Профессиональная фотосъемка природы. Интервью с Marsel Van Oosten

by Sophie Ouch

Для многих новичков обучение фотографии начинается с освоения съемки пейзажа. Может быть, это связано с тишиной и неторопливостью, которая располагает к лучшему освоению техники, пониманию экспозиции в фотографии и освоению уроков фотографии о том, как правильно фотографировать - тот же пейзаж.

Уроки фотографии разнообразны, советы можно найти на любой вкус и подготовленность. Но давно известно, что информации мало не бывает, она никогда не оказывается лишней для неофитов, да и "повторение - мать учения", поэтому вспоминаем важное!

Советы по пейзажной съемке, или Как правильно фотографировать природу

1. Максимальное использование глубины резкости

Marc Adamus

Хотя фотографы порой хотят испытать более творческие подходы и экспериментируют с малой глубиной резкости, тем не менее, классическим в пейзажной фотографии считается прием, когда большая часть изображения находится в фокусе. Самый простой способ получить большую ГРИП - использовать минимально возможное число диафрагмы, которое доступно для вашего компакта или объектива. Чем меньше диафрагма, тем больше глубина резкости изображения.

Однако следует помнить, что меньшее отверстие диафрагмы требует большего времени или более высокого ISO . А иногда и того, и другого одновременно.

2. Используйте штатив

Leif Erik Smith

Обязательный атрибут в арсенале фотографа-пейзажника - . Вам могут понадобиться длительные выдержки, чтобы компенсировать выбранное небольшое диафрагмальное отверстие, а значит и дополнительная стабилизация фотокамеры. Не с каждой выдержкой, снимая с рук, можно получить технически совершенные кадры. Тем более штатив будет полезен в случае, когда для дополнительной стабилизации камеры фотограф использует дистанционное управление для спуска затвора.

3. Ищите смысловой центр композиции

Mitchell Krog

Для любой фотографии необходим визуальный центр композиции. Пейзажные снимки не являются исключением, ведь при съемке природы отсутствие смысловой точки дает в итоге скучный и довольно пустой снимок, в котором, что говорится, "взгляду не за что зацепиться".

pkarwski

Средоточием может быть что угодно - здание или сооружение, интересной формы дерево, валун или горная вершина. Не забывайте только следить не только за фокусом, но и за тем, где у вас располагается значимый объект. Эталонное правило третей хоть и нарушается периодически, но его еще никто не отменял!

4. Продумывайте передний план

Daniel Řeřicha

Один из элементов, который помогает состояться вашему пейзажу, - сформированный передний план. Размещайте свои смысловые точки на фронтальной части снимка, и вы сможете передать глубину изображения.

5. Не забывайте включать небо

Trevor Cole

Еще один практически неотделимый элемент ответа на вопрос как снимать пейзаж - небо и его отражение в воде. Секрет пейзажной фотографии в большинстве случаев заключается в том, что на снимке доминирует небо или передний план. Посмотрите на свои изображения, если это не так, то скорее всего, их считают скучными и мало интересными.

Ryan Dyar

Если во время вашей фотосессии небо оказалось неинтересным, не позволяйте ему превалировать - переместите линию горизонта в верхнюю треть снимка, предварительно убедитесь только, что фото от этого не проиграет еще больше.

Andrei Baciu

Но когда небосклон полон драматических облаков или расцвечен не характерными для себя оттенками, воздушное пространство может стать вашим союзником. Отведите ему побольше места на своем снимке, и увидите, насколько может быть выигрывающим такое отступление от правил.

Помните о фильтрах. Использование поляризационных может добавить цвет и контраст фотографии.

6. Эксплуатируйте линии!

myredcar

Самый главный вопрос, который задают себе обычно фотографы-пейзажисты, звучит следующим образом: "Увидит ли зритель картинку в полном объеме, как ее вижу я?"

Существует множество способов передать натуральную красоту природы с помощью статичного фиксирования изображения. Для этого существует прием, с помощью которого в композицию снимка включаются активные линии. За их счет фотограф может перенаправлять взгляд зрителя с одной точки кадра в другую, чем создавать своего рода замкнутость пространства, "зацикленность".

Использование линий придает некий алгоритм и добавляет масштаб и объем фотоизображению. Линии сами по себе могут быть достопримечательностью и создавать собственные "узоры" на фотографии.

Danskie Dijamco

7. Фиксируйте движение!

Большинство людей, размышляя о ландшафтной фотографии, чаще всего представляют спокойную и пассивную картинку. Однако пейзаж пейзажу рознь, и вы можете передать движение (той же воды, например), что наполнит снимок динамикой и создаст настроение, интересное многим зрителям, которые с удовольствием будут любоваться не только релаксирующими пейзажами, но и рассматривать буйство стихий и неистовость природы.

Andrea Pozzi

Например, попытайтесь "поймать" дуновение ветра в деревьях, движение волн на пляже, шевеление воды, протекающей под водопадом, зафиксировать в динамике летящих птиц и плывущие облака над головой.

Carol Dorion

"Фиксирование" означает, что фотограф должен использовать более длительные выдержки (иногда порядка нескольких секунд). Безусловно, высокие выдержки будут провоцировать поступление большего количества света на светочувствительный элемент камеры, но для правильного использования этого факта у вас есть варианты: выбор величины диафрагмы или фотосъемка в начале дня или вечером, когда в принципе на улице меньше света.

8. Работайте в тандеме с погодой и временем

Золотой правило пейзажной фотографии гласит: "Сцена может кардинально измениться в любой момент времени, в зависимости от погодных условий".

Andrei Baciu

Многие начинающие фотографы стремятся выйти на фотопрогулку в солнечный день, потому что думают, что это лучшее время для создания фотошедевров. На самом деле пасмурный день или даже дождливый и грозовой, кроме вероятности намочить камеру и промочить ноги, дает широчайшие возможности получить прекрасные фотографии, наполненные настроением и зловещими обертонами.

Bill Church

Как снимать пейзаж в такую погоду? Ищите бурю, ветер, туман, драматические облака, солнце сквозь тучи на темном-темном небе, радуги, закаты и восходы и работайте с этими изменениями в погоде и на этих условиях, а не ждите следующего солнечного дня со скучным голубым небом.

Greg Gibbs

И еще один чудесный совет от профессионального фотографа-пейзажиста: "Никогда не снимайте днем. Скучнее быть не может фотографий. Ваше золотое время - на рассвете или в сумерках. Лучше не бывает света, когда пейзажи оживают".

9. Дифирамбы горизонту

Christian Bothner

Самый старый совет, но хорош он тем, что не теряет своей актуальности и сегодня. Перед тем, как окончательно нажать на спуск затвора камеры, проверьте линию горизонта.

Она не должна делить кадр четко пополам, она не должна быть наклоненной, она не должна отсутствовать полностью на пейзажном снимке. Безусловно, правила существуют для того, чтобы их нарушать, но в случае с горизонтом правило третей работает как никогда четко.

Tramont_ana

10. Меняйте точку зрения!

Даже когда перед вашими глазами раскидываются небывалой красоты просторы и кажется, что достаточно только поднять камеру и в ней само по себе возникнет прекрасное изображение... остановитесь. И подумайте. Посмотрите на местность через объектив, повернитесь в одну и в другую сторону, поменяйте угол, сместите линию горизонта или попробуйте включить дополнительные элементы в композицию.

Auttapon Nunti

Не спешите нажимать на кнопку спуска, вы всегда это успеете сделать, когда фотографируйте пейзаж!

Сегодняшняя подборка профессиональных фото природы за неделю 22.11-28.11 от профессиональных фотографов national geographic.

С Арктической темнотой приходит время для Северных Сияний. Pangnirtung - маленькое поселение около 1300 человек на Острове Baffin в Nunavut, Канада.

Это фото было сделано в Breckenridge, Колорадо. Эти цветки свисали с каждой уличной почты и колибри были везде. Рев их волнующихся крыльев заполнил воздух. Я ждал терпеливо, чтобы поймать момент и был за это вознагражден.

Этот фото было сделано из Puga, Ladakh в северной Гималайской Индии. Снято из окна маленького Индийского Туристического джипа, этот выстрел был единственной случайной возможностью сфотографировать одинокую лошадь.

Фотография,skf gjkextyf, используя Nikon D5000 SLR в студии Фотографии Стива Parish, которую я посетил в этом году.

Во время недавнего путешествия к Боливийским джунглям в поисках Золотой корифены на ловкой плети, другие темы для фотосъемки попадались на глаза вдоль рек на деревьях. Здесь масса бабочек ищут себе корм наряду с другими насекомыми. Они не могут долго находиться на одном месте, поэтому мне пришлось побегать за ними, чтобы получить этот кадр!

Я встретил эту медузу на песке вдоль Побережья Sonoma после грозы.

Это маленькое болотистое озеро, сформированное в карстовом процессе возле Riekstukalns в сельской местности Baldone, Рижском районе, Латвии, под названием Liliju ezers (Озеро Lillies). Эта - экосистема подвергается опасности, благодаря лыжному курорту в neighborhood.Вода озера выкачивается для снежных артиллерий, с помощью которых покрывают снегом горнолыжные склоны. Это уменьшает уровень воды около одного метра каждую зиму за последние пять лет.

В крае Дождевого Леса Ranomafana в Мадагаскаре, мы обнаружили хамелеонов, прячущихся от автомобильных выхлопных газов на деревьях.

Эта фотография была получена после долго ожидания внутри Могилы Safdarjung, Нового Дели, Индия. Мне приходилось ждать, когда солнце взойдет, чтобы оно светило по диагонали к могиле, и смогло осветить могилу одновременно через две двери.

Перепечатка статей и фотографий разрешается только с гиперссылкой на сайт:


Ежегодный фотоконкурс National Geographic еще не закончился, но зрители уже сейчас могут увидеть потрясающие снимки природы со всего мира. Фотографии из своих путешествий представили как профессиональные фотографы, так и обычные любители.

Природа: "Арктическое дай-пять"



Два полярных медвежонка развлекаются на севере Норвегии. Их мама пытается спокойно прогуляться вдоль берега, но малышей это совершенно не устраивает. На снимке запечатлен один из малышей во время игры.

Природа: "Привет"



"Снять этого симпатягу было достаточно легко, он подплыл к нам очень близко и несколько долгих секунд рассматривал нас с любопытством. Мне ужасно нравятся эти пузырьки воздуха около его мордашки."

Природа: "Поймать падающего"


Фотографии на конкурсе подразделяются на три простых категории: Люди, Места и Природа. Победитель в каждой категории получает $2,500, а абсолютный победитель - еще дополнительные $7,500 плюс поездку в Вашингтон на ежегодный фотосеминар, который устраивает National Geographic. Работы все еще принимаются, так что у каждого есть шанс на победу.

Места: "Над Биг-Суром"



"Я отправился на Биг-Сур, чтобы наблюдать миграцию серых китов возле скал, но было слишком туманно, не было видно даже воду. Поэтому я решил взорбраться по тропинке вверх, выше тумана. И открывшийся мне вид был моей наградой: синие цветы на километры вокруг и голубое небо. Потрясающе!"

Природа: "Мамина любовь"



Мама-птица кормит своих птенцов.

Места: "Восход над храмом Плаозан"



"Мы снимали рекламу в Индонезии, и одно из мест съемок был храм Плаозан. Там я это и увидел - поднимающееся солнце над рисовым полем, где работают местные фермеры."

Природа: "Охранник солнца"



Богомол раскрывает крылья на фоне солнечных лучей.

Природа: "Сновидение дерева"



Стая розовых какаду собралась у единственного источника воды в пустыне Стшелецкого. Это редкое фото, на котором запечатлено столь симметрично расположенные птицы в полете посреди пустыни.

Природа: "С небес"



"На берегах Тенерифе на Канарских островах мы заметили группу больших зеленых черепах. Я был полностью ими очарован. А эта черепаха приблизилась к нам, спускаясь сверху в ореоле солнечных лучей. Это необычное свечение вокруг придавало черепахе какое-то особенное величие."

Места: "Волна"



"На "волне" я встретил одинокого человека, у которого с собой был только сигнальный фонарь, и всё. Довольно сильный вызов с его стороны, учитывая эти суровые места."

Природа: "Неся домой завтрак"



"Эта скопа только что поймала рыбу и мне неимоверно повезло запечатлеть этот драматическим момент: птица застыла в воздухе с раскрытыми крыльями, как у ангела, сжимая в одной лапе рыбу и смотря прямо мне в глаза. "

Места: "Облака над Королевской долиной"



"Я вышел на открытую местность, оглядывая просторы Королевской долины в штате Виктория. Утренние облака медленно рассеились и мне открылся прекрасный ландшафт: солнечные лучи пронизывали лес, лежащий внизу, темный и дикий, контрастируя с прямыми линиями виноградных полей на холме."

Природа: "Согреваясь"



Летучий лемур, застывший ранним утром под солнечными лучами.

Природа: "Physalia Physalis"



"Это неимоверно красивая медуза, несмотря на то, что она ядовита. Мне хотелось показать ее хрупкость, передать в снимке ее нежное свечение. После ураганы сотни таких медуз попали в залив недалеко от моего родного города и провели там всю ночь."

Природа: "Завороженная грацией"



Грациозная птица запечатлена во время своего дневного отдыха. В снимке отражена красота прекрасного фламинго и спокойствие, которое можно увидеть в его глазах.

Природа: "Пещера игуаны"



"Неожиданная подводная встреча с Зеленой Игуаной. Я снимал закат солнца из-под воды, когда ко мне подплыла игуана и стала изучать со всех сторон. Прямо перед моим объективом она поднялась на поверхность для того, чтобы вдохнуть воздух."

Места: "Разрушенный Хомс"



"Птицы летают над разрушенными домами в сирийском городе Хомс. Ничего не движется в застывшей тишине разрушенного центра города. И вдруг - порыв ветра и птицы летят в небе над головой."

Природа: "Повелительница океана"



"Рядом с островом Гвадалупе собираются белые акулы в поисках еды. Это идеальное место для наблюдения за этими величественными животными в естественной стреде. Несмотря на распространяемые Голливудом страхи, на самом деле белые акулы опасаются людей и не позволяют им приближаться."

Природа: "Прогулки по воде"



"Я уже заканчивал съемки, когда внезапно появился дикий кенгуру и помчался к озеру, будто скользя по его поверхности. Это забавное зрелище вместе с живописным закатом на фоне - настоящее наслаждение для глаз."

Природа: "Мексиканская длинноносая летучая мышь"


О победителях конкурса National Geographic за прошлый год мы уже рассказывали. действительно стоят того, чтобы их посмотреть: там были и совы, и ящерицы, и крокодилы, и даже крохотная птичка в руках научного сотрудника.

Лучшие фотографы, по мнению редакции, способны запечатлеть момент так, что его захочется пересматривать снова и снова. Снимки поражают и впечатляют, заставляя открыть глаза на то, что мы не замечаем в повседневной жизни. Красота вокруг нас, и фотографы раз за разом это доказывают.

Losko Magazine собрал 10 ярких проектов, где лучшие фотографы демонстрируют свое видение. Индустриальные пейзажи и захватывающие виды, строгая геометрия и абстрактный минимализм - здесь есть всё. Снимки разные, но есть то, что объединяет их, - эстетическое удовольствие, которое вы получите при просмотре.

1. Места добычи соли на сюрреалистичных фото Эммы Филлипс

2. Геометричный мир на фото Лино Руссо

Лино Руссо (англ. Lino Russo) - это не только безумный метод плетения длинной косы, но и имя графического дизайнера из Италии. Выросший в бухте Неаполитанского залива Лино часами смотрел на небо и мечтал, пока в голове у него не возникло слово . Одноименная серия фотографических изображений захватывает дух любопытным сплавом из неба и геометральной метрики.

В серии художника царствуют минималистично отточенные снимки: простые элементы и чистые линии, гармония и симбиоз природного и промышленного, тщательно продуманные композиции и структуры, решительные контрасты бесконечно голубого небосвода и пестроты итальянской архитектуры.

Места, попавшие в объектив художника, имеют несколько общностей: они схематичны, преследуют безупречную симметричность и балуются квадратом, как только могут. Лино стремился показать грандиозный побег от задуманного контекста архитектурных пространств, предлагая зрителям исследовать многочисленные способы свежих интерпретаций.

3. Индустриальный пейзаж: песнь бетона и стали в проекте Sites

Кай Сэммера (англ. Kai Caemmerer) - фотограф со степенью бакалавра искусств, проживающий в Чикаго, США. В проекте он обращает внимание на то, как развивающийся индустриальный пейзаж городов затмевает природу.

На снимках видно, что конструкции из стали и бетона по-настоящему доминируют на территории и заполняют собою всё доступное пространство. Природа же скромно и покорно уступает своё место.

Исполинские необъятные сооружения несколько надменно «смотрят» и на человека, который строит и обслуживает их.

4. Фотографии архитектуры от немецкого фотографа Килиана Шенбергера

Дальтонизм - еще не повод отказываться от желания стать профессиональным фотографом и создавать замечательные фотографии архитектуры. Своим примером немец Килиан Шёнбергер доказал, что этот порок можно превратить в свою сильную сторону. Он просто перестал обращать внимания на оттенки зеленого и коричневого и сосредоточился на текстуре фотографии, тем самым разработав свой собственный подход к обработке кадров.

Недавно Килиан отснял архитектурный проект в городе Хойссе. Он представляет собой музей, расположенный на территории общей площадью в 62 акра. С 1982 по 1994 скульптор Эрвин Герих построил на этой земле 11 музейных павильонов, которые он сам называет «часовнями». Каждый снимок этого места притягивает архитектурной стройностью и геометрией стиля.

5. Живые зелёные заборы на фото Александры Дэви

Живые зелёные заборы удивительны и гармоничны. «Растения - часть природы, а стены - часть культуры, которые предоставляют нам мнимую защиту от чужих глаз. Внутри они скрывают то, что человек пытается спрятать от внешнего мира, но представляет это в ином виде», - эти слова легли в основу идеи фотопроекта « », автором которого является миловидная девушка из Франции с величественным именем Александра.

В своих фотографиях Александра Дэви (англ. Alexandra Davy) хочет передать странную привычку людей закрываться, прятаться. Будто бы каждый желает построить свою монолитную каменную стену, даже если для этого под рукой есть только простые живые изгороди. Это меняет природное естество, превращая прекрасные растения в каменные глыбы.

Постсоветская архитектура формирует уникальный пейзаж города, а на снимках британского фотографа Романа Саковича (англ. Roman Sakovich) выглядит особенно атмосферно и действительно неповторимо, несмотря на то что это «обычных» городских мест.

Обилие света и чистота каждого кадра - то, что главным образом определяет стиль фотографа. Кроме того, сценарий каждой съемки тщательно продуман, поэтому результат часто получается ошеломляющий.

7. Захватывающие дух виды от Финна Билза

Если вам нравятся захватывающие дух виды, вы полюбите работы Финна Билза (Finn Beales) . Его фотографии довольно популярны среди пользователей Instagram . И не зря: ему удаются действительно потрясающие , на такое способны только лучшие фотографы. Просто посмотрите на эти фото и, не успеете опомниться, как начнёте собирать рюкзак в турпоход.

Финн снимает не только для себя. Его фотографии заказывают и используют многие международные бренды.

Их, как и обычных людей, привлекает кинематографичность и задумчивость композиций. За каждым кадром кроется целая история. И это только сильнее разжигает любопытство, вдохновляет и завораживает.

8. Дэвид Бердени - питерские и московские станции метро ночью

Хотели бы вы увидеть, свидетелями каких событий становятся станции метро ночью? Такая возможность представилась канадскому архитектору и фотографу Дэвиду Бердени (англ. David Burdeny) , который создал серию под названием , рассказывающую об удивительной подземной архитектуре Москвы и Санкт-Петербурга.

Чтобы получить разрешение на ночную съемку, фотографу пришлось ждать почти год. Но затраченные усилия того стоили, и предоставленной возможности позавидовали бы лучшие фотографы мира. В течение двух недель Дэвид снимал на пустых перронах станций, наслаждаясь красотой внутреннего убранства построек сталинских времен.

В Санкт-Петербурге Дэвид побывал в Эрмитаже, а также съездил в Пушкин и Петергоф. Фотографу удалось передать атмосферу роскоши пустынных залов с их музейными смотрителями, которые, по словам автора серии, являются напоминанием о достижениях русской культуры.

9. Ментальное пространство окружающей среды по версии Бенуа Пайе

Ментальное пространство - тонкая материя. Его исследованием занялся Бенуа Пайе - художник-экспериментатор из Квебека, ищущий своё личное определение во всех установленных жанрах фотографии. Относит свои работы к «гипер-реалистичной» живописи.

Серия « » оцифровывает ментальные пространства, пытаясь говорить о человечестве без прямой демонстрации людей. Бенуа создает свой эмоциональный портрет и вступает в символический диалог с окружающей его средой, с былыми убеждениями и предрассудками, заново изобретая себя и строя свою манифесту реальности.

«Когда мой глаз, подобно камере, фокусируется на каком-нибудь предмете, все тревожные мысли, ранее терроризировавшие мою голову, вдруг исчезают. В своей серии я предпринял попытку дать зрителям почувствовать это ощущение».

10. Удивительная архитектура как объект интереса Маттиаса Хейдриха

Маттиас Хейдрих - 29-летний фотограф из Бад-Херсфельда, которого привлекает удивительная , графический дизайн и городской ландшафт. Он почитатель Йозефа Шульца, Тима Хекера, дрон-эмбиента, виниловых обложек и игр со светом. Его работы - настоящий фотографический трип в мир красивых форм и структур. Ему нравится изучать сложности цвета в минималистической архитектуре, следуя своему уникальному и чрезвычайно отличительному стилю и привнося в мир неизведанную сторону хорошо знакомого всем Берлина.

Когда Маттиас выходит на прогулку, его взор перманентно находится в поисках узоров, линий, цветов и различных урбанистических абстракций, чтобы превратить всё это ассорти в нечто новое, вытащить их из общего контекста. «Если бы мне пришлось выбрать одно место для съемок на Земле, я бы остановил свой выбор на промышленных районах бывших советских стран. Эти места полны удивительной и странной архитектуры».

Пару слов о себе?

Я профессиональный нидерландский фотограф дикой природы. Я живу в Амстердаме со своей женой и видеографом Даниэллой Сиббинг/Daniella Sibbing . Мы организовываем специализированные туры и мастер-классы по фотографии природы для небольших международных групп фотографов любого уровня по всему миру. Я называю себя фотографом природы, т.к. предпочитаю, как и пейзажи, так и съемку дикой природы.

Почему именно этот жанр фотографии?

Я люблю животных, мне нравится быть на свежем воздухе, я люблю фотографировать, я люблю путешествовать. И я счастлив, что могу объединить все эти вещи в своей работе. И хотя мы привыкли путешествовать по всей планете и бывать в самых необычных местах, мы все равно до сих пор осознаем, насколько это прекрасно. Большинство считает, что у нас вечный отпуск, но романтики в этом не так много, как может показаться. Жизнь фотографа природы весьма сложна, это очень тяжелый труд.

Расскажите о самых ярких моментах на сафари?

Их было такое невероятное количество, что я даже и не знаю, что выбрать. Мы видели, как лев убивает слова, как бегемот спасает детеныша зебры от крокодилов. Кроме таких насыщенных моментов, мгновения полного спокойствия тоже откладываются в памяти надолго: зимний рассвет в Японии и просыпающиеся лебеди, посиделки в палатке посередине Сахары.

Расскажите о вашем оборудовании?

Я снимаю на Nikon: D3s, D4 и D800, объективы: 14-24/2.8, 17-35/2.8, 24-70/2.8, 70-200/2.8, 105 macro, 200-400/4, и 600/4. Оборудование важно для меня, т.к. это инструменты для работы. Любому художнику нужны лучшие инструменты, чтобы достичь лучших результатов. Но сейчас ценность дорогостоящего оборудования определенно преувеличивается, хороший фотограф может сделать великолепные снимки и на простую камеру.

Как вы готовитесь к путешествию?

Я трачу много времени на сборы. Влияние фотографа дикой природы на объект съемки очень ограничено. Поэтому я стараюсь контролировать все, что только возможно, чтобы работа удалась на славу. Другими словами, я изучаю поведение разных животных, погодные условия, и их влияние на пейзажи и животных, и т.д. вы никогда не будете лишком готовы к съемкам.

Что нужно, чтобы стать фотографом дикой природы?

Самое важное – это талант, я считаю. Вы можете приобрести любое оборудование, научиться управлять всеми кнопками, путешествовать по всему миру – но творческий подход, самое важное.

Вы должны болеть своим делом. Большинство людей, которые хотят стать фотографом дикой природы, имеют слишком романтичное представление об этом деле, и не представляют насколько это трудно.

Каждый день делается такое количество фотографий, как никогда, т.к. почти в каждом телефоне есть камера. Выделить себя из этой массы фотографов – сложная задача.

Какое ваше любимое место на планете?

Для меня этот вопрос равнозначен тому, если бы вы спросили, какое мое любимое блюдо. Все зависит от настроения. Африка, конечно, вне конкуренции, с этой точки зрения. Здесь очень много животных, их не приходится искать. В Кении есть место Masai Mara, где фотографировать диких животных – одно наслаждение, но сейчас там становится все больше и больше туристов.

Еще одно место идеальное для пейзажной съемки – Антарктика.

Чего вы достигли в своей жизни?

Мои работы регулярно появляются в National Geographic, также они были представлены в галереях и музеях, я выигрывал почти все крупные международные конкурсы фотографии. Фотография – это не наука. Хорош фотограф или нет, весьма субъективные понятия. Если вы получаете награду за свою работу, это тешит ваше эго, но не значит, что больше не к чему стремиться. Может быть вам просто повезло. Приятно осознавать, что твои работы постоянно выигрывают на конкурсах, их публикуют и покупают. Также это означает, что вы должны продолжать усердно работать и повышать свою планку постоянно.

Насколько сложно и интересно изучать мир животных?

Сложность заключается в том, что дикая природа и животные непредсказуемы. Я обычно изучаю работы местных биологов и гидов, чтобы изучить то, что меня интересует.