летом 2013 года приказом Главнокомандующего ВМФ России суда проекта 23120 были переклассифицированы в морские буксиры (по неофициальным сведениям, это было сделано с целью сокращения штатного расписания судов). В результате суда проекта 23120 стали самыми крупными буксирами в истории отечественного ВМФ. 19 декабря 2013 года состоялась для ВМФ России "Северной верфи" второй единицы проекта 23120, именовавшейся уже морским буксиром МБ-75 (в феврале 2015 года переименован во "Всеволод Бобров"; заводской номер 881). 24 июля 2014 года состоялась третьей единицы проекта 23120 "Капитан Шевченко" (заводской номер 882), которая при этом снова числилась морским судном тылового обеспечения.

"Эльбрус" был из цеха "Северной верфи" 18 мая 2015 года и спущен на воду 26 июня 2015 года. Однако достройка судна на плаву растянулась более чем на год, что, как сообщали, связано с непоставкой части западного оборудования ввиду санкций. В результате головное судно проекта 23120 будет, видимо, сдано с опозданием на два года по отношению к контрактным срокам.

Суда проекта 23120 спроектированы санкт-петербургским ЗАО "Спецсудопроект" под руководством главного конструктора Анатолия Петрова и строятся на класс Российского морского регистра судоходства (РС): КМ Arc4 АUT 1 DYNPOS-2 BWM (E-S) Supply vessel. Фактически судно является военным вариантом типовых морских судов снабжения и обеспечения для морской нефтегазодобычи. Судно проекта 23120 предназначено для погрузки, хранения, транспортировки и передачи сухих грузов на берег, надводные корабли, подводные лодки и суда, а также для буксирного обеспечения и оказания помощи экипажам кораблей и судов, терпящих бедствие.

Полное водоизмещение судна проекта 23120 при осадке 8,5 м составляет около 9000 т, дедвейт судна при осадке 8,5 м - около 3600 т. Длина составляет 90,0 м, ширина - 22,0 м, наибольшая осадка - 8,65 м. Спецификационная скорость судна в полном грузу при максимальной осадке и волнении до трех баллов по шкале Бофорта, при суммарной мощности главных дизель-генераторов 15 000 кВт составляет не менее 18 уз. Предусмотрено размещение экипажа из 27 чел.

Судостроительный завод «Северная верфь» (входит в АО «ОСК») в течение семи дней проведет первый этап заводских ходовых испытаний головного судна тылового обеспечения проекта 23120 «Эльбрус».

Вся программа заводских ходовых испытаний (ЗХИ) разбита на три этапа. Во время первого, семидневного, этапа в условиях реального морского перехода сдаточная команда из примерно сотни специалистов испытает все оборудование и системы, проверит на разных режимах эксплуатации главную энергетическую установку.

После возвращения судна к достроечной набережной судостроители завершат швартовые испытания, устранят выявленные замечания. Далее судно выйдет на второй, основной этап ЗХИ, совмещенных с государственными испытаниями. Он рассчитан на 14 дней. За это время будут проверены и предъявлены заказчику и Российскому морскому регистру судоходства все оборудование и системы в объеме программ и методик ходовых испытаний.

По завершению второго этапа судостроители проведут ревизию оборудования и систем, подготовят судно к буксировке до места базирования, где судно будет передано заказчику и пройдет церемония подъема флага. Судостроители планируют передать судно Министерству обороны до конца 2016 года.

«Эльбрус» имеет значительные технические преимущества перед другими судами тылового обеспечения, поскольку в основу его проекта закладывался принцип универсальности – возможности выполнения широкого спектра задач.

Общая мощность главных дизель–генераторов (17,8 тыс. кВт) позволит ему перевозить 4,5 тыс. тонн полезного груза или до 40 морских контейнеров по чистой воде со скоростью не менее 18 узлов, а ледовый класс (ARC4) — ходить в арктических широтах, преодолевая толщину льда в 0,6 м со скоростью 2-х узлов. Кроме того, за счет мощной энергетической установки судно может следовать в строю кораблей, выполняющих боевую задачу.

«Эльбрус» обладает повышенной маневренностью благодаря носовым подруливающим устройствам, это позволит ему доставлять грузы на корабли в открытом море. Высокую производительность погрузо-разгрузочных работ на его борту обеспечат электрогидравлические краны грузоподъемностью 50 тонн. На действующих судах кранов с такой большой грузоподъемностью достаточно мало. Маневренность и оснащенность современными мощными кранами делают судно проекта 23120 отличным помощником при обслуживании буровых платформ. На судне предусмотрена возможность приема и передачи грузов с вертолета.

«Эльбрус» способен не только транспортировать и перегружать сухие грузы, он обладает функциями буксира. Для буксирного обеспечения на палубе установлены основная и вспомогательная буксирные лебедки с тяговым усилием соответственно 120 и 25 тонн. Данное оборудование в сочетании с мощной энергетической установкой позволяет при необходимости буксировать даже авианосец.

Еще одно назначение судна — помощь терпящим бедствие кораблям и судам. С этой целью на нем предусмотрены барокамера для проведения декомпрессии и общей барогенотерапии и спасательная эвакуационная система, а также помещения для временного размещения 16 человек.

«Эльбрус» готов выполнять и исследовательские задачи. Например, для картографирования рельефа дна и поиска затонувших объектов он оснащен многолучевым эхолотом.

«Эльбрус» соответствует классу автоматизации А1, который означает, что судно может обслуживаться минимальным количеством личного состава. К услугам экипажа — комфортные каюты, современный хозяйственный блок, спортзал, сауна с бассейном.

В ходе строительства «Эльбруса» было успешно проведено импортозамещение части оборудования. Например, вместо импортного силового кабеля применили отечественный аналог, зарубежная система тонко-распыленной воды заменена на российскую, равно как и вместо гидроакустической антенны европейского производства применена сделанная в России.

«Эльбрус», головное судно тылового обеспечения проекта 23120, заложен в 2012 году. Проект 23120 разработан Санкт-Петербургским конструкторским бюро «Спецсудопроект».

Основные характеристики судна:
длина — 95 м;
ширина — 22 м;
осадка — 9 м;
скорость – 18 узлов
водоизмещение – 9 500 т;
дальность плавания — 5 000 морских миль;
автономность — около 60 суток;
экипаж — 27 человек.

http://www.korabel.ru/news/comments/severnaya_verf_nachala_zavodskie_hodovye_ispytaniya_sudna_tylovogo_obespecheniya_elbrus.html

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

  • Выборгский судостроительный завод обеспечен заказами…
  • Успешно завершился 1-й этап заводских ходовых…
  • «Северная верфь» спустила на воду судно…
  • На Каспийской флотилии начались ходовые испытания…

В Санкт-Петербурге на судостроительном предприятии «Северная верфь» в этот самый момент проходит швартовные испытания головное судно тылового обеспечения проекта 23120 «Эльбрус». Я вместе с корреспондентом «Защищать Россию» Анастасией Воскресенской поднялись на борт корабля, чтобы узнать все подробности об «Эльбрусе» и сфотографировать все возможные детали.

«Северной верфи» 103 года, и за свою долгую жизнь завод построил около 600 кораблей и судов. Верфь интересна тем, что была, в какой-то степени, опытным полигоном: здесь все создавалось по принципу книги рекордов Гиннеса - «самый большой», «самый скоростной». Сейчас завод строит как военные корабли, так и гражданские, в том числе и суда тылового обеспечения.

2.

На одном из них, а именно головном судне тылового обеспечения проекта 23120 «Эльбрус», сейчас проходят достроечные работы и швартовные испытания. Проект 23120 разработан Санкт-Петербургским конструкторским бюро «Спецсудопроект», а само судно было заложено на судостроительном заводе «Северная верфь» в 2012 году.

3. Пойдём внутрь? Надеваем каски и вперёд:)

4.

5.

«Эльбрус» предназначен для погрузки, хранения, транспортировки и передачи грузов на берег и на корабли, а также для буксировочного обеспечения, оказания помощи экипажам кораблей и судов, терпящих бедствие.

6.

Сейчас, в рамках достройки, производятся зашивка и монтаж оборудования в жилых и бытовых помещениях, пуско-наладочные работы на различных агрегатах и устройствах, выполняются монтаж и гидравлические испытания общесудовых систем и систем энергетической установки.

7.

Сами помещения внутри судна уже полностью готовы. На данный момент на «Эльбрусе» происходят установка и крепление мебели. Мебель на судне будет очень хорошая.

8.

9.

Что касается швартовных испытаний, то они включают в себя: тестирование электрооборудования, проверку работы буксирного, грузового и швартовных устройств, средств связи и навигации. Сейчас корабелы готовятся к проверке главной энергетической установки, к пуску дизель-генераторов и обслуживающих их систем.

10.

На этом этапе судостроители выполняют проверки всех систем строящегося судна по более чем 120 методикам швартовных испытаний.

11.

Работы на «Эльбрусе» идут активно. Корабелы трудятся сверхурочно.

12.

Для решения всех текущих вопросов на «Эльбрусе» оборудовали временный офис. Тут происходят совещания, на которых строители общаются с проектантом, а еще стоит внутризаводской телефон. Пока что судно получает береговое электричество, а после запуска дизелей перейдет уже на свое, корабельное.

13.

Испытания аварийного дизель-генератора уже выполнены, стояночный дизель-генератор запущен. Именно благодаря им и управляемым двигательным установкам - винторулевым колонкам - «Эльбрус», в сравнении с судами с обычными движительными установками, получил лучшую маневренность как по курсу, так и по скорости. Суда этого проекта могут, по словам корабелов, крутиться вокруг своей оси, как трактор. А значит и пришвартоваться для доставки груза могут в любой момент и с любого ракурса. Кроме того, такое техническое решение позволило сократить объем машинного отделения, увеличив грузовместимость.

14.

Основные характеристики судов тылового обеспечения проекта 23120 таковы: длина - около 95 метров, ширина - около 22 метров, водоизмещение - примерно 10000 тонн, дальность плавания - порядка 5000 миль, автономность - порядка 60 суток. Судно рассчитано на 27 человек экипажа, но, в случае проведения спасательных операций, число людей на борту «Эльбруса» можно увеличить до 43. Для сравнения, это в десять раз меньше, чем количество людей, строящих судно сейчас. Кстати, в помещении, предназначенном для спасенных, сейчас находится тот самый офис корабелов.

15.

Что касается доставки груза, то «Эльбрус» может перевозить около сорока двадцатифутовых контейнеров или, наоборот, двадцати сорокафутовых. Все контейнеры размещаются на грузовой палубе. Содержимое - все, что влезает в контейнер. Но никаких жидкостей, только сухие грузы. Для погрузки и выгрузки контейнеров на «Эльбрусе» есть два симметрично расположенных крана по 50 тонн каждый. (Фото №6)

16.

«Эльбрус» обладает высоким ледовым классом ARC4, что дает ему возможность совершать плавание в арктических широтах. На судне увеличена толщина корпуса и используется двойной борт. То есть между стенками есть воздушная прослойка. Особенно это актуально для тех отсеков, где расположены цистерны с водой и топливом.

17.

18.

Каюты на «Эльбрусе» одноместные и двухместные В последних кровати расположены в два яруса. Санузел есть в каждой каюте.

19.