Должностная инструкция педагога-библиотекаря. Ексд - педагог-библиотекарь Должностная инструкция педагога библиотекаря школы

Вопрос (подробно):

Здравствуйте, подскажите пожалуйста, как составить график работы педагога-библиотекаря. По договору 36 часовая шестидневная рабочая неделя, плюс педагогическая нагрузка 6 часов в неделю.Какой должен быть режим работы?

Особенностями режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденными Приказом Минобрнауки России от 11.05.2016 N 536, установлены следующие подходы к определению режима рабочего времени педагога в школе.

Режим рабочего времени и времени отдыха педагогических работников и иных работников организации устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка с учетом следующих факторов:

1. режима деятельности организации, связанного с круглосуточным пребыванием обучающихся, пребыванием их в течение определённого времени, сезона, сменностью учебных, тренировочных занятий и другими особенностями работы организации;

2. продолжительности рабочего времени или норм часов педагогической работы за ставку заработной платы, а также продолжительности рабочего времени, установленной в соответствии с законодательством Российской Федерации иным работникам по занимаемым должностям;

3. объёма фактической учебной (тренировочной) нагрузки (педагогической работы) педагогических работников, определяемого в соответствии с приказом N 1601;

4. времени, необходимого для выполнения входящих в рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой ими должности иных предусмотренных квалификационными характеристиками должностных обязанностей, в том числе воспитательной работы, индивидуальной работы с обучающимися, научной, творческой и исследовательской работы, а также другой педагогической работы, предусмотренной трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, - методической, подготовительной, организационной, диагностической, работы по ведению мониторинга, работы, предусмотренной планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися;

5. времени, необходимого для выполнения педагогическими работниками и иными работниками дополнительной работы за дополнительную оплату по соглашению сторон трудового договора.

При этом выполнение учебной (преподавательской) нагрузки регулируется расписанием занятий.

Другая часть педагогической работы, определяемая с учётом должностных обязанностей, а также дополнительных видов работ, непосредственно связанных с образовательной деятельностью, выполняемых с их письменного согласия за дополнительную оплату, регулируется следующим образом:

самостоятельно - подготовка к осуществлению образовательной деятельности и выполнению обязанностей по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности, участие в разработке рабочих программ предметов, курсов, дисциплин (модулей) (в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов и с правом использования как типовых, так и авторских рабочих программ), изучение индивидуальных способностей, интересов и склонностей обучающихся;

в порядке, устанавливаемом правилами внутреннего трудового распорядка, - ведение журнала и дневников обучающихся в электронной (либо в бумажной) форме;

правилами внутреннего трудового распорядка - организация и проведение методической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям) обучающихся;

планами и графиками организации, утверждаемыми локальными нормативными актами организации в порядке, установленном трудовым законодательством - выполнение обязанностей, связанных с участием в работе педагогических советов, методических советов (объединений), работой по проведению родительских собраний;

графиками, планами, расписаниями, утверждаемыми локальными нормативными актами организации, коллективным договором, - выполнение дополнительной индивидуальной и (или) групповой работы с обучающимися, участие в оздоровительных, воспитательных и других мероприятиях, проводимых в целях реализации образовательных программ в организации, включая участие в концертной деятельности, конкурсах, состязаниях, спортивных соревнованиях, тренировочных сборах, экскурсиях, других формах учебной деятельности (с указанием в локальном нормативном акте, коллективном договоре порядка и условий выполнения работ);

трудовым договором (дополнительным соглашением к трудовому договору) - выполнение с письменного согласия дополнительных видов работ, непосредственно связанных с образовательной деятельностью, на условиях дополнительной оплаты (классное руководство; проверка письменных работ; заведование учебными кабинетами, лабораториями, мастерскими, учебно-опытными участками; руководство методическими объединениями; другие дополнительные виды работ с указанием в трудовом договоре их содержания, срока выполнения и размера оплаты);

локальными нормативными актами организации - периодические кратковременные дежурства в организации в период осуществления образовательного процесса, которые при необходимости организуются в целях подготовки к проведению занятий, наблюдения за выполнением режима дня обучающимися, обеспечения порядка и дисциплины в течение учебного времени, в том числе во время перерывов между занятиями, устанавливаемых для отдыха обучающихся различной степени активности, приёма ими пищи.

При составлении графика дежурств в организации работников, ведущих преподавательскую работу, в период проведения занятий, до их начала и после окончания занятий, учитываются сменность работы организации, режим рабочего времени каждого работника, ведущего преподавательскую работу, в соответствии с расписанием занятий, общим планом мероприятий, а также другие особенности работы, с тем чтобы не допускать случаев длительного дежурства работников, ведущих преподавательскую работу, и дежурства в дни, когда учебная (тренировочная) нагрузка отсутствует или незначительна. В дни работы работники, ведущие преподавательскую работу, привлекаются к дежурству в организации не ранее чем за 20 минут до начала занятий и не позднее 20 минут после окончания их последнего занятия.В дни недели (периоды времени, в течение которых функционирует организация), свободные для работников, ведущих преподавательскую работу, от проведения занятий по расписанию и выполнения непосредственно в организации иных должностных обязанностей, предусмотренных квалификационными характеристиками по занимаемой должности, а также от выполнения дополнительных видов работ за дополнительную оплату, обязательное присутствие в организации не требуется.

В связи с переосмыслением роли национального библиотечного фонда в России, как и многих других странах, возникла необходимость качественного реформирования должностных полномочий сотрудников сферы, что затронуло и работников школьных библиотек. Согласно Приказу Минздравсоцразвития РФ от 31.05. 2011 г. № 448н в ЕКС была внесена новая должность. Педагог-библиотекарь - это специалист, на которого возлагается ряд концептуально важных обязанностей:

  • хранение, расширение имеющегося книжного фонда;
  • практическое переформатирование работы библиотечного пространства, в условиях нового времени призванного стать институтом социализации, центром активной коммуникации и неотъемлемой частью системы информационного образования;
  • создание условий для поддержания детской читательской инициативы, расширения навыков ориентации в многообразии доступных источников информации.

Педагог-библиотекарь - новая должность в школе

Стремительное развитие технологий, которые мы наблюдаем в последние годы, находит свое отражение в темпах развития всех социально-экономических областей, и сфера образования не стала исключением. Повсеместная доступность информации фактически уничтожила ценность знания как системной единицы, вместе с тем обусловив высокую значимость навыка быстрой ориентации в условиях информационного перенасыщения, умения осуществлять классификацию источников знаний и мыслить критически. В свете этого школьные библиотеки, которые традиционно считались придаточным звеном в системе образовательных учреждений, приобрели новый статус, трансформируясь в центры информации, духовного и культурного воспитания, а в российских школах появилась новая должность - педагог-библиотекарь.

Сохраните это себе, чтобы не потерять:

- Организация инновационного библиотечного пространства для учащихся и педагогов (зонирование и организация мероприятий)
- «Не библиотека в школе, а школа в библиотеке» (интервью)

Необходимость утверждения нового статуса библиотеки в ОУ была определена на крупномасштабных мероприятиях, проводимых по инициативе РШБА (Русская школьная библиотечная ассоциация) в 2007-2010 годах. Закономерным результатом усилий инициативной группы стало провозглашение В.В. Путиным на VI съезде Всероссийского педагогического собрания новости о введении должности педагог-библиотекарь. При этом Председателем Правительства тогда отметил, что миссия работник, старательно трудящихся в более чем 50 тысяч школьных библиотек России, выходит далеко за пределы простых операций по сохранению библиотечного фонда и выдаче-приеме книг. Библиотекари помогают участникам образовательного процесса ориентироваться в существующем многообразии информации, тем самым закладывания предпосылки становления культуры личности, оказывают практическую помощь учителям, и при этом не имеет преференций, предоставляемых всем группам педагогических работников. Таким образом, поднимая вопрос о новой должности педагога-библиотекаря в школе и рассуждая, чем она лучше, следует отметить следующие перспективы для работников, осуществивших или планирующих осуществить переход:

  1. Библиотекари, которые ранее относились к категории учебно-вспомогательного персонала, получали минимум на треть меньше учителей, что не отменяло высокого уровня ответственности (в т.ч. материальной) и эмоциональной загруженности. Перевод в статус педагогических работников обусловливает качественное улучшение системы начисления заработной платы, а также перспективу роста дохода до средне экономических показателей по региону.
  2. Внесение изменение в ЕКС позволяет библиотекарям пользоваться привилегиями, актуальными для педработников правами и льготами, включая возможность получения единоразовых пособий для молодых специалистов, компенсаций для организации отдыха в пансионатах и санаториях, удлиненный отпуск.
  3. Изменение статуса предусматривает расширение списка трудовых функций и обязанностей. Сотрудники, занимающие должность, обязаны проходить в установленном порядке аттестационное оценивание, свободно владеть ИКТ-средствами, принимать участие в реализации программного содержания на уровне начального, общего, среднего образования, принимать участие в организации полезного и содержательного досуга школьников посредством поддержки читательской инициативы, подготовки и проведения тематических мероприятий, освоению детьми информационных технологий.

Чтобы снять вопросы, кто такой педагог-библиотекарь и обеспечить возможность сознательного перехода претендентов на эту должность, было принято решение разработки профессионального стандарта, основанного на принципах системности, целостности, технологичности, совместимости, включенности в общий педагогический процесс. При разработке трудовых функций по новой должности остро возникла проблема гармоничного сочетания педагогической и библиотечной составляющей, поскольку в отечественной образовательной практике впервые предстояло провести интеграции двух самодостаточных направлений деятельности в одно. Было крайне важно избежать «перекоса» или небрежной трактовки должностных обязанностей педагогов-библиотекарей и, на наш взгляд, это удалось благодаря сильной базе профессиональной переподготовки, изучению зарубежного опыта и потребностей работодателей. В остальном успешность внедрения в учебно-воспитательный комплекс новой должности зависит от управленческого таланта и усилий директоров школ, которые с одной стороны должны строго следить за реализацией внедрения нового профессионального стандарта для библиотекарей, с другой - оценивать ситуацию критически, с пониманием того, что в реальных образовательных условиях все должно работать на удовлетворение потребностей школьников и педагогов, а потому возможно проведение коррекции с поправкой на специфику функционирования конкретной ОУ.

Педагог-библиотекарь в школе: должностные обязанности

Определение обязанностей по должности педагога-библиотекаря основывается на профессиональном стандарте, создатели которого, в свою очередь, выделили конкретные трудовых функции на основе обобщенных, обеспечив совокупность библиотечных и педагогических составляющих. Главное новшество в списке обязанностей педагога-библиотекаря в школе - опосредованное ведение педагогической работы, предусматривающее участие в реализации ООП на уровне начальной, основной, средней школы, что будет рассмотрено нами подробнее.

Обобщенная трудовая функция Профессиональные обязанности
Педагогическая работа по проектированию и реализации учебно-воспитательного процесса в ОУ. Согласно общепедагогической функции педагог-библиотекарь в школе создает условий для обучения, воспитания и общего развития детей, руководствуясь требованиями ФГОС, особенностями возрастной психологии, образовательными потребностями и интересами учащихся. Специалист, занимающий должность, в рамках ведения библиотечной деятельности, во время проведения дополнительных занятий способствует личностному и культурному развитию школьников, обеспечивает широкую поддержку читательского интереса, обучает методам и формам ведения библиотечно-информационной работы.
Педагогическая деятельность по формированию информационной культуры, обеспечению информационной безопасности учащихся и педагогов.

Педагог-библиотекарь в школе участвует в реализации программ информационной культуры личности:

  • на уровне начального, основного, среднего (общего) образования (рабочие программы учебных курсов для школьников всех возрастных групп);
  • в рамках мероприятий по повышению профессионального уровня педработников ОУ (как представитель внутришкольной методической службы).

Также педагог-библиотекарь обязан принимать участие в реализации кластера внеурочной деятельности, обеспечивая условия для общеинтеллектуального развития личности учащихся, привитию им основ информационной культуры.

Библиотечно-информационное сопровождение основных образовательных программ общего образования.

По данному направлению деятельности педагог-библиотекарь в школе:

  • комплектует, систематизирует, обеспечивает ремонт и хранение библиотечного фонда;
  • организует обслуживания пользователей;
  • предоставляет культурно-просветительские и досуговые услуги; формирует справочно-библиографический аппарат;
  • создает необходимые абонентам библиотеки информационные ресурсы;
  • обеспечивает деятельность школьной библиотеки.

Также в обязанности педагога-библиотекаря в школе входит:

  • разработка программ допобразования для поддержания интереса школьников к специальной и художественной литературе, всестороннего развития личности;
  • анализ достижений детей для выявления интеллектуальной или творческой одаренности, склонностей к той или иной профессиональной деятельности, что особенно важно для профориентации школьников;
  • организация читательских конференций, литературных вечеров, семинаров, мастер-классов, тематических выставок, встреч с читателями и презентаций;
  • планирование работы по комплектации библиотечного фонда электронными и печатными информационными ресурсами;
  • инвентаризация книг, журналов, справочников, обеспечение сохранности и ремонт фонда;
  • составление каталога литературы, работа с картотеками, ИК-технологиями и передовыми поисковыми системами;
  • соблюдение правил охраны труда и пожарной безопасности.

Что касается непосредственно практической деятельности, то при осуществлении профессиональных обязанностей педагог-библиотекарь, занимающий новую должность в школе, обязан руководствоваться должностной инструкцией, локальными актами и постановлениями, рабочей программой, которую он разрабатывает перед началом учебного года и согласовывает со школьной администрацией. В плане работы специалиста на год должен быть отражен широкий спектр целей и задач (организационные, образовательные, прогностические, мониторинговые), соответствующих широкому охвату трудовых функций, объединяющих педагогический и библиотечный компонент. Так, в список трудовых задач специалиста можно включить следующие:

  • стимулировать читательскую активность детей, используя для этого нестандартные или ИКТ-методики;
  • посредством акции «Подари книгу школе» пополнить школьный литературный фонд;
  • работать над созданием комфортной библиотечной среды, повышением доступности информации и качества обслуживания читателей;
  • способствовать формированию у детей интереса к здоровому образу жизни, познанию, эстетической культуре;
  • обучать школьников пользоваться различными носителями информации, а также каталогами и библиографическими сборниками, анализировать и систематизировать информацию.

Может ли педагог-библиотекарь заниматься преподавательской деятельностью?

Согласно действующей квалификационной характеристике педагогу-библиотекарю, помимо обслуживания имеющегося на балансе информационного фонда и ведения консультационной деятельности, вменяется педагогическая работа, не подлежащая дополнительной оплате. Педагогическая работа специалиста, работающего по должности «педагог-библиотекарь», заключается в участии в реализации ООП путем информационного обеспечения учебных дисциплин и формирования информационной культуры учащихся.

Поднимая вопрос о том, может ли педагог-библиотекарь заниматься преподавательской деятельностью, хочется отметить, что работник, имеющий соответствующую подготовку и желание организовывать обучение детей по учебному предмету, курсу, в рамках кружковой активности, имеет право заниматься преподаванием на тех же основаниях, что и другие сотрудники ОУ - директор, его заместители, педагоги-психологи и т.д. Поскольку преподавательская деятельность педагога-библиотекаря не предусмотрена ЕКС, то отработку часов утвержденного учебного плана необходимо оплачивать отдельно, по ставке педагога основного или дополнительного образования (в зависимости от типа учебной дисциплины). При этом руководителю следует учитывать, что преподавательская нагрузка без занятия штатной должности не считается совместительством, поэтому она может реализовываться в основное рабочее время, если это не мешает педагогу-психологу выполнять базовые должностные обязанности и согласовано с администрацией ОУ.

Подводя итог, хочется отметить, что директор школы вправе самостоятельно принимать решение о наименовании должностей работников и кадровой комплектации образовательного учреждения, что подтверждает ст. 32 ФЗ № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в РФ». Поскольку и для библиотекаря, и для педагога-библиотекаря организация работы по обеспечению свободного доступа участников учебно-воспитательного процесса к библиотечному фонду является основной, обеспечивать введение новой должности не обязательно. Так, библиотекари и педагоги-библиотекари могут совместно трудится в больших школах, имеющих значительные материально-технические и финансовые ресурсы, но для малокомплектных образовательных организаций данное управленческое решение является нецелесообразным. В то же время если в штатном расписании не предусмотрена возможность оплаты труда библиотечному работнику, то необходимо в законном порядке организовать перевод заинтересованного сотрудника на новую должность или, подготовив необходимое документационное обеспечение, открыть соответствующую вакансию, более полно отвечающую актуальным кадровым потребностям и образовательным запросам.


Должность «педагог-библиотекарь» появилась в школах относительно недавно. Однако её введение породило множество вопросов. Обязательно ли в образовательной организации должен быть педагог-библиотекарь? Допустимо ли выполнение им дополнительной работы? Как рассчитывается заработная плата педагога-библиотекаря и распространяются ли на него льготы, установленные для педагогов?

С 24 июля 2011 г. официально вступил в силу приказ Минздравсоцразвития России от 31.05.2011 № 448н «О внесении изменения в Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (зарегистрирован Минюстом России 01.07.2011, регистрационный № 21240), утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н (зарегистрирован Минюстом России 06.10.2010, регистрационный № 18638). Указанный раздел дополнен новой квалификационной характеристикой должности « педагог-библиотекарь ».

Новые возможности для карьерного роста

Попробуй бесплатно! За прохождение - диплом о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

Установлено, что наименование должности «педагог-библиотекарь» применяется в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования (далее – учреждения), и подчиняется новым должностным инструкциям библиотекаря-педагога и работников школы.

В связи с нормативно-правовым введением новой вакансии «педагог-библиотекарь», которая отнесена к категории должностей педагогических работников, возникает целый ряд вопросов, которые нуждаются в первоочередном прояснении и разрешении. К их числу относятся и следующие вопросы, ответы на которые будут представлены ниже.

1. Означает ли, что в связи с утверждением квалификационной характеристики должности «педагог-библиотекарь» наличие этой вакансии в библиотеках образовательных учреждений становится обязательным, а места библиотечных работников подлежат исключению из штатных расписаний учреждений?

2. Если в штате учреждения имеется должность библиотечного работника, следует ли заменять ее на должность педагога-библиотекаря?

3. Если принято решение о введении в штат учреждения должности педагога-библиотекаря, то обязаны ли руководители удов­летворять требования библиотечных работников данных учреждений о переводе их на место педагога-библиотекаря?

4. Распространяются ли на педагогов-библиотекарей льготы и порядок пенсионного обеспечения, установленные для педработников?

5. На каких условиях педагоги-библиотекари могут выполнять дополнительную педагогическую занятость?

6. Каковы условия оплаты труда педагогов-библиотекарей, кто их определяет и от чего зависит размер должностного оклада?

7. Распространяется ли на педагогов-библиотекарей порядок аттестации, установленный для других педработников?

Порядок введения в штат учреждения должности педагога-библиотекаря

Появление новой должности служащих и утверждение квалификационной характеристики должности «педагог-библиотекарь» не означает, что из штатных расписаний учреждений должны быть в обязательном порядке исключены все места библиотечных работников, включая заведующих библиотеками, согласно должностной инструкции библиотекаря-педагога.

Органы, осуществляющие управление в сфере образования, не вправе давать указания образовательным учреждениям о внесении изменений в их штатные расписания, в т. ч. об исключении места библиотечного работника и внесении вместо нее в штатное расписание школы должности педагога-библиотекаря, поскольку в соответствии со ст. 32 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (далее – Закон РФ «Об образовании») установление структуры и штатного расписания образовательного учреждения отнесено к компетенции самого образовательного учреждения.

Следовательно, руководители учреждений вправе самостоятельно принимать решения о комплектовании кадров и наименовании должностей сотрудников, которые будут обеспечивать работу с библиотечным фондом и информационными ресурсами в учреждении ,поскольку эта деятельность является основной как для библиотекаря, так и для педагога-библиотекаря.

В крупных общеобразовательных учреждениях с большим количеством классов при наличии объективных условий работы педагогов и финансовых возможностей в школьных библиотеках работа может выполняться несколькими специалистами, в т. ч. и библиотечными работниками, и педагогами-библиотекарями.

Поэтому если учреждение сочтет целесообразным с учетом имеющихся ресурсов, в т. ч. финансовых возможностей, иметь в штате должность педагога-библиотекаря, то для этого необходимо внести соответствующие изменения в штатное расписание учреждения. Если в штатном расписании предусмотрена вакансия библиотечного работника, но не предполагается ее сохранение, то из штатного расписания эта вакансия должна быть исключена и введена другая требуемая должность.

Если должность библиотекаря занята, то после издания соответствующего приказа о внесении изменений в штатное расписание работодателю необходимо будет провести ряд действий, предусмотренных при сокращении педагогических работников , в т. ч.:

письменно персонально предупредить специалиста под роспись не менее чем за два месяца о возможном увольнении по сокращению штата и предложить ему имеющуюся работу (как по вакантному месту или соответствующей квалификации специалиста, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую специалист может выполнять с учетом его состояния здоровья (работодатель обязан предлагать специалист все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности);

уведомить в письменной форме не позднее чем за два месяца до начала проведения соответствующего мероприятия государственные органы службы занятости (п. 2 ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 11.07.2011) «О занятости населения в Российской Федерации») и выборный орган первичной профсоюзной организации данного учреждения (ч. 1 ст. 82 Трудового кодекса РФ (далее ТК РФ)).

Если специалист, занимающий должность библиотекаря, соглашается на предложение работодателя о переводе на место педагога-библиотекаря, то в его трудовой договор вносятся соответствующие изменения путем заключения дополнительного соглашения. Принимая во внимание, что у работника изменяется трудовая функция, а также условия трудового договора, целесообразно в дополнительном соглашении предусмот­реть изложение трудового договора в новой редакции. Кроме того, работодатель издает приказ о переводе работника на эту должность.

В случае отказа специалиста от перевода на другое место либо если у работодателя нет работы, соответствующей квалификации работника (в т. ч. когда у сотрудника, занимавшего должность библиотекаря, отсутствует высшее образование, требуемое для занятия должности педагога-библиотекаря), трудовой договор по истечении двух месяцев прекращается по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.

Увольнение работников, являющихся членами профсоюза, по основаниям, предусмот­ренным п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, производится в соответствии со ст. 373 ТК РФ с учетом мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации и обеспечением социально-трудовых гарантий в связи с сокращением численности или штата сотрудников (выплата выходного пособия, сохранение среднего заработка на период до трудоустройства и т. д.).

Нарушение работодателем установленной законом процедуры увольнения специалиста по сокращению численности или штата в судебном порядке может повлечь: признание увольнения незаконным и необоснованным; восстановление сотрудника на прежней работе; выплату ему среднего заработка за время вынужденного прогула и возмещение морального вреда; юридическую ответственность работодателя за нарушение трудового законодательства.

Следует также учитывать, что в определенных случаях при решении работодателем вопросов комплектования кадров, в т. ч. при назначении на должность педагога-библиотекаря или переводе на эту должность библиотекаря, допускается прием на работу (перевод) лиц, уровень квалификации которых не отвечает требованиям квалификационных характеристик, для чего применяются особые положения, содержащиеся в разделе «Общие положения» Квалификационных характеристик должностей работников образования.

Так, п. 9 раздела «Общие положения» Квалификационных характеристик должностей работников образования предусматривает, что лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомен­дации аттестационной комиссии могут быть назначены на соответствующие вакансии так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

Должности работников в библиотеках учреждений и их функциональные обязанности

При решении вопроса о должностном комплектовании (наименованиях вакансий) библиотек учреждений необходимо учитывать различия в должностных обязанностях библиотечных работников и педагога-библиотекаря.

Должностные обязанности библиотекарей определены квалификационной характеристикой, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 30.03.2011 № 251н «Об утверждении Единого квали­фикационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии»» (зарегистрирован в Минюсте России 24.05. 2011, регистрационный № 20838).

Необходимо учитывать, что в должностные обязанности библиотечных работников выполнение педагогической деятельности не входит, поэтому при ее фактическом выполнении с согласия работников такая педработа им должна оплачиваться дополнительно.

Так, при наличии соответствующей подготовки школьные библиотекари, как и иные работники общеобразовательных учреждений (руководители, их заместители, педагоги-психологи, воспитатели и др.), могут осуществлять преподавательскую деятельность по какому-либо учебному предмету, курсу, дисциплине или отдельной теме, которые преду­смотрены учебным планом либо образовательной программой, или вести занятия в кружке.

За преподавательскую работу библиотечным специалистам должна производиться дополнительная оплата в порядке и на условиях, установленных для учителей или педагогов дополнительного образования, в зависимости от ее содержания. При этом преподавательская работа, осуществляемая помимо основной работы в одном и том же образовательном учреждении без занятия штатной должности, не считается совместительством и может с разрешения руководителя учреждения выполняться в основное рабочее время.

Педагогу-библиотекарю , согласно утвержденной квалификационной характеристике, помимо работы с библиотечным фондом и информационными ресурсами вменяется в обязанность педагогическая работа. Онаможет бытьсвязана с участием в реализации основной образовательной программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также с осуществлением дополнительного образования обучающихся, воспитанников по культурному развитию личности, продвижению чтения, поддержке интереса к литературе, развитию словесности и формированию информационной культуры, освоению инновационных технологий, методов и форм библиотечно-информационной деятельности в кружковой, клубной и иных формах работы. Педагогическая работа, входящая в круг основных обязанностей педагога-библиотекаря, не подлежит дополнительной оплате.

При этом следует особо отметить, что по предложению Общероссийского Профсоюза работников образования при согласовании проекта квалификационной характеристики должности «педагог-библиотекарь» из раздела «Должностные обязанности» были исключены такие функции, как осуществление образовательного процесса в соответствии с основной образовательной программой начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, проведение учебных занятий. Эти функции являются прямыми обязанностями учителей и не могут одновременно быть включены в должностные обязанности другого сотрудника, даже если именовать его место«педагог-библиотекарь», поскольку одной из основных его функций остается работа с библиотечным фондом и информационными ресурсами.

Трудовые и иные права и обязанности педагогов-библиотекарей

Согласно приказу Минздравсоцразвития России от 31.05.2011 № 448н должностью «педагог-библиотекарь» дополнен раздел квалификационных характеристик работников образования, именуемый «Должности педработников». Это означает, что вакансия «педагог-библиотекарь» отнесена к должностям педагогических работников.

Вместе с тем отнесение должности педагога-библиотекаря к категории педработников само по себе не означает, что на сотрудника, который будет занимать указанное место, автоматически будет распространяться большинство гарантий, установленных для педработников, поскольку они определяются в зависимости от занимаемого места, типа и вида образовательного учреждения и регулируются как напрямую законодательными актами Российской Федерации, так и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в которые необходимо внести соответствующие дополнения в отношении должности педагога-библиотекаря.

Следовательно, реализация определенных прав, установленных законодательством Российской Федерации для педработников, в настоящее время находится в прямой зависимости от того, насколько оперативно будут внесены необходимые дополнения в соответствующие подзаконные нормативные правовые акты, и прежде всего:

  • в приказ Минобрнауки России от 24.12.2010 № 2075 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников» (вступил в силу с 4 июля 2011 г.), которым регулируется сокращенная продолжительность рабочего времени педработников;
  • постановление Правительства РФ от 01.10.2002 № 724 «О продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педработникам» (с изм. и доп.), которым определяется продолжительность ежегодного основного .

Кроме того, необходимо также внесение изменений и дополнений в другие нормативные правовые акты, которые определяют порядок реализации прав и мер социальной поддержки педагогических работников, предусмотренных и ст. 55 .

Так, педработники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет (досрочно назначаемой трудовой пенсии по старости) до достижения ими пенсионного возраста .

Вместе с тем трудовая пенсия в связи с педагогической деятельностью назначается досрочно, если работа не менее 25 лет осуществлялась в учреждениях и должностях, предусмотренных Списком работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости. Однако поскольку вакансия педагога-библиотекаря указанным Списком не предусмотрена, работа в этой должности не будет учтена при назначении данной пенсии. Для изменения ситуации требуется дополнение указанного Списка, а в случае положительного решения – наличие требуемого для ее назначения стажа работы в течение 25 лет в определенных должностях в соответствии со Списком.

Педработники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения . Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, устанавливаются законодательством субъектов РФ и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов РФ. Смогут ли педагоги-библиотекари пользоваться указанными мерами социальной поддержки, будет зависеть от принятых в субъектах РФ законодательных и иных подзаконных нормативных правовых актов.

Если педработникам федеральных государственных учреждений размер ежемесячной денежной компенсации в целях содействия их обеспечению книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями предусмотрен п. 8 ст. 55 Закона РФ «Об образовании», то педагогическим работникам государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов РФ, указанная денежная компенсация выплачивается по решению органа государственной власти субъекта РФ в размере, устанавливаемом указанным органом, а педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений – по решению органа местного самоуправления в размере, устанавливаемом указанным органом.

В соответствии с абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона РФ «Об образовании» педработники образовательного учреждения не реже чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы имеют право на длительный отпуск сроком до одного года , порядок и условия предоставления которого определяются учредителем и (или) уставом данного образовательного учреждения, с учетом перечня должностей, работа в которых засчитывается в стаж непрерывной преподавательской работы. В случае если педагог-библиотекарь будет одновременно вести преподавательскую работу в должности учителя, для реализации этого права на указанных условиях необходимо предусмотреть эту должность в данном перечне.

Педработники образовательного учреждения в соответствии с федеральными государственными требованиями к минимуму содержания дополнительной профессиональной образовательной программы и уровню их профессиональной переподготовки имеют право не реже чем один раз в пять лет проходить профессиональную переподготовку или повышение квалификации. Указанные требования установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Следовательно, должны быть установлены федеральные государственные требования к минимуму содержания дополнительной профессиональной образовательной программы и уровню профессиональной переподготовки педагогов-библиотекарей, а образовательными учреждениями, реализующими образовательные программы профессиональной переподготовки или повышения квалификации, должны быть разработаны соответствующие программы для педагогов-библиотекарей, учитывая, что в образовательных учреждениях высшего профессионального образования подготовка таких специалистов не осуществляется.

Таким образом, основные права педработников, предусмотренные Законом РФ «Об образовании», а также академические, трудовые и иные права, установленные другими федеральными законами, типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов и иными нормативными правовыми актами, могут быть распространены на педагогов-библиотекарей. Как правило, это возможно только на основании подзаконных нормативных правовых актов, принятие которых должно быть инициировано федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную политику в сфере образования, а также другими уполномоченными органами власти.

Кроме того, необходимо учитывать также, что на педагогов-библиотекарей должны распространяться права и обязанности педагогов, установленные законодательством Российской Федерации.

Аттестация педагога-библиотекаря

К числу обязанностей педагогических работников относится обязанность проходить аттестацию с целью подтверждения соответствия занимаемой должности , которая проводится один раз в 5 лет в отношении педработников, не имеющих квалификационных категорий (первой или высшей). Порядок аттестации педработников государственных и муниципальных образовательных учреждений утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 24.03.2010 № 209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений» и введен в действие с 1 января 2011 г.

При этом следует учитывать, что в соответствии с п. 18 указанного порядка не подлежат аттестации педработники, проработавшие в занимаемой должности менее двух лет. Таким образом, специалисты, занимающие должность педагога-библиотекаря менее двух лет, а также получившие первую квалификационную категорию в течение первых двух лет работы в этой должности, не могут быть представлены работодателем для прохождения аттестации с целью подтверждения соответствия занимаемой должности.

К числу прав, связанных с аттестацией, можно отнести право педагога-библиотекаря на прохождение аттестации для установления соответствия уровня его квалификации требованиям, предъявляемым к первой квалификационной категории, которая проводится на основании заявления педагогического работника в установленном порядке. С заявлением о проведении аттестации для установления соответствия уровня квалификации требованиям, предъявляемым к высшей квалификационной категории, педагог-библиотекарь вправе обратиться не ранее чем через 2 года после установления ему первой квалификационной категории. При этом всесторонний анализ результатов профессиональной деятельности педагогов-библиотекарей должен осуществляться на основе требований, предъявляемых к квалификационным категориям, а также с учетом особенностей их деятельности по исполнению должностных обязанностей, предусмотренных квалификационной характеристикой.

Условия выполнения педагогами-библиотекарями дополнительной педагогической работы

Помимо педагогической работы, входящей в обязанности педагогов-библиотекарей и не подлежащей дополнительной оплате, эти сотрудники в том же образовательном учреж­дении при наличии соответствующей подготовки могут осуществлять преподавательскую работу по учебному предмету. Такая работа, так же как и для других сотрудников, может быть разрешена в основное рабочее время, поскольку не считается совместительством и подлежит оплате в порядке и на условиях, установленных для учителей.

Регулирование условий оплаты труда педагогов-библиотекарей

Единой системы оплаты труда педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, как это предусматривалось до 1 января 2005 г. при применении на всей территории Российской Федерации единой тарифной сетки, в настоящее время не установлено.

В соответствии со ст. 135 ТК РФ заработная плата сотруднику в т. ч. педагогу-библиотекарю, устанавливается трудовым договором в соответствии с действующей у данного работодателя системой оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, доплат и надбавок компенсационного характера (в т. ч. за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных), а также системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа трудящихся (выборного органа первичной профсоюзной организации данного учреждения).

Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с условиями, установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (коллективный договор, соглашения, локальные нормативные акты). А условия оплаты труда, определенные коллективным договором (соглашениями, локальными нормативными актами), не могут быть ухудшены по сравнению с условиями, установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Так, в соответствии со ст. 144 ТК РФ муниципальные учреждения должны устанавливать системы оплаты труда, определенные коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Указанные документы не должны противоречить нормам федерального законодательства.

Следовательно, должны быть внесены соответствующие изменения в региональные и муниципальные нормативные правовые акты по вопросам оплаты труда работников образования, а также в коллективные договоры учреждений и положения об оплате труда в школе.

Из изложенного следует, что регулирование вопросов оплаты труда педагогов-библиотекарей, в т. ч. при выполнении работы в сельской местности, будет осуществляться по-разному: с учетом норм законодательных и иных нормативных правовых актов субъектов РФ и органов местного самоуправления (в т. ч. в зависимости от их финансового положения), а также с учетом локальных нормативных актов, принятых непосредственно учреждениями.

Кроме того, необходимо учитывать, что если система оплаты труда специалистов образовательного учреждения строится на основе профессиональных квалификационных групп должностей работников образования, утверж­денных приказом Минздравсоцразвития России от 05.05.2008 № 216н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования», то должность педагога-библиотекаря данным приказом в настоящее время не предусмотрена. Следовательно по этой должности не определен и квалификационный уровень, в соответствии с которым определяется дифференциация размеров должностных окладов (ставок заработной платы) педагогических работников.

Учитывая это обстоятельство, Общероссийский Профсоюз работников образования предложил Минобрнауки России отнести должность педагога-библиотекаря к четвертому квалификационному уровню профессиональной квалификационной группы должностей педработников, а также подготовить необходимые проекты нормативных правовых актов, связанных с регулированием прав и мер социальной поддержки в отношении педагогов-библиотекарей, о которых было указано авторами в настоящем комментарии.

Секретарь-заведующая правовым отделом аппарата Общероссийского Профсоюза работников образования Ж.П. Осипцова

Эксперт аппарата Общероссийского Профсоюза работников образования В.Н. Понкратова

Реализация трудовых прав и социальных гарантий педагогических работников

Вера Понкратова, эксперт Общероссийского Профсоюза образования, Сергей Хмельков, зам. зав. правовым отделом, главный правовой инспектор труда Центрального совета Общероссийского профсоюза образования

На должность педагога-библиотекаря принимается лицо, имеющее высшее профессиональное (педагогическое, библиотечное) образование без предъявления требований к стажу работы.

Образец должностной инструкции педагога-библиотекаря

1. Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция педагога-библиотекаря в школе разработана в соответствии требованиям ФГОС начального и основного общего образования, утвержденных соответственно приказами Минобрнауки России №373 от 06.10.2009г и №1897 от 17.12.2010г (в ред. на 31.12.2015); ФЗ №273 от 29.12.2012г «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 3 июля 2016 года; на основании Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденного Приказом Минздравсоцразвития № 761н от 26 августа 2010г. в редакции от 31.05.2011г.; согласно Трудовому кодексу РФ и другим нормативным актам, регулирующим трудовые отношения между работником и работодателем.
1.2. Педагога-библиотекаря назначает и освобождает от должности директор школы в порядке, установленном Трудовым Кодексом Российской Федерации.
1.3. Педагогу-библиотекарю необходимо иметь высшее профессиональное (педагогическое, библиотечное) образование без предъявления требований к стажу работы.
Лиц, не имеющих специальной подготовки или стажа работы, но обладающих необходимым практическим опытом и знаниями, выполняющих качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, можно назначать на соответствующие должности так же, как и лиц, имеющих специальную подготовку и стаж работы.
1.4. Педагог-библиотекарь находится в прямом подчинении у директора школы и заместителя директора по учебно-воспитательной работе.
1.5. Педагог-библиотекарь осуществляет свою деятельность согласно:

  • действующему законодательству РФ об образовании и библиотечном деле;
  • руководящим документам вышестоящих органов по вопросам работы библиотеки;
  • правилам организации библиотечного труда, учета, инвентаризации;
  • Уставу общеобразовательного учреждения, Правилам внутреннего трудового распорядка;
  • Положению о библиотеке, приказам и распоряжениям директора общеобразовательного учреждения;
  • данной должностной инструкции педагога-библиотекаря школы, правилам охраны труда и пожарной безопасности, трудовому договору.

1.6. Педагогу-библиотекарю строго запрещено применять образовательную деятельность в целях политической агитации, принуждения учеников к принятию политических, религиозных или других убеждений или отказа от них, с целью разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни; для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство или неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе с помощью сообщения ученикам недостоверных сведений об исторических, национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения учащихся к действиям, противоречащим Конституции РФ.
1.7. Педагог-библиотекарь должен знать:

  • главные направления развития образовательной системы Российской Федерации;
  • Законодательство Российской Федерации об образовании и библиотечном деле;
  • Конвенцию о правах ребенка;
  • содержание художественной, научно-популярной литературы, периодических изданий, находящихся в библиотечном ресурсе школы;
  • методологию проведения индивидуальных бесед, формы и техники проведения конференций, выставок;
  • основы возрастной педагогики и психологии, физиологии, школьной гигиены;
  • индивидуальные особенности развития детей различного возраста;
  • специфику развития интересов и потребностей учащихся, их творческой деятельности;
  • передовые информационно-коммуникационные технологии (текстовые редакторы, электронные таблицы, программы для создания презентаций, информационные системы, автоматизирующие библиотечную деятельность), основы работы в сети Интернет, правила применения мультимедийного оборудования и ведения электронного документооборота;
  • нормативные и методические материалы по вопросам организации информационной и библиотечной деятельности;
  • профиль деятельности, специализацию и структуру школы;
  • правила комплектования, хранения и учета библиотечного ресурса, поиска и выдачи книг из библиотечного ресурса;
  • условные сокращения и условные обозначения, используемые в библиографии на иностранных языках;
  • новейшие информационно-поисковые системы, используемые в библиотечном обслуживании; систему классификации информации и принципы составления каталогов;
  • единую общегосударственную систему межбиблиотечного абонемента;
  • правила компенсации при потере читателями единиц библиотечного ресурса;
  • порядок и правила составления отчетных документов о работе библиотеки.

Педагог-библиотекарь должен также знать правила внутреннего трудового распорядка, свою должностную инструкцию педагога-библиотекаря в школе, правила охраны труда и пожарной безопасности, порядок действий при эвакуации в случае возникновения пожара.

2. Функции

К главным направлениям деятельности педагога-библиотекаря относятся:
2.1. Информационно-библиографическое сопровождение учебно-воспитательного процесса в общеобразовательном учреждении (образовательная функция);
2.2. Помощь в самообразовании учащихся и педагогических работников образовательного учреждения посредством библиотечно-информационного обслуживания;
2.3. Пропаганда чтения как способа культурного досуга (культурная);
2.4. Обеспечение доступа к информации и информационным ресурсам, требуемым для реализации программы начального общего, основного общего, среднего общего (полного) образования (информационная функция).

3. Должностные обязанности педагога-библиотекаря школы

Педагог-библиотекарь обязан:
3.1. Участвовать в реализации основной образовательной программы начального общего, основного общего, среднего общего образования согласно федеральным государственным стандартам (ФГОС) начального общего, основного общего, среднего общего образования.
3.2. Организовывать работу по ее учебно-методическому и информационному сопровождению, направленную на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для учеников и педагогических работников к информации, относящейся к реализации основной образовательной программы, на приобретение новых навыков в применении библиотечно-информационных ресурсов.
3.3. Осуществлять дополнительное образование учащихся по культурному развитию личности, продвижению чтения, поддержке интереса к литературе, к развитию словесности и формированию информационной культуры, освоению инновационных технологий, способов и видов библиотечно-информационной деятельности.
3.4. С этой целью разрабатывать рабочую программу, обеспечивать ее выполнение, организовывать участие учащихся в массовых тематических мероприятиях, обеспечивая педагогически обоснованный выбор видов, средств и методов работы детского объединения учитывая психофизиологическую и педагогическую целесообразности, применяя новейшие образовательные технологии, включая информационные и цифровые образовательные ресурсы.
3.5. Применять педагогические теории и методы для решения информационно-образовательных задач.
3.6. Обеспечивать и анализировать достижения учащихся, выявлять их творческие способности, способствовать формированию устойчивых профессиональных интересов и склонностей.
3.7. Участвовать в обеспечении самообразования учащихся, педработников школы средствами библиотечных и информационно-библиографических ресурсов, в организации тематических выставок, читательских конференций, оформлении средств наглядной агитации, стендов, в разработке планов, методических программ, процедур реализации различных образовательных проектов.
3.8. Вносить предложения по совершенствованию образовательного процесса в общеобразовательном учреждении.
3.9. Участвовать в деятельности педагогических, методических советов, объединений, в иных видах методической работы, в организации и проведении родительских собраний, мероприятий различных направлений внешкольной деятельности, предусмотренных учебно-воспитательным процессом.
3.10. Составлять планы комплектации библиотеки школы печатными и электронными образовательными ресурсами по всем учебным предметам учебного плана на определенных учредителем образовательного учреждения языках обучения и воспитания.
3.11. Разрабатывать предложения по формированию в библиотеке школы ресурса дополнительной литературы, включающего в себя детскую художественную и научно-популярную литературу, справочно-библиографические и периодические издания, сопровождающие реализацию главной учебной программы.
3.12. Проводить работу по учету и периодической инвентаризации библиотечного ресурса школы.
3.13. Обеспечивать тщательную обработку поступающей в школьную библиотеку литературы, составление систематического и алфавитного каталогов с использованием новейших информационно-поисковых систем.
3.14. Организовывать качественное обслуживание учащихся и сотрудников общеобразовательного учреждения.
3.15. Обеспечивать незамедлительное составление библиографических справок по поступающим запросам.
3.16. Обеспечивать полную сохранность библиотечного ресурса, ведение статистического учета по главным показателям деятельности библиотеки и подготовку необходимой отчетности.
3.17. Обеспечивать строгое выполнение должностной инструкции педагога-библиотекаря школы, охрану жизни и здоровья учащихся во время обучения и нахождения в помещении школьной библиотеки.
3.18. Строго выполнять правила охраны труда и противопожарной защиты.

4. Права педагога-библиотекаря

Педагог-библиотекарь имеет полное право в пределах своей компетенции:
4.1. Давать обязательные для выполнения указания пользователям библиотечного ресурса.
4.2. Привлекать к дисциплинарной ответственности учащихся за проступки, нарушающие учебно-воспитательный процесс, в порядке, предусмотренном Правилами о поощрениях и взысканиях в общеобразовательном учреждении.
4.3. Участвовать:

  • в разработке воспитательной политики и стратегии общеобразовательного учреждения, в создании соответствующих стратегических документов;
  • в подготовке разных управленческих решений, относящихся к работе школьной библиотеки;
  • в проведении переговоров с партнерами школы по библиотечно-информационной деятельности;
  • в деятельности педсовета общеобразовательного учреждения.

4.4. Вносить предложения о начале, прекращении или приостановлении определенных проектов по деятельности библиотеки, а также по усовершенствованию воспитательного процесса в школе.
4.5. Запрашивать у руководства школы, получать и применять информационные материалы и нормативно-правовые документы, требуемые для выполнения своих должностных обязанностей.
4.6. Самостоятельно подбирать формы, средства и методики библиотечно-информационного обслуживания образовательного процесса согласно целям и задачам, приведенным в Положении о школьной библиотеке.
4.7. Требовать:

  • от учеников соблюдения Правил поведения для учащихся, выполнения Устава общеобразовательного учреждения, Правил пользования библиотечным ресурсом и Интернет-ресурсом;
  • от администрации школы - помощи в исполнении своих прав, должностных обязанностей и обеспечения условий для пользователей библиотеки.

4.8. Периодически повышать свою квалификацию, применяя разные виды и методы совершенствования.
4.9. Изымать документы из ресурсов школьной библиотеки согласно инструкции по учету библиотечного фонда.
4.10. Определять формы и размеры компенсации ущерба, нанесенного читателями библиотеки, согласно Правилам пользования библиотекой школы, утвержденным директором школы.
4.11. Совмещать должности, получать доплату за увеличение зоны обслуживания, надбавки за высокое качество работы и дополнительную работу, звания и награды согласно Коллективному договору общеобразовательного учреждения.
4.12. Быть представленным к разным видам поощрения, наградам и знакам отличия, установленным для работников образования.

5. Ответственность

5.1. За неисполнение или несоответствующее исполнение, без уважительных на то причин, Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжений директора общеобразовательного учреждения и других локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных данной должностной инструкцией педагога-библиотекаря, а также за не использование прав, предусмотренных в приведенной инструкции, повлекшее за собой дезорганизацию обучающего процесса, педагог - библиотекарь несет дисциплинарную ответственность в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации.
5.2. За любое виновное нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических норм и правил работы библиотеки педагог-библиотекарь может привлекаться к административной ответственности в порядке и в случаях, установленных административным законодательством.
5.3. За использование, в том числе однократное, способов воспитания, связанных с физическим и (или) психологическим насилием над личностью ученика, а также совершение другого аморального проступка педагог-библиотекарь может быть освобожден от занимаемой им должности согласно Трудовому законодательству РФ и ФЗ №273 от 29.12.2012г «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями на 03.07.2016г). Увольнение за такой проступок не принимается за меру дисциплинарного взыскания.
5.4. За любое виновное причинение школе или участникам учебно-воспитательного процесса ущерба (в том числе морального) в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей, педагог - библиотекарь несет материальную ответственность в порядке и в пределах, предусмотренных трудовым и (или) гражданским законодательством Российской Федерации.

6. Взаимоотношения. Связи по должности

Педагог-библиотекарь школы:
6.1. Осуществляет свою деятельность согласно графику, составленному с учетом 36-часовой рабочей недели за ставку, утвержденному директором школы;
6.2. Самостоятельно составляет план своей работы на каждый учебный год и месяц; план работы утверждается руководителем общеобразовательного учреждения не позже тридцати дней до начала планируемого периода;
6.3. Может привлекаться по указанию директора или заместителя директора по учебно-воспитательной работе к срочной замене временно отсутствующих педагогов в пределах нормальной продолжительности своего рабочего времени с дополнительной ежечасной оплатой педагогической работы;
6.4. Получает от директора общеобразовательного учреждения и его заместителей информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами, приказами, инструкциями;
6.5. Постоянно обменивается информацией по вопросам, относящимся к его компетенции, с администрацией общеобразовательного учреждения и педагогическим персоналом школы;
6.6. Педагог-библиотекарь выполняет должностные обязанности заведующего библиотекой с дополнительной оплатой труда.

Должностную инструкцию разработал:

С должностной инструкцией ознакомлен(а), второй экземпляр получил (а)
«___»____20___г. __________ (______________________)

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 мая 2011 года № 448н

«О внесении изменения в »


В соответствии с , утвержденного (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 28, ст.2898; 2005, № 2, ст.162; 2006, № 19, ст.2080; 2008, № 11 (ч.1), ст.1036; № 15, ст.1555; № 23, ст.2713; № 42, ст.4825; № 46, ст.5337; № 48, ст.5618; 2009, № 2, ст.244; № 3, ст.378; № 6, ст.738; № 12, ст.1427, 1434; № 33, ст.4083, 4088; № 43, ст.5064; № 45, ст.5350; 2010, № 4, ст.394; № 11, ст.1225; № 25, ст.3167; № 26, ст.3350; № 31, ст.4251; № 35, ст.4574; № 52 (ч.1), ст.7104; 2011, № 2, ст.339; № 14, ст.1935, 1944; № 16, ст.2294),

приказываю:

Министр Т. Голикова

Регистрационный № 21240

Приложение
к приказу Министерства
здравоохранения и социального
развития Российской Федерации
от 31 мая 2011 года № 448н


Изменение,

вносимое в Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»


Должностные обязанности. Участвует в реализации основной образовательной программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в соответствии с федеральными государственными стандартами начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. Организует работу по ее учебно-методическому и информационному сопровождению, направленную на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к информации, связанной с реализацией основной образовательной программы, на приобретение новых навыков в использовании библиотечно-информационных ресурсов. Осуществляет дополнительное образование обучающихся, воспитанников по культурному развитию личности, продвижению чтения, поддержке интереса к литературе, к развитию словесности и формированию информационной культуры, освоению инновационных технологий, методов и форм библиотечно-информационной деятельности. В этих целях разрабатывает рабочую программу, обеспечивает ее выполнение, организует участие обучающихся, воспитанников в массовых тематических мероприятиях, обеспечивая педагогически обоснованный выбор форм, средств и методов работы детского объединения исходя из психофизиологической и педагогической целесообразности, используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы. Применяет педагогические теории и методики для решения информационно-образовательных задач. Обеспечивает и анализирует достижения обучающихся, воспитанников, выявляет их творческие способности, способствует формированию устойчивых профессиональных интересов и склонностей. Участвует в обеспечении самообразования обучающихся (воспитанников), педагогических работников образовательного учреждения средствами библиотечных и информационно-библиографических ресурсов, в организации тематических выставок, читательских конференций, оформлении средств наглядной агитации, стендов, в разработке планов, методических программ, процедур реализации различных образовательных проектов. Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в образовательном учреждении. Участвует в работе педагогических, методических советов, объединений, в других формах методической работы, в организации и проведении родительских собраний, мероприятий различных направлений внеурочной деятельности, предусмотренных учебно-воспитательным процессом. Разрабатывает планы комплектования библиотеки образовательного учреждения печатными и электронными образовательными ресурсами по всем учебным предметам учебного плана на определенных учредителем образовательного учреждения языках обучения и воспитания. Разрабатывает предложения по формированию в библиотеке образовательного учреждения фонда дополнительной литературы, включающего детскую художественную и научно-популярную литературу, справочно-библиографические и периодические издания, сопровождающие реализацию основной образовательной программы. Осуществляет работу по учету и проведению периодических инвентаризаций библиотечного фонда образовательного учреждения. Обеспечивает обработку поступающей в библиотеку литературы, составление систематического и алфавитного каталогов с применением современных информационно-поисковых систем. Организует обслуживание обучающихся (воспитанников) и работников образовательного учреждения. Обеспечивает составление библиографических справок по поступающим запросам. Обеспечивает сохранность библиотечного фонда, ведение статистического учета по основным показателям работы библиотеки и подготовку установленной отчетности. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.
Должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законодательство Российской Федерации об образовании и библиотечном деле; Конвенцию о правах ребенка; содержание художественной, научно-популярной литературы, периодических изданий, находящихся в библиотечном фонде образовательного учреждения; методику проведения индивидуальных бесед, формы и методы проведения конференций, выставок; основы возрастной педагогики и психологии, физиологии, школьной гигиены; индивидуальные особенности развития детей разного возраста; специфику развития интересов и потребностей обучающихся (воспитанников), их творческой деятельности; современные информационно-коммуникационные технологии (текстовые редакторы, электронные таблицы, программы создания презентаций, информационные системы, автоматизирующие библиотечную деятельность), принципы работы в сети Интернет, приемы использования мультимедийного оборудования и ведения электронного документооборота; нормативные и методические материалы по вопросам организации информационной и библиотечной работы; профиль деятельности, специализацию и структуру образовательного учреждения; правила комплектования, хранения и учета библиотечного фонда, поиска и выдачи книг из библиотечного фонда; условные сокращения и условные сокращения, применяемые в библиографии на иностранных языках; современные информационно-поисковые системы, применяемые в библиотечном обслуживании; систему классификации информации и правила составления каталогов; единую общегосударственную систему межбиблиотечного абонемента; порядок компенсации при утрате читателями единиц библиотечного фонда; порядок составления отчетности о работе библиотеки; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное (педагогическое, библиотечное) образование без предъявления требований к стажу работы".

Наименование должности применяется в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.