Презентация на тему батик. I


















1 из 17

Презентация на тему:

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

Что такое батик Батик - это вид ручной росписи по шёлку.На шёлк (влажный, сухой, горячий) наносится краска, которая закрепляется в течение получаса. За это время она успевает растечься по волокнам ткани, создавая очертания размытости. Если художник желает в своей работе использовать четкие границы и очертания, то в этом случае применяется специальный закрепитель, который называется резерв (обычно изготавливается на основе каучука).Роспись батик издавна известна у народов Индонезии, Индии, а так же во многих других странах. Россия не стала исключением и имеет свою своеобразную историю батика.Само слово Батик (batik) - индонезийское. В переводе с индонезийского языка -ba - означает хлопчатобумажную ткань, а -tik - “точка” или “капля”. Ambatik - рисовать, покрывать каплями, штриховать.Всего существует несколько видов батика - горячий и холодный. Они отличаются способом резервирования ткани, впрочем и сами работы между собой отличаются. Так, холодному батику свойственна четкость контуров и форм, горячий же батик характерен тонкими трещинками, хаотично бегущими по ткани.

№ слайда 3

Описание слайда:

Горячий батик. Для резерва в горячем батике используется воск. Воск наносится с помощью специального инструмента, называемого чантингом. Ткань, обработанная воском, не поглащает краску, а также ограничивают ее распространение. Слово “горячий” в названии методики использовано не просто так - ведь художник при содании своей работы использует именно горячий, расплавленный воск. Этот способ используется в основном для раскрашивания хлопчатобумажной ткани. По завершении работы воск с поверхности ткани удаляется.

№ слайда 4

Описание слайда:

Холодный батик. Преимущественно холодный батик используется при нанесении краски на шелк, хотя возможно использовать и другие ткани. При этом роль резерва выполняет специальный материал. Его можно приготовить в домашних условиях, но есть и готовые резервы. Он представляет собой густую массу резинового происхождения. Существуют как цветные, так и бесцветные резервы. Холодный резерв наносится либо специальными инструментами - стеклянными трубочками с резервуаром, либо используются резервы в тюбиках, которые оснащены удлиненным носиком.

№ слайда 5

Описание слайда:

Материал Кисти Вам потребуются круглые кисти с размерами 8 до 12, ими удобно расписывать небольшие участки работы, и большие плоские кисти с размером от 14 до 18 для больших участков. Лучше всего использовать беличьи или колонковые кисти. Важно, чтобы мокрая кисточка имела тонкий кончик. Для обработки больших участков также используют специальные поролоновые тампоны. Для закрашивания мелких участков вам могут понадобиться ватные палочки. Рамы для росписи Первые небольшие работы можно делать и на больших пяльцах для вышивания или, закрепив ткань на деревянном подрамнике, который художники используют для натягивания холста. Шелк закреплять сложно, так как на нем могут появиться стрелки и дырки, так что используйте кнопки с длинным тонким острием или обычные булавки. Существуют и специальные трехзубчатые кнопки для батика. Прочие принадлежности Для смешивания красок можно использовать старые крышки и блюдца или акварельную палитру с углублениями. Понадобятся сосуды для промывания кистей, используйте стаканы или банки. Для разбавления красок всегда наготове должна быть вода, лучше дистиллированная или кипяченая. Для удаления излишков краски можно воспользоваться ненужными кусочками ткани, ватными палочками или поролоновыми губками. Чтобы ускорить процесс высыхания вам понадобится фен.

№ слайда 6

Описание слайда:

Резерв В холодном батике используется прозрачный резервный состав, растворимый в бензине. Готовый резерв можно купить в магазинах, где продаются товары для художников. Импортные контурные составы могут быть окрашены в различные цвета. Для нанесения резерва нужна специальная стеклянная трубочка с загнутым носиком и шаровидным расширением для запаса резерва. Импортный резерв обычно расфасован в пластиковые тюбики или флаконы с насадками, из которых его можно наносить непосредственно на ткань.

№ слайда 7

Описание слайда:

Краски Если вы хотите попробовать заниматься батиком, но еще не уверены, что это станет вашим увлечением, то вам достаточно приобрести краски основных цветов - желтого, красного, синего и черного. Как правило, краски легко смешиваются, и вы сможете получить различные тона. При выборе красок необходимо учитывать несколько факторов. Прежде всего, выясните чем они растворяются, водой или спиртом. Удобнее использовать краски разбавляемые водой. Также важно знать способ закрепления красителя на ткани. Для начинающих больше подходят импортные краски, фиксируемые утюгом. Этот способ наиболее удобен и позволяет сэкономить время. Если вы выбираете более распространенные и дешевые краски, фиксируемые паром, вы обрекаете себя на дополнительные сложности. В этом случае старайтесь тщательно соблюдать инструкцию по фиксации готового изделия, иначе работа может полинять.

№ слайда 8

Описание слайда:

Ткань Ткань, независимо от выбранной вами техники, должна быть из натуральных волокон. На тканях, содержащих искусственные волокна, краски плохо закрепляются или не закрепляются совсем. Чтобы избежать возможных разочарований и ошибок проверьте натуральность ткани до начала работы. Для первых опытов и для тренировок лучше использовать тонкие хлопчатобумажные ткани - мадаполам, маркизет, батист или шифон. Белое простынное полотно, ситец, бязь используются для горячего и узелкового батика.

№ слайда 9

Описание слайда:

С чего начать? Подготовка ткани Перед работой ткань необходимо постирать, чтобы предотвратить усадку и удалить аппретуру, которой может быть пропитан материал, поскольку краска на такую ткань ложится неравномерно. Лучше всего стирать ткани, предназначенные для росписи с хозяйственным мылом, так как стиральные порошки вымываются не полностью и могут повлиять на цвет краски. Хлопок стирают в горячей воде, шелк - в теплой. После стирки ткань тщательно прополаскивают, отжимают, не выкручивая, подсушивают и гладят еще влажной.

№ слайда 10

Описание слайда:

С чего начать? Натягивание ткани на раму Прежде всего, обмотайте раму скотчем или плотной бумагой, чтобы краска не попала на раму и не окрасила ваши последующие работы. Закрепите ткань кнопками сначала по углам, а затем посередине каждой стороны рамы. Затем втыкайте остальные кнопки, чем их больше, тем ровнее закрепится материал. Натягивайте ткань как можно сильнее, при росписи она увлажнится и может провиснуть. Следите за тем, чтобы рисунок не перекашивался и не искажался. Ткань должна быть натянута строго по долевой нити.

№ слайда 11

Описание слайда:

Нанесение контурных средств При нанесении на шелк, жидкие краски обычно растекаются по всем направлениям, подчас неконтролируемо и чаще всего без образования четких контуров. Предварительно нанеся резервные средства, можно предотвратить растекание красок и разделить одно цветовое поле от другого. В этом и заключается основной прием техники росписи с нанесением контуров. Необходимое количество резерва переливают в стеклянную емкость, после этого тюбик или баночку с резервом следует плотно закрыть. Затем резиновой грушей или ртом (но очень осторожно), резерв всасывают из промежуточной посуды в трубочку. Теперь можно нанести резервный состав на ткань. Касаясь ткани загнутым концом трубочки, медленно обведите все контуры рисунка. Чем медленнее вы ведете трубочку, тем толще линии, и тем лучше состав проникает в ткань. При использовании пластмассовых бутылочек и тюбиков со съемными насадками необходимо равномерно выдавливать резерв, чтобы линии были ровными.

№ слайда 12

Описание слайда:

роспись В холодном батике краски наносят только поверхностно, мягкими кистями, поролоновыми или ватными тампонами. На разных тканях краска растекается по-разному: на тонких шелках лучше, на более плотных хуже. На таких тканях кисть с краской приходится подводить близко к резервной линии. Делать это нужно очень осторожно, так как краска может окрасить разделяющую линию или перейти на соседний участок. Если это случилось, смочите водой ватную палочку и попытайтесь удалить нежелаемые пятна краски. От светлого к темному Рекомендуем вам начинать роспись с более светлых участков. Если, несмотря на все меры предосторожности, появятся подтеки, то на светлой краске их удалить легче, чем на темной. А затем соседний участок можно закрасить более темным цветом. После росписи поверхности темными красками следы "аварии" уже не будут бросаться в глаза.

№ слайда 13

Описание слайда:

Акварельная роспись При росписи несколькими красками по сырой ткани, они перетекают друг в друга, расплываясь, как акварель на бумаге. Можно использовать переливы двух близких оттенков, контрастных цветов или сочетание краски и чистой воды, в зависимости от художественного замысла.Часто используется следующий эффект: капните на шелк немного краски и быстро, пока она не впиталась в ткань, подуйте на нее через трубочку или соломинку для коктейля, придавая потекам нужное направление. Еще один распространенный эффект, достигается с помощью поваренной соли крупного помола. Кристаллы соли помещаются на влажную ткань и притягивают краску, высветлят фон вокруг.

№ слайда 14

Описание слайда:

Тест на отблеск и воду Чтобы избежать перетекания жидких красок при росписи сквозь разъединяющие линии, имеет смысл проконтролировать по всей длине полосу, нанесенную контурным средством. Для прозрачного резерва подходит тест на отблеск. Если держать подрамник с натянутым шелком против света, то линии, выполненные контурными средствами, выступают как очень светлые. Если на некоторых участках они выглядят иначе, значит, там это средство недостаточно хорошо проникло в шелк. Кроме того, проводят тест на воду. Нанесите немного воды вблизи от разделяющих линий. Неплотные участки пропустят воду. Там тоже надо подработать линию, однако, делайте это только после того, как шелк высохнет. Время ожидания можно сократить с помощью фена.

№ слайда 15

Описание слайда:

Устранение ошибок Как только нанесенные на шелк резервные линии высохнут, можно продолжить оформление ткани жидкими красками. Каждой художнице, занимающейся росписью по шелку, знакома ситуация, когда разъединяющая линия не "держит". Это проявляется в том, что жидкая краска для росписи по шелку перетекает на соседнее поле. Подобные ситуации являются поводом для огорчений и нарушают процесс росписи. Резерв не вытекает из съемной насадки или стеклянной трубочки. (Конец трубочки или насадки закупорился). Из резервного состава испарился бензин, и он загустел. (Промойте трубочку бензином,разбавьте резерв бензином, но следите за тем, чтобы он не стал слишком жидким).Неплотные линии контурного средства приводят к подтекам краски. (Резерв наносился слишком быстро, линии получились "рваные". Проведите линии еще раз после высыхания (лучше с изнанки) медленно и равномерно, чтобы резерв мог впитаться в ткань).Соединения линий, нанесенных контурным средством, пропускают краску. (Невнимательность при нанесении линий. Для уверенности, до нанесения краски, провести тесты на воду и отблеск.)Разъединяющие линии плотные, но краска все равно затекает на соседнее поле. (На маленький участок нанесли слишком много краски, либо кисть подводилась слишком близко к линии, и краска перешла через нее. Отжимайте излишки краски с кисти о край банки. Не подводите кисть при росписи близко к краю поля, а давайте краске растекаться по ткани самой).Для устранения ошибок после высыхания красок проводят пастой новую линию. После высыхания резерва краску пытаются растворить и удалить смоченной в воде ватной палочкой.

№ слайда 16

Описание слайда:

Презентация "История возникновения "батика" составлена Кобзевой Алисой ученицей 8а класса МБОУ "СОШ №4" г. Скопина Рязанской области в качестве дополнительной работы для изучения темы "Ручная роспись тканей" по блоку "Художественные ремесла" в 7 классе по УМК Н.В.Синица В.Д.Симоненко "Технологии ведения дома" в 2018-2019 учебном году. Материал содержательный. При подаче материала используется анимация.

Просмотр содержимого документа
«Презентация. История возникновения техники "батик"»

История возникновения техники «батик»

Работу выполнила ученица 8А класса: Кобзева Алиса


Что же такое «БАТИК»?

Ба́тик - ручная роспись по ткани с использованием резервирующих составов. На ткань - шёлк, хлопок, шерсть, синтетику - наносится соответствующая ткани краска. Вот пример росписи «батик».


История возникновения «батика», Индонезия

Мастера острова Ява достигли небывалых высот и изыска в окрашивании тканей, и в очень короткие сроки данное ремесло превратилось в настоящее искусство.

Более сложный вид росписи развился в Индонезии. Существует две версии появления батика в этой стране. По одной из них техника была завезена в 6-7 вв. из Индии. По другой - это местная культура. Вероятно, искусство батика зародилось из подражания индийской набойке, бывшей предметом экспорта на Яву и Суматру. Так или иначе, но именно индонезийские мастерицы, довели давно известную технику до совершенства. Примечательно, что батик издревле считался женским делом. Сначала узор наносился при помощи бамбуковой палочки и расплавленного воска. Позже палочку сменил изобретенный на Яве инструмент -- чантинг. Он позволял более тонко прорисовывать линии, точки, завитки. Ткань погружалась в красильный чан до 10 раз, позволяя получить богатые оттенки цвета.


История возникновения «батика», Китай

Китай дал миру такой прекрасный материал, как шёлк. Техника украшения шелковой ткани методом набойки в Китае называлась жанцзе. Это можно перевести как узоры краской, орнамент, получаемый погружением в красящую жидкость. Во многих письменных источниках говорится, что ткани жанцзе повсеместное посила как знать, так и простой народ. В танский период существовало три различных метода нанесения узоров краской: восковой, блоковый и узелковый. По-видимому, самым древним и традиционным из них является метод лацзе (узоры воском), при котором жидкий горячий воск по узору накладывался на ткань, после остывания ткань погружали в красильный чан, потом воск удаляли и ткань в нужных местах оставалась неокрашенной.


Так где же узоры «батика» были лучше в Китае или в Индонезии?

Индонезия


История возникновения «батика», Индия

Появление индийского батика датируется примерно V веком до н.э. Одним из первых мастеров в этой стране стал Прахлада. Считается, что именно он внес в индийский батик такие отличительные черты, как богатая цветовая гамма, лаконичность, удивительная яркость и легкость.


История возникновения «батика», Япония

В Японии в 8 веке батик был широко распространен. Всем известно, что эта страна всегда славилась своими великолепно отделанными кимоно. Кроме того, в этой стране, как, впрочем, и повсюду на Востоке, не было принято демонстрировать свою фигуру. Но социальный статус необходимо было как-то обозначить, поэтому украшение одежды стало обычным делом для японцев.


Так где же узоры «батика» были лучше в Индии или в Японии?


История возникновения «батика», западная европа

Голландцы первыми начали применять батик для изготовления декоративных тканей в первой половине XIX века. Но уже к середине века они потеряли свое влияние на европейский рынок и развили предпринимательскую деятельность на Яве. Таким образом, открылись целые мануфактуры по производству батика, которые следили за господствующими направлениями и умели угодить самому взыскательному покупателю.


История возникновения «батика», Россия

Большую часть XX века Россия оставалась за «железным занавесом», поэтому батик у нас появился только в начале века. Именно тогда и изобрели резервирующий состав, который не требовал нагревания - появился холодный батик. Но несмотря на новые открытия батик в России развивался медленно. Художникам чаще приходилось не творить, а приспосабливаться.


Так где же узоры «батика» были лучше в западной Европе или в России?

Западная Европа


Вот такие узоры подарил нам «батик».

План-конспект занятия в объединении «Волшебная кисть»
«Батик и декоративные эффекты. Техника присыпки сухими красителями»



Автор : педагог дополнительного образования МБУДО «Детско-юношеский Центр» Сальникова Марина Анатольевна, г. Тула
Описание материала : Предлагаю вам конспект занятия росписи по ткани и презентацию к занятию для детей второго года обучения (возраст детей 7-9 лет). Данный материал будет полезен педагогам дополнительного образования, учителям изо и технологии, а также творческим личностям. Вашему вниманию представлен конспект комбинированного занятия, предполагающий контроль и закрепление ранее пройденного материала, а также изучение нового как в теории, так и на практике.
Тема занятия : «Батик и декоративные эффекты. Техника присыпки сухими красителями.»
Вид занятия : декоративно - оформительская работа
Цель занятия :знакомство с новой техникой и технологией ее выполнения.
Задачи :
Образовательные:
повторить и систематизировать изученные ранее техники батика;
экспериментальным путем определить технологию выполнения росписи;
изучить технологию выполнения росписи в новой технике;
выявить практическую значимость техники;
выполнить роспись ткани, применяя технику, присыпка сухими красителями.
Развивающие:
развитие внимания, памяти, творческих способностей, логического мышления и активности обучающихся
Воспитательные:
воспитание аккуратности при работе с красками
Средства обучения :
Демонстрационный материал: папка с методическими разработками «Виды и техники батика», слайд-шоу, демонстрирующие различные фото техник на ноутбуке или презентация
Оборудование занятия: сухие красители, ткань, кисти, вода, баночка для воды, распылитель для воды, клеенка на парту, фартук и нарукавники, методические пособия, ноутбук, ТСО (проектор, интерактивная доска)
Литература:
1. Энциклопедия художника искусства батика Москва 2001г.
2. Синеглазова М.О. Распишем ткань сами, 2001г.
3. Маслова Е.В. Батик в интерьере. 2006г.
Методические приемы : игровая ситуация, просмотр слайд-шоу, беседа, эксперимент, динамическая пауза, практическая деятельность, анализ работ

План занятия (45 мин)
1. Организационный момент. Сообщение темы и цели занятия……....................................1-3 мин
2. Основная часть занятия………………………………………...................................................…10-15 мин
а) повторение и закрепление изученных ранее техник батика и технологий их выполнения
б) знакомство с новой техникой
в) проведение обучающимися эксперимента с целью определения технологии и последовательности выполнения работы в технике присыпка сухими красителями, определение возможностей применений данной техники к готовым изделиям
г) определение задания и уточнение последовательности работы
д) динамическая пауза…………………………………...………...................................................…….1-2 мин
3. Практическая работа…..................................................…………………………………………..10-15 мин
4. Итог занятия. Выводы……………………………….…..................................................…………..5-10 мин
а) закрепления теоретических знаний
б) выставка и анализ работ обучающихся
5. Уборка рабочего места……………………...................................................………………….…….3-5 мин

Ход занятия

1.Организация внимания, настрой обучающихся на рабочий лад
Тема: «Свободная роспись и декоративные эффекты. Техника присыпки сухими красителями» (слайд 1)
Цель занятия: познакомиться с новой техникой батика и выполнить творческое задание, применив полученные знания.
2.Основная часть занятия.
Прежде чем познакомиться с новой техникой давайте внимательно посмотрим на экран и вспомним уже знакомые нам техники росписи по ткани. Педагог в полной тишине (или под легкую музыку) демонстрирует на экране различные виды батика (слайд 2).










После просмотра начинается беседа.
Назовите какие виды батика вы увидели при просмотре. Давайте вместе на доске составить схему «Виды батика». К доске приглашается обучающийся и со слов коллектива с помощью педагога выполняет (ранее уже изученную) схему (слайд 3).

Виды батика:
1.Холодный батик(использование резервирующего состава в качестве контура)
2.Горячий батик(использование расплавленного воска в качестве контура)
3.Свободная роспись (без контура)
- роспись по-сырому
- роспись по-сухому
-узелковый батик (бандана, гармошка)
-техника монотипии
- техника с использованием соли
-техника с использованием воска
-техника присыпки сухими красителями

После того как записаны в схему уже все знакомые виды батика,
Педагог добавляет цветным мелом в схему новую технику.

Обратите внимание, что техника присыпка сухими красителями (слайд 4) относится к свободной росписи, следовательно, не требует применение контуров и эскиза. А как же выполняется эта техника, и какие материалы и инструменты нам необходимы? Давайте снова обратимся к экрану и вспомним как выполняются знакомые уже нам техники.
На экране демонстрируется иллюстративный ряд: виды росписи и необходимые материалы и инструменты (слайд 5-16). Задача детей определить либо вид росписи, соответствующий показанным материалам, либо необходимые материалы для выполнения росписи. В итоге дети выдвигают предположение технологии выполнения присыпки сухими красителями и переходят к проведению эксперимента (например:1. Сначала намочить ткань, затем посыпать сухими красителями, 2. Наоборот сначала посыпать, затем намочить, 3. Наносить сухие красители с помощью кисти по сырой ткани. Детьми могут быть предложены и другие варианты).Для проведения эксперимента вызываются 3 человека, и каждый, по заданной ему технологии, выполняет роспись на заранее подготовленной ткани . У вас есть 3 минуты, а пока ребята рисуют, все остальные подумаем, где можно применить данный вид росписи.
Обучающиеся по очереди называют область применения (шарф, платье, подушки, фон для картины, платок и т.д.) Теперь сравним результаты эксперимента и определим, какая же технология является наиболее верной.
Итак, чтобы правильно выполнить данную роспись необходимо:
1.слегка смочить ткань водой
2.посыпать сухими красителями
Но прежде чем вы приступите к работе, представим себя маленькими котятами … (педагог проводит динамическую паузу)
Далее педагог дает задание, уточняет последовательность работы .
3. Практическая работа
Обучающиеся самостоятельно выполняют практическое задание. Педагог, отвечая на возникшие вопросы, оказывает индивидуальную помощь обучающимся, повторяет технику безопасности, контролирует весь творческий процесс.
4. Итог занятия. Выводы
Сегодня мы познакомились с новой техникой.
Ответим на следующие вопросы:
1.Как называется данная техника?
2.К какому виду батика она относится?
3.Чем отличается от холодного?
4.Какие изделия можно расписывать в данной технике?
5.Перечислите последовательность выполнения работы
Спасибо за ответы, а теперь обратите внимание на доску и проанализируйте работы. Для анализа выбирается 5-7 работ, выполненных на занятии . Назовите, какие вы видите плюсы и минусы в каждой работе по порядку. Дети учатся анализировать работы .
Проведя анализ, педагог заканчивает урок . Всем спасибо! Занятие окончено. До свидания!!! Убираем рабочие места.
5. Уборка рабочего места.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

История батика МОУ ИРМО « Уриковская СОШ» 2016 г. Выполнила: Кишова Ольга Анатольевна Учитель I категории Предмет:технология и изобразительное искусство

В одном мгновенье видеть вечность, Огромный мир – в зерне песка, В единой горсти – бесконечность И небо – в чашечке цветка. Уильям Блейк, перевод С. Я. Маршака Дорожкина Елена (г. Королёв). Лето. 2005. Шелк. Свободная роспись.

Слово batik (малайск. batek) производят от малайско-индонезийского слова titik (titek) – точка, капля. Слово «батик» в Индонезии появилось довольно поздно, возможно, после XVI века. Со временем и сам процесс создания рисунка с помощью расплавленного воска и готовую ткань стали называть батиком. Древнейший способ украшения тканей путем резервирования узора разогретым воском, парафином, смолой или другими веществами был известен во многих странах, начиная еще с Шумера. Сохранились египетские коптские ткани изо льна и шерсти III–VIII веков с белым рисунком на синем и красном фоне.

Считают, что в Индонезии батик начал развиваться в начале нашей эры. VI веке в Малайзии делали материал из коры дерева. Узор наносили воском, собранным у диких пчел, а окрашивали краской из красного камня (охрой) или сажей. Это древний метод окрашивания ткани в Китае. Известно, что в изолированной от влияний горной местности на Южном Сулавеси создавались ткани, сначала с помощью рисовой пасты, а позднее воска.

Современный батик. Индонезия, о. Бали. Фото М.Цыганова Письменные источники сообщают, что ещё в III веке до н. э. народность мяо и некоторые другие начали применять восковую технику для создания не только индиговых, но и разноцветных тканей и достигли совершенства. В 1960-е годы, видимо, под влиянием европейской и американской культуры в Индонезии стали создавать батик-картины, панно, занавесы с сюжетами, близкими западной живописи и непривычными для традиционного батика: пейзажами, фигурами людей, бытовыми сценами, абстрактными композициями. .

Индонезийский батик стал известен европейцам через Голландию в конце XIX – начале XX века, а, возможно, и раньше. Но отношение к нему было довольно пренебрежительное. На взгляд европейца эти изделия казались « малоизящными и антихудожественными», хотя их «характерность» все же была оценена.

В России с древности использовали технику, подобную восковому батику. В ХVI–XVII веках она достигла совершенства. Для резерва (вапы) применяли, кроме воска, глину, гречневый клейстер с квасцами. Состав наносили кистями. Если узор делали резными досками, то ткань называлась выбойкой восковой. Окрашивали ткань погружением в индиго – кубовым крашением, поэтому сейчас их называют кубовой набойкой. Кубовая набойка. Фрагмент. Лен. XIX в. Россия. Этнографический музей

Для ручной росписи применяются ткани из натуральных шелковых и хлопчатобумажных волокон. Если ткань изготовлена из смеси натуральных и синтетических волокон, то она будет плохо прокрашиваться, иметь неяркие, блеклые оттенки. Определить натуральное волокно можно с помощью горения. Для этого необходимо поджечь нить ткани. Натуральный шелк горит плохо, имеет запах паленой шерсти; хлопок полностью сгорает, имеет запах жженой бумаги. Ткани используемые для росписи по шелку

Появление в Европе восточных тканей привело в начале XX века к увлечению ручной росписью тканей. Батик переживал второе рождение. Но воспроизвести классический процесс изготовления воскового батика европейцам было сложно, поэтому появился иной, более доступный и простой вид росписи: холодный резерв и соответственно другие приемы крашения.

Существует несколько видов батика - горячий, холодный, свободная роспись. Они отличаются способом резервирования ткани. В российской традиции к батику также относят окрашивание связанной и скрученной ткани

В отличие от горячего батика, холодный ботик не требует удаления резерва после окрашивания, более прост и безопасен и поэтому относится к числу наиболее популярных приемов росписи ткани.

В России метод холодного батика применяется с 1936 года в промышленных артелях. Таким способом изготавливали косынки, шарфы, галстуки, купоны на платья, изделия для интерьера: занавеси, скатерти, салфетки, абажуры. Позднее - декоративные панно, живопись на ткани. Холодный батик получил широкое распространение во многих странах в 70-80-е годы.

Это один из первых способов украшения ткани. Он известен в странах Востока с древних времен. В Индокитае узелковая техника существовала еще до VII века. В Индии она широко распространена и по сей день под названием бандхей (бандхана, бандхини), что означает "обвяжи-окрась". Узелковый батик

В Малайзии, Индонезии узелковая техника называется планги, что значит "пробел, пятно". На Суматре ткани дополняют вышивкой бисером, в Индии - бусинами, в Африке - вышивкой, жемчужинами и раковинами. Этот способ окрашивания был известен в доколумбовой Америке, на Кавказе, в Тибете, в странах Ближнего Востока и Северной Африки.

Создание рисунка способом прошивания ткани - более утонченный прием. В Индонезии такая техника называется тритик.

Искусство росписи тканей дало миру сарафаны России, расписанные ткани и сари Индии, необыкновенные кимоно Японии. Много лет назад на островах Индонезии появился один из способов ручной росписи ткани – батик, радуя нас и удивляя сейчас своими красками и неожиданными замысловатыми узорами. И, конечно, он будет жить ещё долго, потому что люди полюбили эту замечательную роспись под названием БАТИК

Используемые сайты и литература http://shalapugina.forum https://ru.wikipedia.org/wiki/ https://yandex.ru/images Гамаюнова О. Роспись ткани: холодный батик // Юный художник. – 2001. – N 5. - С. 44-45 Е. Шилкова. Волшебный батик. Изд: Рипол Классик.-2012.


Слайд 2

Цель урока:

Познакомить с техникой батика, с видами, инструментами для батика; учить выполнять росписи на ткань; развивать творческое воображение, воспитывать интерес к декоративному искусству. Оборудование: Образцы изделий. Краски и кисти. Альбом. Баночка для воды. Словарь: Батик, восковая масса, резерв, стеклянная трубочка

Слайд 3

Словарь

Батик- технология окрашивания ткани. Слово «batik» в переводе с индонезийского языка означает расписанную от руки ткань: «ба» - хлопчатобумажная ткань, а «тик» – точка или капля. Восковая масса – специальный резервирующий состав, главным компонентом которого является пчелиный или искусственный воск. Восковую массу используется только для горячего батика. Резерв - состав, который применяется для создания резервирующей линии. Резерв служит непреодолимым барьером для красителя в процессе росписи. Стеклянная трубочка- инструмент для нанесение резерва при росписи в технике холодного батика.

Слайд 4

Что такое батик?

Это технология окрашивания ткани или обобщенное название разнообразных способов ручной росписи ткани. В основе всех этих приемов лежит принцип резервирования, - нанесение специального состава, не пропускающего краску на те места ткани, которые должны оставаться не закрепленными и образовать узор.

Слайд 5

Композиция и цвет

Работа начинается с подбора материала по заданной теме, зарисовок, постепенно продумывая тоновое, графическое и цветовое решение композиции

Слайд 6

Краски

По способу разведения (спиртовые, водяные) Не имеет запах, чистый цвет, высокая цветоустойчивость По способу закрепления (с помощью утюга, пара) Краска жидкая, сухая

Слайд 7

Кисти и ткани

Кисть – важный рабочий инструмент, от которого зависит качества работы. По форме – круглая, плоская, веерная. Материал из куньего, беличьего, колонкового меха. Ткань должна быть из натуральных волокон Х/б, шелк.

Слайд 8

Инструменты и приспособления:

Воск – применяется в качестве резервирующего вещества. Раздвижные рамы и подрамники Стеклянная трубочка Для нанесения на ткань резервирующего состава Фен для ускорения процесса высыхания Шаблон- четкий рисунок Булавки для шелка

Слайд 9

Последовательность выполнения:

Раздвижная рама: Закрепить ткань с помощью кнопок сначала по углам, а затем посередине Чем больше количество кнопок, тем ровнее ляжет материал. Подрамник Расстелить ткань и положить подрамник Выровнять контуры ткани, загнуть одну сторону и закрепить. Шаблон рисунка положить под ткань и перевести рисунок на ткань карандашом.

Слайд 10

Горячий батик

Горячим способ называется потому, что резервирующее вещество наноситься на ткань при помощи кисти из щетины Сначала наносят краситель, затем при помощи кисти из щетины горячий воск. Затем повторить процедуру резервирования, и закрашивания. Просушить ткань. После остывания воска работу снова окрасить в цвет.

Слайд 11

Холодный батик

Нарисовать шаблон Наносить рисунок на ткань С помощью спринцовки поместить в трубочку резерв Нанести резервный состав по контуру Просушить 40-50 мин. Приступить к расписать фон,

Слайд 12

Узелковый батик

Найти центр ткани и туго завязать нитью, затем отступив немного от центра обвязать еще несколько кружочка. Каждая такая обвязка после крашения образует светлый круг. После того как ткань окрасилась, тщательно прополощите в теплой воде. Развязать нитки. Гладить для закрепления краски.

Слайд 13

Техника свободной росписи

Загрунтовать солевым раствором Начинается рисунок со светлых пятен Постепенно переходить на темные пятна Чтобы рисунок казался выразительным, нанести выборочно черным резервом.