Кем быть по профессии 9. Пройти тестирование на выбор профессии и определиться! Краткое описание типов профессий
Как известно, выбор направления профессиональной деятельности - один из самых трудных вопросов в жизни. От правильного его решения зависит очень многое в жизни человека. Надеемся, что данный тест поможет Вашему ребенку сделать правильный выбор.
Существует пять типов профессий.
1. тип «П» - «человек - природа» . Для этого типа главный, ведущий предмет труда - это растения, животные или микроорганизмы.
2. тип «Т» - «человек -техника» . Для него главный, ведущий предмет труда - технические системы, вещественные объекты, материалы, виды энергии.
3. Тип «3» - «человек - знак» характеризуется такими ведущими предметами труда, как условные знаки, цифры, коды, естественные или искусственные языки.
4. Тип «X» - «человек - художественный образ» связан с условиями построения художественного образа.
5. Тип «Ч» - «человек - человек» . Для этого типа главным предметом труда являются люди, группы, коллективы, общность людей.
Инструкция:
Если Вы соглашаемся с пунктами программы самооценки, напиши карандашом знак « + ».
Если не соглашаемся – знак « - ».
Тестовое задание:
Тип специальности (по признаку предмета труда) |
|||||||
Легко (без внутренней скованности) вступаю в общение с новыми людьми |
|||||||
Охотно и подолгу могу что-нибудь мастерить (или чинить, шить, вязать) |
|||||||
Стараюсь придать окружающей меня среде черты красоты (говорят, что это мне удается) |
|||||||
Охотно и постоянно ухаживаю за растениями (или животными) |
|||||||
Охотно и подолгу могу что-нибудь подсчитывать, вычислять или чертить |
|||||||
Охотно провожу время со сверстниками или младшими, когда их нужно чем-то занять, увлечь делом или помочь |
|||||||
Охотно и часто помогаю старшим по уходу за животными (растениями) |
|||||||
Делаю мало ошибок в письменных работах |
|||||||
Мои изделия (то, что я делаю своими руками в свободное от учебы время) обычно вызывают интерес у товарищей, старших |
|||||||
Взрослые считают, что у меня есть способности к определенному виду искусства |
|||||||
Охотно читаю о растительном (или животном) мире |
|||||||
Активно участвую в художественной самодеятельности |
|||||||
Охотно читаю об устройстве и работе механизмов, машин, приборов |
|||||||
Подолгу могу разгадывать головоломки или сидеть над трудными задачами, кроссвордами, ребусами, мне нравится это |
|||||||
Легко улавливаю разногласия между сверстниками или младшими |
|||||||
Взрослые считают, что у меня есть способности к работе с техникой |
|||||||
Результаты моего творчества одобряют и незнакомые мне люди |
|||||||
Старшие считают, что у меня есть способности к работе с биологическими объектами (растениями или животными) |
|||||||
Мне удается подробно и ясно для других излагать мысль в письменной форме |
|||||||
Почти никогда ни с кем не ссорюсь |
|||||||
Результаты моего технического творчества одобряют незнакомые люди |
|||||||
Без особого труда усваиваю иностранные слова |
|||||||
Я часто помогаю незнакомым людям |
|||||||
Подолгу, не уставая, могу заниматься любимым занятием (музыкой, рисованием и т.п.) |
|||||||
Стараюсь повлиять на ход развития растений (живых организмов), улучшить, изменить их |
|||||||
Люблю разбираться в устройстве механизмов машин, приборов |
|||||||
Мне обычно удается убедить сверстников или младших в целесообразности того или иного плана действий |
|||||||
Охотно наблюдаю за животными или растениями |
|||||||
Стараюсь понять секреты мастерства работников искусства и воспроизводить их действия (делать, как они) |
|||||||
Ваши результаты: |
Подведите итоги.
Тот тип, по которому Вы набрали наибольшее количество баллов, тот тип профессии и является для Вас предпочтительным.
Наши читатели часто задают следующие вопросы: как правильно выбрать профессию? Где взять тест на выбор профессии для взрослых? Как пройти тестирование на выбор профессии для школьников-подростков, как девушке, так и парню? Мы с радостью вам отвечаем, что тестирование на выбор профессии существует и, при чём, в нескольких вариантах. В этой статье вы сможете выбрать подходящую профессию с помощью теста под названием:
ПРЕДПОЧТИТЕЛЬНЫЕ ВИДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(Е.А. Климова) Как правильно выбрать профессию — тест.
Как это сделать?
В тесте пять шкал, которым соответствуют пять общих направленностей профессиональной деятельности:
- человек — человек,
- человек — техника,
- человек — знаковая система,
- человек — художественный образ,
- человек — природа
Тест подходит для людей любого возраста. Если вы взрослый человек, который выбирает себе новую профессию, то, слово «старший» в утверждениях теста, для вас может означать «коллеги, начальство, родители или соседи», в общем любой значимый человек из вашего окружения.
Пройти тест на выбор профессии. Инструкции
1.На чистом листе бумаги начертите пять колонок. Каждую из них озаглавьте так:
I – «человек – природа»,
II – «человек – техника»,
III – «человек – знаковая система»,
IV – «человек – художественный образ»,
V – «человек – человек»;
2. Теперь читайте по порядку утверждения, приведенные ниже. Если вы согласны с утверждением, то со знаком «+» записывайте цифру, указанную в скобках. Записать ее нужно в соответствующую колонку на вашем листе (номер колонки указан римскими цифрами). Если не соглашаетесь, то выписывайте цифру со знаком «-».
Пример : «Я охотно и подолгу могу что-то мастерить, чинить» (П 1). Если вы с этим утверждением не согласны, то в колонку II « человек – техника » записывайте себе «-1» . Если вы не можете ответить определенно, то вообще цифру никуда не выписывайте;
3. ответив таким образом на 30 утверждений, подсчитайте суммы выписанных цифр (учитывая «плюсы» и «минусы» как в математике) в каждой из колонок. Наибольшие положительные суммы будут в столбцах, соответствующих наиболее подходящим для вас типам профессий, наименьшие (а тем более отрицательные суммы) – соответствуют совершенно неподходящим для вас профессиям.
Как правильно выбрать профессию — тестовый материал
- Легко знакомлюсь с новыми людьми (V-1).
- Охотно и подолгу могу что-нибудь мастерить, чинить (II-1 ).
- Люблю ходить в музеи, театры, на художественные выставки (IV-1 ).
- Охотно и постоянно слежу и ухаживаю за растениями и животными (I-2 ).
- Охотно и подолгу могу что-нибудь подсчитывать, решать задачи, чертить (III-1 ).
- Охотно помогаю старшим по уходу за животными и растениями (I-1) .
- Люблю проводить время с младшими, когда их нужно чем-нибудь занять, увлечь делом, помочь им в чём-то (V-1) .
- Обычно я делаю мало ошибок в письменных работах (III-1 ).
- То, что я делаю своими руками, обычно вызывает интерес у моих товарищей, старших (коллег, начальства) (II-2).
- Старшие считают, что у меня есть способности к определенной области искусства (IV-2 ).
- Я охотно читаю о растительном и животном мире (I-1 ).
- Активно участвую в художественной самодеятельности (IV-1) .
- Охотно читаю об устройствах механизмов, машин, приборов (II-1) .
- Охотно разгадываю кроссворды, головоломки, ребусы, трудные задачи (III-1 ).
- Легко улаживаю разногласия между сверстниками или младшими (V-2) .
- Старшие считают, что у меня есть способности к работе с техникой (II-2 ).
- Результаты моего художественного творчества одобряют даже незнакомые люди (IV-2) .
- Старшие считают, что у меня есть способности к работе с растениями или животными (I-2 ).
- Обычно мне удается подробно и ясно для других излагать мысли в письменной форме (III-2 )
- Я почти никогда не ссорюсь (V-1).
Вещи, сделанные мной, одобряют и незнакомые люди (II-1) .
Без особого труда усваиваю ранее незнакомые или иностранные слова (III-1 ).
Мне часто случается помогать незнакомым людям (V-2 ).
Подолгу, не уставая, могу заниматься любимой художественной работой (музыкой, рисованием и т. п.. (IV-1 ).
С большим интересом читаю об охране природной среды, леса, животных (I-1) .
Люблю разбираться в устройстве механизмов, машин, приборов (II-1 ).
Мне обычно удается убедить сверстников в том, что нужно делать так, а не иначе (V-1) .
Охотно наблюдаю за животными или рассматриваю растения (I-1 ).
Без особых усилий и охотно разбираюсь в схемах, графиках, чертежах, таблицах (III-2 ).
Пробую свои силы в живописи, музыке, поэзии (IV-1).
Краткое описание типов профессий
I. «Человек-природа ». Если вы любите работать в саду, огороде, ухаживать за растениями, животными, любите предмет биологию, то ознакомьтесь с профессиями типа «человек-природа».
Предметом труда человек природа » являются:
- животные, условия их роста, жизни;
- растения, условия их произрастания.
виды деятельности :
- изучать, исследовать, анализировать состояние, условия жизни растений или животных (геолог, агроном, микробиолог, зоотехник, гидробиолог, агрохимик, фитопатолог, эколог);
- выращивать растения, ухаживать за животными (лесничий, рыбнадзор, полевод, цветовод, овощевод, птицевод, животновод, садовод, пчеловод, ландшафтный дизайнер);
- проводить профилактику заболеваний растений и животных (ветеринар, врач карантинной службы).
Психологические требования профессий «человек-природа »:
- развитое воображение, наглядно-образное мышление, хорошая зрительная память, наблюдательность, способность предвидеть и оценивать изменчивые природные факторы;
- поскольку результаты деятельности выявляются по прошествии довольно длительного времени, специалист должен обладать терпением, настойчивостью, должен быть готовым работать вне коллективов, иногда в трудных погодных условиях, в грязи и т. п.
II. «Человек-техника ». Если вам нравятся лабораторные работы по физике, химии, электротехнике, если вы делаете модели, разбираетесь в бытовой технике, если вы хотите создавать, эксплуатировать или ремонтировать машины, механизмы, аппараты, станки, то ознакомьтесь с профессиями «человек-техника».
Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек техника » являются:
- технические объекты (машины, механизмы);
- материалы, виды энергии.
Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности :
- создание, монтаж, сборка технических устройств (специалисты проектируют, конструируют технические системы, устройства, разрабатывают процессы их изготовления. Из отдельных узлов, деталей собирают машины, механизмы, приборы, регулируют и налаживают их);
- эксплуатация технических устройств (специалисты работают на станках, управляют транспортом, автоматическими системами);
- ремонт технических устройств (специалисты выявляют, распознают неисправности технических систем, приборов, механизмов, ремонтируют, регулируют, налаживают их).
Психологические требования профессий «человек-техника »:
- хорошая координация движений;
- точное зрительное, слуховое, вибрационное и кинестетическое восприятие;
- развитое техническое и творческое мышление и воображение;
- умение переключать и концентрировать внимание;
- наблюдательность.
III. «Человек-знаковая система ». Если вы любите выполнять вычисления, чертежи, схемы, вести картотеки, систематизировать различные сведения, если вы хотите заниматься программированием, экономикой или статистикой и т. п., то знакомьтесь с профессиями типа «человек -знаковая система». Большинство профессий этого типа связано с переработкой информации.
Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек знаковая система » являются:
- тексты на родном или иностранном языках (редактор, корректор, машинистка, делопроизводитель, телеграфист, наборщик);
- цифры, формулы, таблицы (программист, оператор ЗВМ, экономист, бухгалтер, статистик);
- чертежи, схемы, карты (конструктор, инженер-технолог, чертежник, копировальщик, штурман, геодезист);
- звуковые сигналы (радист, стенографист, телефонист, звукооператор).
Психологические требования профессий «человек-знаковая система »:
- хорошая оперативная и механическая память;
- способность к длительной концентрации внимания на отвлеченном (знаковом) материале;
- хорошее распределение и переключение внимания;
- точность восприятия, умение видеть то, что стоит за условными знаками;
- усидчивость, терпение;
- логическое мышление.
IV. «Человек-художественный образ ».
Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек знаковая система » является:
- художественный образ, способы его построения.
Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности :
- создание, проектирование художественных произведений (писатель, художник, композитор, модельер, архитектор, скульптор, журналист, хореограф);
- воспроизведение, изготовление различных изделий по образцу (ювелир, реставратор, гравер, музыкант, актер, столяр-краснодеревщик);
- размножение художественных произведений в массовом производстве (мастер по росписи фарфора, шлифовщик по камню и хрусталю, маляр, печатник).
Психологические требования профессий «человек-художественный образ »:
- художественные способности; развитое зрительное восприятие;
- наблюдательность, зрительная память; наглядно-образное мышление; творческое воображение;
- знание психологических законов эмоционального воздействия на людей.
V. «Человек-человек ».
Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек человек » являются:
- люди.
Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности :
- воспитание, обучение людей (воспитатель, учитель, спортивный тренер);
- медицинское обслуживание (врач, фельдшер, медсестра, няня);
- бытовое обслуживание (продавец, парикмахер, официант, вахтер);
- информационное обслуживание (библиотекарь, экскурсовод, лектор);
- защита общества и государства (юрист, милиционер, инспектор, военнослужащий).
Психологические требования профессий «человек-человек »:
- стремление к общению, умение легко вступать в контакт с незнакомыми людьми;
- устойчивое хорошее самочувствие при работе с людьми;
- доброжелательность, отзывчивость;
- выдержка;
- умение сдерживать эмоции;
- способность анализировать поведение окружающих и свое собственное, понимать намерения и настроение других людей, способность разбираться во взаимоотношениях людей, умение улаживать разногласия между ними, организовывать их взаимодействие;
- способность мысленно ставить себя на место другого человека, умение слушать, учитывать мнение другого человека;
- способность владеть речью, мимикой, жестами;
- развитая речь, способность находить общий язык с разными людьми;
- умение убеждать людей;
- аккуратность, пунктуальность, собранность;
- знание психологии людей.
Тестирование на выбор профессии, к омментарии
Если вы хотите помочь ребенку в выборе профессии, ваша важнейшая задача не навредить. Именно родители зачастую вредят своим детям принуждая выбрать специальность, которая им не по душе. В своих мечтах взрослые могут рисовать перспективы для своих детей, о которых те и не догадываются. А когда чадо начинает сопротивляться, родители не хотят даже и слушать. Так получаются будущие неудачники, которым приходится мириться с выбором родителя и «тянуть лямку» обучаясь там, где как совсем не интересно.
Итак, совет родителям. Помогая своему ребенку выбрать профессию, будьте им друзьями и ни за что не продвигайте свои предпочтения. Просто предложите пройти тест на выбор профессии и в соответствии с результатами теста, посмотрите, где в вашем городе обучают по данным специальностям.
У мальчиков и девочек в подростковом возрасте очень быстро изменяются склонности, предпочтения и интересы. Сегодня молодой человек мечтает стать полицейским, а уже на следующий день ему больше импонирует профессия логиста. Уследить за ходом мыслей подростка может быть очень сложно, тем не менее, к моменту окончания школы важно сделать так, чтобы ребенок понимал, каково его жизненное предназначение, и в какой сфере деятельности ему лучше всего работать.
Сегодня существует множество различных способов определить, какая профессия больше других подходит вашему сыну или дочери. Безусловно, ребенок должен сам принять решение, в каком направлении он будет получать дальнейшее образование, и в какой сфере деятельности сможет добиться успехов. Вы же можете только помочь своему отпрыску и «подтолкнуть» его к правильному выбору.
Самым простым и в то же время эффективным направлением является проведение различных и тестов, направленных на определение круга интересов ребенка и подходящих для него профессий. Организовать подобные тестирования для своего сына или дочери можно и в домашних условиях, поскольку они не требуют наличия никаких специальных приспособлений. В данной статье мы познакомим вас с некоторыми из них.
Тест на определение будущей профессии для школьников Дж. Холланда
Тест на выбор профессии для подростков авторства Дж. Холланда проводится необычайно просто. С помощью него можно определить, к какому типу личности относится школьник, и в какой сфере деятельности он сможет работать с большим успехом и энтузиазмом.
Опросник Дж. Холланда состоит из 42 пар профессий. Ребенок, который проходит тест, должен, не задумываясь, выбрать в каждой паре ту работу, которая для него ближе. Список вопросов Дж. Холланда выглядит следующим образом:
- Инженер-технолог (1) или конструктор (2).
- Электротехник (1) или санитарный врач (3).
- Повар (1) или наборщик текста (4).
- Фотограф (1) или заведующий магазином (5).
- Чертежник (1) или дизайнер (6).
- Философ (2) или психиатр (3).
- Ученый-химик (2) или бухгалтер (4).
- Редактор научного журнала (2) или адвокат (5).
- Лингвист (2) или переводчик художественной литературы (6).
- Педиатр (3) или статистик (4).
- Завуч по внеклассной работе (3) или председатель профсоюзного комитета (5).
- Спортивный врач (3) или фельетонист (6).
- Нотариус (4) или снабженец (5).
- Оператор ЭВМ (4) или карикатурист (6).
- Политический деятель (5) или писатель (6).
- Садовник (1) или метеоролог (2).
- Водитель троллейбуса (1) или фельдшер (3).
- Инженер-электронщик (1) или делопроизводитель (4).
- Маляр (1) или художник по металлу (6).
- Биолог (2) или офтальмолог (3).
- Телерепортер (5) или актер (6).
- Гидролог (2) или ревизор (4).
- Зоолог (2) или главный зоотехник (5).
- Математик (2) или архитектор (6).
- Работник детской комнаты милиции (3) или счетовод (4).
- Учитель (3) или руководитель клуба для подростков (5).
- Воспитатель (3) или художник по керамике (6).
- Экономист (4) или заведующий отделом (5).
- Корректор (4) или критик (6).
- Заведующий хозяйством (5) или дирижер (6).
- Радиооператор (1) или специалист по ядерной физике (2).
- Часовой мастер (1) или монтажник (4).
- Агроном-семеновод (1) или председатель с/х кооператива (5).
- Закройщик (1) или декоратор (6).
- Археолог (2) или эксперт (4).
- Работник музея (2) или консультант (3).
- Ученый (2) или режиссер (6).
- Логопед (3) или стенографист (6).
- Врач (3) или дипломат (5).
- Копировщик (4) или директор (5).
- Поэт (6) или психолог (3).
- Телемеханик (1) или прораб (5).
Обратите внимание, что после каждого названия профессии в скобках указана цифра. Это – номер группы, к которой следует отнести ответ ребенка, если он выбрал данную сферу деятельности. После того, как подросток даст все ответы, необходимо сложить, сколько профессий выбрано в каждой категории. В зависимости от того, в какой группе школьник выбрал больше всего работ, вы сможете понять, к какой сфере деятельности он расположен, так:
- ребята, отдавшие свое предпочтение профессиям из первой группы, могут работать механиком, инженером, агрономом, водителем, а также выполнять любую работу, связанную с исполнением четко поставленных задач;
- вторая группа профессий определяет выбор людей, работа которых должна быть связана с непрекращающимся мыслительным процессом. Это, в первую очередь, ученые-теоретики, работающие в таких областях, как физика, химия, математика и так далее;
- мальчики и девочки, выбравшие преимущественно ответы из третьей группы, не мыслят своей жизни без общения с людьми. Идеальные профессии для них – врачи, учителя, психологи, экскурсоводы;
- к четвертой группе относятся офисные клерки – бухгалтеры, менеджеры, делопроизводители, секретари и так далее;
- профессии из пятой группы выбирают ребята с ярко выраженными лидерскими качествами и организаторскими способностями. Из них получатся превосходные заведующие, директора, кооператоры;
- наконец, к шестому типу относятся все юноши и девушки с выраженными творческими наклонностями. Это будущие актеры, певцы, дирижеры, музыканты и все работники аналогичных профессий.
Тест «Как определиться с выбором профессии подростку?» И.Л. Соломина
Опросник И.Л. Соломина имеет в своей основе известный тест академика Климова. Во время проведения данного тестирования испытуемому ребенку предлагается несколько утверждений, каждое из которых он должен оценить по следующей шкале:
- 0 – вовсе нет;
- 1 – пожалуй так;
- 2 – верно;
- 3 – совершенно верно.
Первая группа утверждений начинается с фразы «Я хочу…»:
- Обслуживать людей.
- Заниматься лечением.
- Обучать, воспитывать.
- Защищать права и безопасность.
- Управлять людьми.
- Управлять машинами.
- Ремонтировать оборудование.
- Собирать и налаживать технику.
- Обрабатывать материалы, изготовлять предметы и вещи.
- Заниматься строительством.
- Редактировать тексты и таблицы.
- Производить расчеты и вычисления.
- Обрабатывать информацию.
- Работать с чертежами, картами и схемами.
- Принимать и передавать сигналы и сообщения.
- Заниматься художественным оформлением.
- Рисовать, фотографировать.
- Создавать произведения искусства.
- Выступать на сцене.
- Шить, вышивать, вязать.
- Ухаживать за животными.
- Заготавливать продукты.
- Работать на открытом воздухе.
- Выращивать овощи и фрукты.
- Иметь дело с природой.
- Работать руками.
- Выполнять решения.
- Воспроизводить имеющиеся образцы, размножать, копировать.
- Получать конкретный практический результат.
- Воплощать идеи в жизнь.
- Работать головой.
- Принимать решения.
- Создавать новые образцы.
- Анализировать, изучать, наблюдать, измерять, контролировать.
- Планировать, конструировать, разрабатывать, моделировать.
Вторая группа вопросов начинается с фразы «Я могу…»:
- Знакомиться с новыми людьми.
- Быть чутким и доброжелательным.
- Выслушивать людей.
- Разбираться в людях.
- Хорошо говорить и выступать публично.
- Искать и устранять неисправности.
- Использовать приборы, машины, механизмы.
- Разбираться в технических устройствах.
- Ловко обращаться с инструментами.
- Хорошо ориентироваться в пространстве.
- Быть сосредоточенным и усидчивым.
- Хорошо считать в уме.
- Преобразовывать информацию.
- Оперировать знаками и символами.
- Искать и исправлять ошибки.
- Создавать красивые, со вкусом сделанные вещи.
- Разбираться в литературе и искусстве.
- Петь, играть на музыкальных инструментах.
- Сочинять стихи, писать рассказы.
- Рисовать.
- Разбираться в животных или растениях.
- Разводить растения или животных.
- Бороться с болезнями, вредителями.
- Ориентироваться в природных явлениях.
- Работать на земле.
- Быстро выполнять указания.
- Точно следовать инструкциям.
- Работать по заданному алгоритму.
- Выполнять однообразную работу.
- Соблюдать правила и нормативы.
- Создавать новые инструкции и давать указания.
- Принимать нестандартные решения.
- Легко придумывать новые способы поведения.
- Брать на себя ответственность.
- Самостоятельно организовывать свою работу.
Как видите, утверждения объединены в группы по 5 штук в каждой. В этих группах необходимо рассчитать общее количество баллов (оно всегда будет находиться в диапазоне от 0 до 15) и сравнить эти величины между собой. Первоначально сравнивают полученные значения в группах 1-5, они обозначают следующие типы:
- Человек – человек.
- Человек – техника.
- Человек - знаковая система.
- Человек - художественный образ.
- Человек - природа.
После этого определяют, в какой группе больше баллов, в 6 или 7. В зависимости от этого можно узнать, к какому типу профессии более склонен ребенок – к исполнительному (6 группа) или творческому (7). Объединив все полученные показатели, можно определить список профессий, наиболее подходящий для каждого подростка:
С помощью этих и других тестов можно без труда подобрать для каждого ребенка интересную профессию, в которой он сможет состояться.