Сущность концепции управления цепями поставок. Понятие управления цепями поставок

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Взаимозависимость показателей функционирования предприятий и базовых элементов управления цепями поставок. Подход к планированию логистики. Основные источники излишних логистических затрат. Этапы и обоснование планирования и проектирования поставок.

    курс лекций , добавлен 22.01.2016

    Основополагающие преобразования и роль в бизнесе логистики в России. Современная ситуация в управлении цепями поставок, особенности использования зарубежного опыта. Основные тенденции и перспективы развития логистики и управления цепями поставок.

    реферат , добавлен 14.08.2011

    Сущность, понятия и содержание управления цепями поставок на предприятии. Отечественный и зарубежный опыт организации управления товарным потоком на предприятии. Анализ состояния этой сферы на ООО "Воронежстройдеталь", направления ее совершенствования.

    курсовая работа , добавлен 07.01.2015

    Виды, выгоды, проблемы внешней интеграции. Пример негативных последствий фрагментированности логистической цепи. Типы сотрудничества в цепях поставок. Типы вертикальной интеграции, ее уровни. Расходы на перевозку рпи внешней интеграции цепи поставок.

    презентация , добавлен 31.10.2016

    Свойства, классификация, структура и задачи логистической системы. Организация интегрированной микрологистической системы управления цепями поставок. Анализ недостатков действующей логистической системы компании, разработка мер по ее усовершенствованию.

    курсовая работа , добавлен 21.10.2011

    Системный подход к анализу организации транспортной логистики, понятие цепочки поставок и условия ее формирования, роль транспорта и складов. Способы внедрения интегрированных информационных технологий в управлении цепочкой поставок на предприятиях.

    курсовая работа , добавлен 24.01.2012

    Уровни сложности поставок: прямая, расширенная и максимальная. Управление цепями поставок как интеграция ключевых бизнес-процессов. Концептуальная основа интеграции логистики. Координационный и оперативный поток. Интеграция логистической цепочки.

    Термин SCM (Supply Chain Management) используется на Западе уже больше 15 лет, но до сегодняшнего дня среди экспертов по логистике и общему менеджменту нет одного мнения по поводу определения этого понятия. Большинство рассматривают SCM с операционной точки зрения, понимая под SCM материальные потоки. Другие считают, что SCM это концепция управления, и наконец, третьи подразумевают под SCM внедрение этой концепции на предприятии.

    Наиболее часто встречающиеся определения SCM:

    SCM- это комплекс подходов, помогающий эффективной интеграции поставщиков, производителей, дистрибьюторов и продавцов. SCM, учитывая сервисные требования клиентов, позволяет обеспечить наличие нужного продукта в нужное время в нужном месте с минимальными затратами.

    SCM представляет собой процесс организации планирования, исполнения и контроля потоков сырья, материалов, незавершенного производства, готовой продукции, а также обеспечения эффективного и быстрого сервиса с помощью получения оперативной информации о перемещениях товара. С помощью SCM решаются задачи координации, планирования и управления процессами снабжения, производства, складирования и доставки товаров и услуг.

    В цепочке поставок участвуют как сама организация, так и все поставщики, и потребители товаров. (Рис.1)

    Рис. 1. Участники «Supply Chain Management»

    Цепочка поставок представляет собой множество звеньев, связанных между собой информационными, денежными и товарными потоками. Цепочка поставок начинается с приобретения сырья у поставщиков и заканчивается продажей готовых товаров и услуг клиенту. Одни звенья могут полностью принадлежать одной организации, другие компаниям-контрагентам (клиентам, поставщикам и дистрибьюторам). Следовательно, в цепочку поставок всегда входят несколько организаций. (Рис.2)

    Рис.2. Цикл «Supply Chain Management»

    1.2. Управление цепочками поставок

    Каждая компания ставит перед собой всё больше новых задач в связи с быстрым развитием рынка, ужесточением конкуренции, с требованием в улучшении качества сервиса клиентов. Чтобы усилить свои преимущества, сохранить конкурентоспособность, современному предприятию нужно оптимизировать все процессы создания стоимости - от поставки сырья до сервисного обслуживания конечного потребителя. Для решения этих задач руководство компаний и обращается к SCM решениям.

    Управление цепочкой поставок (Supply Chain Management) включает в себя следующие этапы:

      Планирование (PLAN)

    В этом процессе выясняются источники поставок, производится расстановка приоритетов в потребительском спросе и обобщение, планируются запасы, выделяются требования к системе дистрибуции, а также объемы производства, поставок сырья, материалов и готовой продукции.

    Задача производить самостоятельно или покупать должна решаться на этом этапе. Решения, относящиеся ко всем видам планирования ресурсов и к управлению жизненным циклом товара, принимаются также на этом этапе. Эти процессы позволяют найти равенство между спросом и поставками для выработки направления действий, наилучшим образом соответствующих требованиям источнику, марке и доставке (Source, Make, Deliver).

      Закупки (SOURCE)

    В данной категории выявляются главные элементы управления снабжением, производится проверка качества поставок, оценка и выбор поставщиков, заключение контрактов с поставщиками. Сюда же входят процессы, связанные с получением материалов: приобретение, получение, транспортировка, сходный контроль, постановка на hold (хранение). Важно отметить, что действия по управлению поставками товаров и услуг должны соответствовать планируемому или текущему спросу.

      Производство (MAKE)

    К этому процессу относятся производство, выполнение и управление структурными элементами, управлением производственными мощностями (оборудованием, зданиями и т.д.), качеством производства, производственными циклами, графиком производственных смен и т.д. Также определяются специфические процедуры производства: контроль качества, собственно производственные процедуры и циклы, упаковка, хранение и выпуск продукции (внутризаводская логистика). Все составляющие процесса переработки исходного продукта в готовую продукцию должны соответствовать планируемому или текущему спросу.

      Доставка (DELIVER)

    Данный процесс включает в себя управления заказами, складом и транспортировкой. Управление заказами включает создание и регистрацию заказов, выбор конфигурации товара, формирование стоимости, а также создание и ведение клиентской базы и управление дебиторами и кредиторами. Управление складом предполагает действия по подбору и комплектации, упаковке, созданию специальной упаковки, ярлыка для клиента и отгрузке товаров. Инфраструктура управления транспортировкой и доставкой определяется правилами управления каналами и заказами, регулированием товаропотоками для доставки и управлением качеством доставки.

    Все эти процессы, управление запасами, транспортировкой и дистрибуцией должны быть приведены в соответствие с планируемым или текущим спросом.

      Возврат (RETURN)

    В этом процессе определяются структурные элементы возвратов товара (дефектных, излишних, требующих ремонта) как от сделанного к источнику (make к source), так и от доставки (deliver): определение состояния продукта, его размещение, запрос на авторизацию возврата, составление графика возвратов, направление на уничтожение и переработку.

    SCM процессы можно также распределить на две большие группы: Supply Chain Planning (SCP) и Supply Chain Execution (SCE). В SCP входит стратегическое планирование цепочки поставок или бизнес процессов в отдельных ее звеньях. SCE включает в себя реализацию планов и оперативное управление звеньями цепочки поставок, такими как транспорт или складское хозяйство.

    Оптимизация управления цепочки поставок может решить следующие задачи:

      Сокращение цикла планирования и увеличение горизонта планирования благодаря получению надежной и своевременной информации;

      Оптимизация расходов за счет возможности определения стратегических контрагентов, оптимального выбора закупаемых изделий, а также их поставщиков, поддержки взаимодействия с ними в режиме реального времени;

      Снижение производственных издержек через оптимизацию потоков продукции и оперативную организацию обмена информацией между контрагентами. Коммуникация в режиме реального времени между различными участниками цепочки поставок позволяет предотвратить образование «узких мест» в производственном процессе;

      Снижение складских издержек за счет приведения объемов производства в соответствие со спросом. Эта задача отвечает концепции управления снабжением Just-In-Time («точно вовремя»);

      Повышение качества обслуживания потребителей достигается благодаря оперативности и гибкости процесса поставки.

    Главным в деятельности любой организации составляют операции, в ходе которых продукты создаются и доставляются потребителям.

    Логистическая операция - совокупность действий по управлению или преобразованию материального потока.

    Для осуществления этих операций требуются разнообразные исходные составляющие, преобразуемые затем в желательные.

    В число исходных составляющих входят сырье компоненты, сотрудники, информация, деньги и другие ресурсы. К операциям относятся производство и т.д. Основная продукция - товары и услуги.

    исходные составляющие, преобразуемые желательные комбинации

    Выполняемые операции обычно разделяются на ряд взаимосвязанных участков (отделов и цехов на предприятии). Поэтому логистика занимается также перемещением материальных ресурсов через разные отделы внутри самой организации, забирая их у внутренних поставщиков и доставляя внутренним заказчикам.

    Перемещение материалов в организацию от поставщиков называется входящей логистикой, перемещение материалов к заказчикам и потребителям - исходящей логистикой, перемещение материалов в самой организации - материальным менеджментом.

    Организации не действуют изолировано друг от друга. Фактически каждая из них действует как заказчик, когда покупает материалы у своих поставщиков, а затем сама становится поставщиком, когда поставляет свою продукцию собственным потребителям. Большинство видов продуктов в ходе создания проходят через несколько организаций, перемещаясь от поставщиков начального уровня до конечных потребителей.

    Для всех этих действий применяются различные названия:

    • - если акцент делается на операциях, говорят о процессе;
    • - если подчеркивается маркетинг - логистический канал;
    • - если на 1-ое место ставят добавленную ценность - цепочка ценности;
    • - при анализе удовлетворения потребительского спроса - цепь спроса.

    В отношении перемещения материалов используется термин «цепь поставок» (логистическая цепь).

    Цепь поставок состоит из ряда видов деятельности и организаций, через которые материалы проходят во время своего перемещения от поставщиков начального уровня до конечных потребителей.

    В общем виде логистическая цепь имеет вид: поставщик - закупки - склад - производство - склад - сбыт - потребитель. В некоторых логистических системах может отсутствовать ряд звеньев (склад/производство). Перемещение от одного звена цепи к другому осуществляется с помощью транспортировок, управляется и контролируется информационным потоком в речевой, бумажной и/или электронной формах.

    Каждый продукт имеет свою собственную цепь поставок, причем некоторые из них могут быть очень длинными и сложными(начинается с зерен какао, выращиваемых на плантациях, заканчивается доставкой плиток шоколада потребителям). На этом пути материалы могут проходить через поставщиков сырья, производителей, логистические центры, склады, операторов-посредников, транспортные компании, оптовиков и т.д. Иногда цепь поставок не заканчивается на конечном потребителе, а дополнительно охватывает этап переработки и повторного использования материалов.

    Самый простой способ представить цепь поставок - показать, как продукт перемещается через ряд организаций, каждая из которых добавляет к нему дополнительную ценность. Если рассматривать поток перемещения продукта с точки зрения какой-то организации, то виды деятельности, выполняемые до нее, т.е. передвижение материалов в эту организацию, называются предыдущими, а те, которые осуществляются после выхода материалов из организации, - последующими..

    На практике большинство организаций получают материалы от множества разных поставщиков и передают свою продукцию самым разным потребителям. Поэтому, пройдя через разные уровни поставщиков и по разным цепям поставок, различные исходные материалы «встречаются» друг с другом в организации, проходят через нее, и на выходе появляются продукты, которые затем, перемещаясь через разные уровни потребителей, снова расходятся.

    У каждого продукта своя собственная цепь поставок, поэтому общее число разных конфигураций цепей огромно. Некоторые из них очень короткие и простые.

    Цепи поставок настолько сложны, что порой возникает вопрос, можно ли обойтись без них. Иногда это возможно, когда продукты перемещаются непосредственно от производителя к конечному потребителю.

    Итак, логистика отвечает за перемещение и хранение материалов по мере их продвижения по цепи поставок, которая включает следующие виды деятельности:

    • 1. Снабжение (закупки). Отдел снабжения выбирает подходящего поставщика, договаривается об условиях поставок, организует доставку, занимается страхованием и платежами, а также выполняет всё необходимое для того, чтобы материалы своевременно поступили в организацию.
    • 2. Поступающие транспортные потоки или грузовые перевозки. Этот вид деятельность затрагивает перемещение материального потока от поставщика до зоны приема. Необходимо выбрать наиболее приемлемый вид транспорта, подходящую транспортную компанию, составить маршрут, проверить выполнение всех правовых требований, обеспечение безопасности, обеспечить своевременную доставки.
    • 3. Приемка. Процесс, в ходе которого устанавливается соответствие поступивших материалов заказу, отправляется подтверждение об их получении, осуществляется разгрузка транспортного средства, проверка материалов на сохранность и последующая их сортировка.
    • 4. Складирование. Отправка материалов на хранение и уход за ними до тех пор, пока они не потребуются. Для многих материалов требуются специальные условия (замороженные продукты питания, лекарства, химические вещества).
    • 5. Контроль запасов. В данном виде деятельности учитываются характер материалов, находящихся на хранении, общие инвестиции, уровень обслуживания потребителей, объем и время выполнения заказов.
    • 6. Комплектация заказов. Операции связаны с отбором материалов, находящихся на хранении, и их объединением в заказы, готовящиеся для отправки потребителям.
    • 7. Грузопереработка материалов. Перемещение ресурсов в ходе операций, выполняемых в организации. При этом материалы перемещаются от одной операции к другой. Цель - обеспечить эффективное перемещение по коротким маршрутам на складе, используя наиболее подходящее оборудование с минимальным ущербом для продукции, а при необходимости специальную упаковку.
    • 8. Внешние перевозки. Получение продукции в зоне отправки и доставка ее до потребителя.
    • 9. Управление физическим распределением. Виды деятельности, в ходе которых готовая продукция доставляется до потребителей. Часто стыкуется с маркетингом.
    • 10. Переработка, возврат продукции, устранение отходов. Виды деятельности, в ходе которых осуществляется возврат материалов в организацию, называют логистикой обратных потоков (обратной дистрибьюцией). Напр., возвращаются поврежденные материалы; не те по количеству и типу, которые заказывались; материалы для повторного использования - доставочные коробки, катушки; материалы для переработки.
    • 11. Выбор мест размещения. Логистика должна отыскать наилучшие места для конкретных операций (напр., хранение), определить их число и размеры. Данные решения влияют на общую структуру цепи поставок.
    • 12. Коммуникация. Поток информации связывает все части цепи поставок, передавая данные о продуктах, запросах, материалах, времени, объеме, проблемах и т.д.

    В зависимости от обстоятельств к логистике может быть отнесено множество других видов деятельности (прогнозирование продаж, составление производственных графиков, связи с внешними партнерами и др.). Важно не только провести границы между функциями, но и учесть, что все они должны выполняться совместно, чтобы обеспечить эффективный материальный поток.

    Звенья логистической системы, будучи упорядоченными определенным образом, составляют логистическую цепочку или цепочку поставок. В зарубежных терминологических словарях ANNEX и APICS цепочка поставок определяется как взаимосвязанная последовательность пар звеньев (подразделений компании и/или ее логистических партнеров) - «поставщик-потребитель», по которой товар или услуга доставляется конечному потребителю, организованная с тем, чтобы достичь планируемую цель. При этом не накладывается никаких обязательств на линейную упорядоченность звеньев логистической цепочки.В свою очередь, А.Н. Родников в своем терминологическом словаре подчеркивает именно линейную упорядоченность цепочки поставок, а именно: логистическая цепочка представляет собой линейно-упорядоченное множество физических и/или юридических лиц (поставщиков, посредников, перевозчиков и других), непосредственно участвовавших в доведении конкретно партии до потребителя .

    Существуют и другие определения цепочки поставок, например: логистическая цепочка - это множество звеньев логистической системы, упорядоченное по основному и/или сопутствующему потоку в соответствии с параметрами заказа конечного потребителя внутри функциональной области логистики или логистического канала. Таким образом, цепочку поставок, как правило, проектируют внутри самостоятельной функциональной области логистики. Исходным параметром формирования логистической цепочки является заказ потребителя. Формирование цепочки поставок может осуществляться целенаправленно посредством юридического слияния и поглощения фирм, а также путем добровольного сотрудничества различных служб, подразделений и фирм с соответствующим юридическим и организационным оформлением. Цепочка поставок может осуществляться на основании модульного принципа в управлении, при этом учитываются два взаимоисключающих друг друга принципа: корпорации и сотрудничества - с одной стороны, а с другой - конкуренции. Такое формирование цепочки поставок позволяет использовать свободные ресурсы участников логистической цепочки с тем, чтобы сглаживать колебания внешней среды. Гибкость такой цепочки посредством специальных разовых поставок через созданную при этом сеть каналов распределения и транспортировки дает возможность выровнять пики потребления, при этом неизбежные риски заметно снижаются. Связи между отдельными элементами логистической цепочки сегодня реализуются с помощью новейших информационных технологий. Построение и исследование цепочек, сформированных по информационным и финансовым потокам, обладает чрезвычайно важным практическим значением, поскольку движение материальных ресурсов и готовой продукции не совпадает с соотносящимися с ними информационными и денежными потоками. Проблемы, возникающие в связи с асинхронностью потоков, значительно осложняют принятие эффективных управленческих решений .

    Таким образом, цепочка поставок представляет собой множество звеньев логистической системы, упорядоченное по основному и/или сопутствующему потоку в соответствии с параметрами заказа конечного потребителя внутри функциональной области логистики или логистического канала.

    Системы управления цепями поставок

    Термин «Supply Chain Management» -- «Управление цепью/цепями поставок» -- был предложен американскими консультантами в начале 1980-х гг. и впоследствии приобрел большую популярность. С 1989г. ученые разных стран пытаются структурировать это понятие. Многие исследователи в США и ЕС противопоставляют SCM собственно логистике. Общая позиция сводится к тому, что логистика является частью более широкой бизнес-концепции -- SCM. В 1998г. Совет логистического менеджмента (США) пересмотрел определение логистики 1985г.: «Логистика является частью процесса управления цепью поставок и представляет собой планирование, выполнение и контроль эффективности потока и запасов продукции, сервиса и связанной информации от точки зарождения до точки потребления в соответствии с требованиями потребителей».

    Системы управления цепями поставок (англ. Supply Chain Management, SCM) предназначены для автоматизации и управления всеми этапами снабжения предприятия и для контроля всего товародвижения на предприятии. Система SCM позволяет значительно лучше удовлетворить спрос на продукцию компании и значительно снизить затраты на логистику и закупки. SCM охватывает весь цикл закупки сырья, производства и распространения товара. Исследователи, как правило, выделяют шесть основных областей, на которых сосредоточено управление цепочками поставок: производство, поставки, месторасположение, запасы, транспортировка и информация.

    В составе SCM-системы можно условно выделить две подсистемы:

    SCP -- (англ. Supply Chain Planning) -- планирование цепочек поставок. Основу SCP составляют системы для расширенного планирования и формирования календарных графиков. В SCP также входят системы для совместной разработки прогнозов. Помимо решения задач оперативного управления, SCP-системы позволяют осуществлять стратегическое планирование структуры цепочки поставок: разрабатывать планы сети поставок, моделировать различные ситуации, оценивать уровень выполнения операций, сравнивать плановые и текущие показатели.SCE -- (англ. Supply Chain Execution) -- исполнение цепей поставок в режиме реального времени.

    Управление цепями поставок (Supply Chain Management - SCM) представляет собой процесс планирования, исполнения и контроля с точки зрения снижения затрат потока сырья, материалов, незавершенного производства, готовой продукции, сервиса и связанной информации от точки зарождения заявки до точки потребления (включая импорт, экспорт, внутренние и внешние перемещения), т.е. до полного удовлетворения требований клиентов. Управление цепями поставок представляет собой стратегию бизнеса, обеспечивающую эффективное управление материальными, финансовыми и информационными потоками для обеспечения их синхронизации в распределенных организационных структурах.

    В большинстве зарубежных источников определение «цепи поставок» более распространено, чем «управление цепями поставок». Одни ученые и специалисты определяют, что ЦП -- это ряд фирм, пересылающих материалы и услуги. Обычно в производстве и доставке товара конечному потребителю в ЦП участвуют несколько независимых фирм: поставщики (производители) сырья, материалов и компонентов, производители готовой продукции, оптовые и розничные компании, перевозчики, экспедиторы и т.д. -- все они являются звеньями ЦП, Другие говорят о ЦП как о сформированном альянсе фирм, доставляющих товары или услуги на рынок. Следует обратить внимание, что почти все определения включают в себя конечного потребителя в качестве звена ЦП. Одно из распространенных определений утверждает, что ЦП - это сеть организаций, участвующих посредством внешних и внутренних связей в различных процессах, приносящих прибыль в виде товаров и услуг, поставляемых конечному потребителю. Другими словами, ЦП состоит из нескольких фирм, как внешних (поставка товаров, услуг), так и внутренних (собственных подразделений центральной компании), а также конечных потребителей.

    Синтетическое определение цепи поставок, основанное на обобщении мнения большинства зарубежных ученых и специалистов, звучит следующим образом: «Цепь поставок -- это три или более экономические единицы (организации или лица), напрямую участвующие во внешних и внутренних потоках продукции, услуг, финансов и/или информации от источника до потребителя».

    Исходя из этого определения, можно сделать вывод о том, что существуют три уровня сложности ЦП: «прямая ЦП», «расширенная ЦП» и «максимальная ЦП». Прямая ЦП состоит из центральной компании (промышленной или торговой), поставщика и покупателя, участвующего во внешнем и/или внутреннем потоке продукции, услуг, финансов и/или информации рис. 1:

    Расширенная ЦП включает поставщиков и потребителей второго уровня, т.е. поставщиков поставщика центральной компании. Пример расширенной ЦП - на рис.2:


    Рисунок 2 Расширенная цепь поставок

    Продолжая эти рассуждения, можно прийти к максимальной ЦП, включающей слева от центральной компании (промышленного предприятия) всех контрагентов, необходимых для изготовления определенной продукции, вплоть до поставщиков -- предприятии по добычи исходного природного сырья. Справа от центральной компании ЦП расширяется до конечного (индивидуального) потребителя и далее до предприятия, замыкающего функциональный жизненный цикл продукта, например в смысле его утилизации. Пример максимальной цепи поставок приведен на рис.3:


    Рисунок 3 Максимальная цепь поставок

    Из этого примера видно, что финансовый посредник может, принимая на себя определенный риск, предоставлять кредиты и финансовые консультации членам цепи, логистический посредник осуществляет соответствующие операции между компаниями ЦП, а фирма, занимающаяся исследованием рынка, предоставляет центральной компании информацию о конечном потребителе, поддерживая тем самым конкурентоспособность ЦП.Эта схема кратко иллюстрирует некоторые из многочисленных функций, которые ЦП может успешно выполнять.

    Современная наука предлагает множество различных определений понятия Supply Chain Management (SCM) - «Управление цепями поставок», при этом разброс мнений очень широки зависит от страны, логистической школы (направления) и конкретного исследователя. На сегодняшний день не существует единого мнения относительно содержания понятия «управление цепями поставок», оно постоянно уточняется и изменяется. Синтетическое определение цепи поставок, основанное на обобщении мнения большинства зарубежных ученых и специалистов, может звучать следующим образом: «Цепь поставок - это три или более экономические единицы, напрямую участвующих во внешних и внутренних потоках продукции, услуг, финансов и/или информации от источника до потребителя».

    В настоящее время акцент в толковании этой концепции все больше смещается в сторону расширенного понимания Supply Chain Management (SCM), приведенного в сборнике «Стандартов по логистике и управлению цепями поставок».

    Управление цепями поставок (Supply Chain Management (SCM)) - это организация, планирование, контроль и выполнение товарного потока, от проектирования и закупок через производство и распределение до конечного потребителя в соответствии с требованиями рынка к эффективности по затратам. Логистика - это планирование, выполнение и контроль движения и размещения людей и/или товаров, а также поддерживающие действия, связанные с таким движением и размещением, в пределах экономической системы, созданной для достижения своих специфических целей

    Традиционная цель управления цепями поставок состоит в минимизации общих логистических издержек при удовлетворении данного фиксированного спроса. Эти издержки могут включать:

    стоимость сырьевых материалов;

    внутренние транспортные издержки;

    инвестиции в оборудование;

    прямые и косвенные производственные затраты;

    прямые и косвенные затраты распределительных центров;

    затраты по содержанию запасов;

    стоимость внутризаводских перевозок;

    внешние транспортные издержки.

    При построении модели для решения конкретных проблем планирования можно исследовать лишь часть общей цепи поставок компании и связанных с ней издержек.

    Специалисты полагают, что минимизация общих издержек не является основной целью фирмы при анализе стратегических и тактических планов относительно цепи поставок. Напротив, фирма должна стремиться к максимизации чистой прибыли, где чистая прибыль = валовая прибыль - общие издержки. При определенном фиксированном уровне спроса предполагается, что валовая прибыль от удовлетворения спроса также определена и фиксирована, поэтому фирма сможет максимизировать чистую прибыль путем минимизации общих издержек.

    При использовании оптимизационных моделей для стратегического и тактического планирования недостаточно акцентировать свое внимание только на контроле над издержками -- модель предусматривает и себестоимость продукции (которая должна быть использована в целях увеличения чистой прибыли путем соответствующего регулирования продаж). Например, при составлении плана на следующий год представленная в виде модели информация о предельных издержках продуктов, поставляемых на различные рынки, могла бы быть использована для изменения в проекте плана продаж. Продавцы компании должны быть проинструктированы о том, чтобы продвигать продукты на рынки с максимально высокой маржой.

    Трудность в применении модели, затрагивающей управление спросом, даже в том скромном виде, который мы описали, состоит в том, что эта модель требует привлечения маркетологов, которые обычно с трудом справляются с количественным анализом. Более того, как только в модель включаются маркетинговые решения и решения о продажах, становится трудно найти пределы, которые могут быть и должны быть рассмотрены. Тем не менее интеграция управления цепями поставок и управления спросом привлекает к себе все больше интереса многих компаний, хотя эта область еще не достаточно изучена.

    Управленческие решения о цепи поставок и спросе очень тесно связаны с корпоративными финансовыми решениями, особенно при планировании стратегии фирмы. Еще более 25 лет назад учеными были предложены оптимизационные модели для анализа финансовых решений, связанных с корпоративным бухгалтерским балансом, таких как годовые изменения фиксированных активов, выплаченных дивидендов или выплат по акциям без фиксированного дивиденда. Они до сих пор так и не получили широкого применения, но поскольку эти модели могут быть полностью интегрированы в логистические, с недавнего времени финансовые менеджеры стали интересоваться вопросами их внедрения и использования.

    Конечно, компания также должна преследовать цели, связанные с обслуживанием потребителей, ассортиментом продукции, качеством и временем. Некоторые авторы даже утверждают, что, в принципе, издержки и прибыль не важны. Вместо этого для достижения конкурентного преимущества компания должна акцентировать свое внимание на времени, продуктовом ассортименте и других аспектах своей деятельности. Такие утверждения не верны, поскольку все-таки цель компании -- получение прибыли. Просто с аналитической точки зрения неважно, какую цель вы выберете. При оценке компромиссов в выборе целей менеджерам могут помочь оптимизационные модели.

    Цепочка поставки выполняет две основные функции.

    • 1) Физическая функция цепочки поставки видна любому: материалы превращаются в детали, а те - в готовые изделия, и все это тем или иным образом перемещается в пространстве.
    • 2) Посредническая функция цепочки поставки менее очевидна, но не менее важна - на рынок должно приходить то, что нужно потребителям.

    Обе функции, естественно, исполняются с некоторыми издержками. В ходе исполнения физической функции возникают издержки производства, транспортировки и хранения. Посредническая же функция подразумевает издержки иного рода. Когда предложение превышает спрос, необходимо снижать цены и продавать с убытком, а когда спрос превышает предложение, появляются упущенные доходы и недовольные клиенты.

    Цепи поставок возникают не только для улучшения качества обслуживания потребителей, но и для того, чтобы преодолевать разрывы, возникающие в случаях, когда поставщики расположены на большом расстоянии от потребителей. Это позволяет выполнять операции, которые выполнены или могут выполнятся в местах, расположенных на большом расстоянии от потребителей или истоков материалов.

    Кроме перемещения материалов между географически отдаленными одна от другой операциями цепи поставок позволяют устранить несоответствие между спросом и предложением. Кроме того, цепи поставок могут сделать перемещение материалов более простым.

    Преимущества от хорошо спланированных целей поставок:

    • 1) производится осуществление операции в наилучших для этого местах вне зависимости от месторасположения заказчиков;
    • 2) концентрируя выполнение операций в крупных сооружениях производители могут экономить на масштабах;
    • 3) производители не хранят крупных запасов готовой продукции, поскольку передают эту продукцию по цепи поставок ближе к заказчикам;
    • 4) оптовики размещают большие заказы, а производители при этом снижают расходы на единицу продукции, что дает возможность предоставить покупателям скидки;
    • 5) оптовики хранят запасы многих поставщиков, что дает ретейлерам (розничные продажи) возможность выбирать нужные им товары;
    • 6)оптовики размещаются ближе к ретейлерам и более оперативно реагируют на их заказы;
    • 7) если оптовики надежно поставляют продукцию, то запасы ретейлеров могут быть небольшие;
    • 8) ретейлеры могут осуществлять небольшие операции, которые позволяют им более оперативно реагировать на запросы потребителей;
    • 9) перевозка упрощается и становится более дешевой, т.к. перевозится меньшее количество больших партий;
    • 10) организации могут накапливать опыт по выполнению конкретных видов операций.

    Управление цепью поставок включает в себя не только ответственность за перемещение, но и за хранение материалов во время прохождения цепи.

    Если проследить перемещение материалов по организации, можно выделить следующие виды деятельности, которые включены в управление цепью поставок:

    • - закупка/снабжение;
    • - входящие транспортные потоки;
    • - прием материала;
    • - складирование - оперативное пополнение определенных позиций в торговом зале, условия сохранения груза, сохранность упаковки;
    • - контроль запасов;
    • - комплектация заказа;
    • - грузопереработка материалов - целью является обеспечение эффективного перемещения по коротким маршрутам на складе, используя для этого наиболее пригодное оборудование с минимальным вредом для материала;
    • - внешние перевозки;
    • - управление физ. распределением;
    • - переработка, возврат продукции, устранение отходов;
    • - выбор места размещения;
    • - коммуникации.

    На пути цепи поставок существуют некоторые преграды (барьеры). Можно выделить следующие виды барьеров в цепях поставок:

    • 1) традиции;
    • 2) организационные недостатки;
    • 3) правовые аспекты;
    • 4) разъединение системы управления.

    Традиционно управление и контроль цепи поставок осуществляется отдельно по отдельным функциям.

    Существуют также проблемы, не связанные с эффективностью - организация не может зависеть от поставщика. Еще одной преградой является информация.

    Качество и добавленная стоимость - термины, которые постоянно употребляются в цепи поставок, являются наиболее важными при проектировании и создании цепи поставок. Т.к. трудоспособность и эффективность всей цепи поставок определяет ее наиболее слабым элементом, то тот элемент, который не обеспечивает необходимые качества, должен быть удален первым.

    Каждый участник цепи поставок должен убедительно доказать, что его вклад в общее дело прибавляет стоимость всему процессу, а также то, что эта стоимость превышает все расходы сопровожд. его вклад.

    Таким образом, хорошие финансовые результаты всегда считались основной целью бизнеса. Соответственно, все мероприятия по созданию или усовершенствованию цепи поставок должны осуществляться с учетом практических результатов или конечной прибыли, при этом фирма должна думать не только о собственных результатах, но и о результатах других участников цепи поставок.

    . Парадигмы логистики: функциональная, ресурсная, инновационная. 2. Содержание концепции "управление цепями поставок". 3. Концепции логистики: информационная, маркетинговая, интегральная. 4. Логистические концепции: логистика в реальном времени, логистика добавленной стоимости, электронная логистика, виртуальная логистика.

    1 . В процессе эволюции парадигмы логистики проходили ряд этапов:

    функциональная парадигма;

    ресурсная;

    инновационная.

    На рисунке 1 представлена примерная продолжительность и последовательность данных этапов:

    Рисунок 1 - Эволюция парадигм в логистике

    Функциональная парадигма (период примерно с 1960 по 1985 г.) была связана с тем, что за логистикой закреплялись операционные виды деятельности (транспортировка, складирование, грузопереработка, таможенное оформление и страхование грузов и т.п.). Для осуществления такого рода деятельности на предприятиях создаются специальные функциональные подразделения, формируется необходимая инфраструктура либо указанные операции передаются на аутсорсинг (привлекают сторонних исполнителей).

    Для образовавшихся подразделений целевой функцией деятельности становились затраты на своем участке (сокращение затрат на транспортировку, складирование, грузопереработку и т.п.). При этом на каждом участке исполнители стремились локально снизить издержки логистических операций, не учитывая влияния на систему в целом, т.е. величину совокупных затрат. Так зачастую снижение затрат на транспортировку вызывает роста затрат на складирование, оптимизация складского хозяйства приводит к росту затрат на снабжение и содержание запасов и т.п. Поэтому возникает ресурсная парадигма , которая основывается на принципе "общих затрат" (Total cost of Ownership/Совокупные затраты владения). Согласно концепции ТСО ("общих затрат") затраты на логистику и связанные с ней виды деятельности необходимо суммировать в логистической системе (цепи поставок) и именно эта величина является показателем эффективности использования ресурсов.

    В сумму общих затрат включаются:

    операционные затраты на логистику;

    административно-управленческие и трансакционные затраты;

    затраты, связанные с иммобилизацией средств в запасах;

    потерянную прибыль (упущенные продажи) - "фиктивные" затраты.

    Операционные затраты - это расходы на все виды логистической деятельности (погрузку-разгрузку транспортных средств, перевозку, входной контроль получаемых товаров по количеству/качеству, складскую грузопереработку, хранение товаров, сортировку, маркировку, таможенное оформление, страхование грузов, ответственности перевозчика и т.п.).

    Административно-управленческие и трансакционные затраты включают заработную плату управленческого персонала службы логистики, затраты на поиск и обработку информации о рынке логистических услуг, поиск контрагентов, накладные и прочие расходы и т.п.

    Затраты, связанные с иммобилизацией средств в запасах (альтернативные издержки), учитывают замораживание оборотного капитала компании в товарных запасах, циркулирующих в подразделениях компании или в цепи поставок в целом.

    Потерянная прибыль характеризует эффективность принятия тех или иных логистических решений с позиций клиента. Эти расходы отражают потенциальную потерю прибыли компании (или цепи поставок) от недостаточного уровня качества логистических услуг.

    С появлением ресурсной парадигмы появляется понятие логистической координации . Разрозненные стремления отдельных подразделений компаний было необходимо объединить для достижения единой цели функционирования предприятия. Так отдел продаж стремится увеличить уровень запаса для того, чтобы повысить доступность продукции покупателям тем самым повысив объем продаж, при этом отдел финансов, напротив, стремится минимизировать объем средств, иммобилизованных в запасы. Такого рода конфликты призвана решать служба логистики, оптимизирующая взаимодействие структурных подразделений посредством межфункциональной логистической координации, выступая некой "третьей стороной" в рамках межфункциональных конфликтов.

    Таким образом, ресурсная парадигма логистики была связана с качественно новым уровнем ее развития: переходом на более высокую ступень влияния в иерархии управления компанией - от операций к координации. Иными словами, если раньше логистика была призвана выполнять определенные логистические функции/операции, то теперь ее основной задачей становится увязка разноориентированных интересов подразделений с целями функционирования предприятия в целом.

    С развитием информационных технологий и с повышением роли знаний и информации в бизнесе возникает инновационная парадигма, которая заключается в рассмотрении логистического процесса как единого целого в цепи поставок (логистической системе) для более эффективного достижения целей бизнеса. То есть все больше внимания уделяется проблеме интеграции - объединения как структурных подразделений внутри предприятия, так и с внешними партнерами.

    Предпосылками инновационной парадигмы логистики явились:

      новое понимание интегрированной логистики и SCM как стратегических элементов в конкурентных возможностях отдельной компании и цепи поставок в целом;

      усиление интеграции между контрагентами цепей поставок, появление новых организационных отношений сотрудничества и кооперации;

      расширение технологических возможностей, в частности в области гибких производств и интегрированных информационно-компьютерных систем и технологий, радикально изменивших горизонты контроля и управления логистическими бизнес-процессами в цепях поставок.

    На базе инновационной парадигмы рождается концепция SCM.

    2. В современных условиях ведения бизнеса для достижения долгосрочного успеха уже недостаточно сосредотачивать внимание исключительно на высоких показателях деятельности собственного предприятия (кривая 1), так как в конечном счете достигнув своего предела темпы улучшения показателей начинают снижаться и возникает эффект снижения доходности. Поэтому многие руководители осознали необходимость интеграции с внешними партнерами (кривая 2), что приводит к возникновению дополнительных преимуществ, что в конечном счете выливается в рост различных показателей функционирования самого предприятия на 10-20%. Кривая 3 характеризует тенденцию обращения внимания бизнеса при управлении цепями поставок к современным информационным технологиям (рисунок 2).

    В связи с этим применение современных инструментов и методов управления цепями поставок становится необходимым условием успеха бизнес-структур на рынке. Именно с этим связано активное распространение и внедрение концепции "управление цепями поставок" в практику бизнеса.

    Рисунок 2 - Взаимозависимость показателей функционирования предприятий и базовых элементов управления цепями поставок

    Термин "Supр1у Chain Маnagement" (Управление цепями поставок) был введен в оборот американскими консультантами в начале 1980-х гг. в связи с существенным расширением границ данного понятия относительно содержания категории "логистика". Вместе с тем до сих пор не существует однозначной трактовки содержания этого термина. Многие применяют этот термин как синоним понятия "логистика" или "интегрированная логистика". Однако сейчас акцент в содержательном толковании этой концепции все больше смещается в сторону расширенного понимания SCM как новой концепции бизнеса. Всемирная организация "Совет профессионалов в области управления цепями поставок" (США) определяет это понятие следующим образом:

    "Управление цепями поставок - это интеграция ключевых бизнес-процессов (в основном логистических), начинающихся от конечного пользователя и охватывающих всех поставщиков товаров, услуг и информации, добавляющих ценность для потребителей и других заинтересованных лиц".

    В новейшем терминологическом словаре ЕLА 2005 г. дано следующее определение:

    Управление цепями поставок - это организация, планирование, контроль и выполнение товарного потока, от проектирования и закупок через производство и распределение до конечного потребителя в соответствии с требованиями рынка к эффективности по затратам.

    В словаре APICS приведено следующее определение цепи поставок:

    Цепь поставок - это глобальная сеть, используемая для доставки продукции или услуг от источников сырья и материалов до конечного потребителя посредством потоков информации, физического распределения и денежных средств.

    3. Логистическая концепция организаций бизнеса - это парадигма (руководящая идея), платформа поддержки бизнеса и инструментарий оптимизации ресурсов фирмы при управлении основными и сопутствующими потоками.

    Возникновение и развитие логистических концепций тесно связано с эволюцией бизнеса в промышленно развитых странах.

    Фундаментальными концепциями в логистике являются:

    - информационная;

    маркетинговая;

    интегральная.

    Информационная концепция логистики появилась в конце 1960-х годов и тесно связана с развитием информационно-компьютерных технологий. Основная идея данной концепции заключается в том, чтобы сформулировать общую проблему управления материальным потоком некоторого бизнес-объекта (фирмы в целом или отдельной функциональной области: снабжения, производства, продаж) и одновременно синтезировать информационно-компьютерное обеспечение решения проблемы.

    Теоретической основой информационной концепции является системный подход, который применяется как для моделирования самих объектов, так и для синтеза систем информационно-компьютерной поддержки. Основные стратегические решения состоят в том, чтобы автоматизировать тривиальные задачи и использовать информационно-компьютерную поддержку для решения более сложных оптимизационных логистических задач.

    Практическими примерами использования информационной концепции логистики являются широко распространенные системы/подсистемы и информационно-программные модули MRP I, MRP II, DRP, QR, CR и т.п.

    В то же время логистические системы, первоначально построенные исключительно на принципах информационно-технологической концепции, не обладали необходимой гибкостью и интегрированностью, которые требуются на современном этапе развития рыночной экономики, например, для регулирования отношений производителей с поставщиками и конечными потребителями продукции. Поэтому с начала 1980-х годов и до настоящего времени при построении корпоративных логистических систем часто применяется маркетинговая концепция, которая акцентирует внимание менеджмента компании на организации логистического процесса в области распределения (дистрибьюции) для усиления позиций фирмы в конкурентной борьбе. Такая система должна поддерживать стратегию конкуренции фирмы на рынке за счет принятия оптимальных решений в распределении, прогнозировании спроса на продукцию, интеграции логистических операций и функций физического распределения, определенной перестройки управления логистикой в компании.

    В последние годы на Западе укоренилась и активно распространяется новая логистическая концепция, которую большинство исследователей называют интегральной или концепцией интегрированной логистики . Эта концепция по существу развивает маркетинговую, учитывая новые условия бизнеса на современном этапе:

    • -новое понимание механизмов рынка и логистики как стратегического элемента в конкурентных возможностях фирмы;
    • -перспективы интеграции между логистическими партнерами, новые организационные (структурные) отношения;
    • -новые технологические возможности, в частности, в области гибких производств и информационно-компьютерных технологий, контроля и управления во всех сферах производства и распределения продукции.

    Интегральная концепция отражает новое понимание бизнеса, где отдельные фирмы, организации, системы рассматриваются как центры логистической активности, прямо или косвенно связанные в единый интегральный процесс управления основными и сопутствующими потоками для наиболее полного и качественного удовлетворения спроса в соответствии с их специфическими потребностями и целями бизнеса. Концепция интегрированной логистики, позволяет объединить усилия управляющего персонала фирмы, ее структурных подразделений и логистических партнеров ("три стороны" в логистике) для сквозного управления основными и сопутствующими потоками в интегрированной структуре бизнеса: "проектирование - закупки - производство - распределение - продажи - сервис".

    4. В процессе эволюции логистики в бизнесе возникли и получили интенсивное развитие такие логистические концепции/технологии, как

    RP (Requirements/Resourse planning) - планирование потребностей/ре-сурсов;

    JIT (Just-in-time) - точно в срок;

    LP (Lean Production) - "плоское" производство.

    Среди прочих логистических концепций можно указать следующие:

    Supply chain management (SCM) - "управление цепью (цепями) поставок";

    Time-based logistics - "логистика в реальном масштабе времени";

    Value added logistics - "логистика добавленной стоимости";

    E-logistics - "Электронная логистика";

    Virtual logistics - "Виртуальная логистика".

    Рассмотрим их подробнее.

    Чтобы быть конкурентоспособной на рынке, фирме необходимы гибкость и динамичность, т.е. быстрая адаптация к изменяющимся условиям рыночной среды и спроса на продукцию. Таким образом, важнейшее значение приобретает фактор времени. Концепция Time-based logistics направлена на оптимизацию всех фаз жизненного цикла изделия по времени: научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, поставок сырья и материалов, производства, обработки заказа и доставки готовой продукции потребителям, выполнения послепродажного сервиса и т.д. Для сокращения продолжительности полного логистического цикла предусмотрена интеграция с логистическими посредниками в системах дистрибьюции.

    Современные информационные технологии открыли эпоху конкуренции в режиме реального времени, создали возможность повышения оперативности и точности выполнения логистических операций и функций. С этих позиций логистичекая сеть должна строиться на основе современных информационных систем и технологий: КИС; новейших технологий управления и моделирования логистических бизнес-процессов: CALS и CASE; интернет-решений, мобильного и электронного бизнеса; электронного документооборота и EDI-технологий; WAP-протоколов беспроводной связи; систем сканирования штрих-кодов и автоматической идентификации грузов; спутниковых систем связи и навигации, позволяющих отслеживать товарно-транспортные потоки в реальном масштабе времени. Применение концепции "Логистика в реальном масштабе времени" позволяет ускорить выполнение логистических операций, уменьшить соответствующую потребность в финансовых ресурсах.

    Концепция Value added logistics - "логистика добавленной стоимости" - основана на достаточно простой идее: любая логистическая операция добавляет стоимость продукту или услуге. Однако добавление стоимости еще не означает добавления ценности (полезности) с позиций потребителя. Концепция Value added logistics определяет логистический сервис как процесс создания существенных выгод, содержащих добавленную стоимость, в логистической цепи наиболее эффективным, с точки зрения потребителя, способом. Главное - определить (специфицировать) потребности клиента в логистических услугах и включить в логистический процесс только те операции/функции, которые действительно выполняются с минимальными затратами ресурсов. Ключевой вопрос: "действительно ли затраты, выделенные на оказание логистических услуг, являются обоснованными, и если да, то тем ли потребителям они адресованы?" или "как определить базовый уровень обслуживания для большинства потребителей?". Логистический сервис сверх базового уровня называют логистикой с добавленной стоимостью.

    Контрольные вопросы

    • 1. Опишите последовательность парадигм в логистике?
    • 2. С чем связано активное развитие парадигм логистики в конце 20 века?

    Охарактеризуйте особенности функциональной парадигмы логистики.

    Чем обусловлено возникновение ресурсной парадигмы логистики?

    В чем сущность концепции TCO?

    Перечислите и охарактеризуйте элементы общих затрат.

    В чем, на ваш взгляд, проблема определения общих затрат?

    Что такое логистическая координация? Почему она возникает именно в период главенствования ресурсной парадигмы?

    Перечислите предпосылки инновационной парадигмы.

    С чем связано возникновение концепции SCM?

    Что такое управление цепями поставок?

    Что такое цепь поставок?

    В чем сущность информационной концепции логистики? Какие Вам известные практические примеры ее реализации?

    В чем преимущество маркетинговой концепции относительно информационной?

    Какие новые условия бизнеса учитывает интегральная концепция логистики?

    Охарактеризуйте сущность и преимущества реализации концепции логистика в реальном масштабе времени.

    В чем специфика реализации концепции логистики с добавленной стоимостью?

    Дополнительная литература

    • 1. Бауэрсокс Д. Дж., Клосс Д. Дж. Логистика. Интегрированная цепь поставок. - М.: Изд. ЗАО "ОЛИМП-БИЗНЕС", 2006. - С. 120-134.
    • 2. Логистика: Интеграция и оптимизация логистических бизнес-процессов в цепях поставок / учебник: Полный курс МВА. Под ред. проф. В. И. Сергеева / В. В. Дыбская, Е. И. Зайцев, В. И. Сергеев, А. Н. Стерлигова. - М.: Изд. "Эксмо", 2008. - С. 156-188.